Система тестирования в студии раннего творческого развития "Гармония"
методическая разработка на тему

Карпова Виктория Александровна

В данной статье представлена система тестирования по выявлению результотов образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_testirovaniya_rezultatov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТУДИЯ

«ГАРМОНИЯ»

Программа

«Первоначальная ориентация

дошкольников на выбор путей развития творческих способностей

в системе дополнительного образования»

Направленность образовательной программы  - социально-педагогическая.

 Настоящая программа представляет собой   программу, интегрирующую интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей от 3 до 7 лет.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.

Это период интенсивного  развития.  Особенности этого периода проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В  этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствуют виды деятельности, характерные для детей дошкольного возраста - игра и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Именно в этот период начинается процесс социализации. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Ребенок из «мира семьи» должен  выйти  в «большой мир» и научиться в этом мире жить.  

        Задача социальной адаптации на современном этапе развития общества приобретает особую значимость. Дети, не посещающие дошкольных учреждений, не имеют к моменту поступления в образовательные учреждения опыта общения с посторонними для них,  взрослыми и детьми; опыта совместной деятельности в детском коллективе, что вызывает трудности на начальных этапах обучения.

 С проблемой готовности к обучению в настоящее время сталкиваются не только учителя начальной школы, но и педагоги дополнительного образования.  

Раннее выявление природных способностей и их развитие в дошкольном возрасте создает условия для формирования устойчивой положительной   «Я-концепции» личности, что является базой раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка.

        В данной программе процесс обучения выстроен таким образом, чтобы максимально создать условия для общения ребенка с педагогами, сверстниками и родителями других детей. В процессе занятий в студии дошкольник осваивает общепринятые нормы поведения, учится строить отношения с взрослыми и детьми, усваивает морально-этические нормы.

Широкий спектр видов деятельности детей в студии способствует решению всеми педагогами общих задач, таких, как развитие коммуникативных качеств; развитие воображения, как основы творческой деятельности; развитие внимания; развитие памяти; развитие координации и мелкой моторики; развитие мышления.

        Предлагаемый настоящей программой подбор предметов  позволяет природосообразно воздействовать на развитие личностных качеств в гармонии с особенностями процессов восприятия дошкольников. Так, в развитии эмоциональной сферы ребенка доминирующее место занимает программа «Музыкальное развитие». Развитию воображения и мелкой моторики более всего способствует программа «Изобразительная деятельность». Развитию  разнообразных двигательных качеств – программы «Ритмика» и «Физическая культура». Развитию речи – программы «Развитие речи» и «Развивающие игры». Развитию  логического мышления – программы   «Основы математических представлений», «Развивающие игры», «Ознакомление с окружающим миром».

        

Отличительные осбенности данной программы заключается в следующем:

•        Программа деятельности студии «Гармония» вытекает из задачи создания условий для непрерывного дополнительного образования и развития личности ребенка, которая определена  программой деятельности Дворца творчества детей и молодежи. Являясь начальным звеном в осуществлении этой задачи, программа студии «Гармония» направлена на раннее выявление и развитие природных способностей и личностных качеств дошкольников. Данная программа выступает в роли первоначальной ступени, с базой умений и знаний которой дети продолжают обучение по образовательным программам Дворца. Педагоги студии сопровождают его по всему образовательному маршруту до выпуска из стен Дворца.

•        Обучающимся по программе  предоставлены возможности освоения программы в различном темпе. Начало освоения программы возможно в возрасте 3, 4 , 5 и 6 лет  и учебным планом сбалансировано по объему освоения в соответствии с возрастной нормой.

Ребенок может заниматься в студии  от 1 до 4 лет.  

•        Значительно разнообразит содержание процесса обучения досугово-просветительская  работа. Так, например, посещение выставок позволяет обучить детей правильному поведению при осмотре экспозиций. При посещении концертов дети знакомятся с культурой поведения зрителей. Подготовка к праздникам создает условия для коллективной творческой деятельности детей и взрослых.

Участие студии в комплексных программах ДТДиМ и акциях города Москвы существенно расширяет познания детей, формирует культуру социального взаимодействия. В области знакомства детей с отечественной историей и культурой – это программа «Истоки»; в области физической культуры – программы «Здоровье»; в области знакомства и взаимодействия с объединениями Дворца – программы «Светлячок», «Золотой ключик»; в области работы с семьями воспитанников – программа «Наш дом – ваш дом».

•        Особенностью программы является максимальная включенность родителей в образовательный процесс: обязательное участие родителей в подготовке и проведении досугово-просветительских и массовых мероприятий, посещение открытых занятий, участие в семинар и мастер-классах для родителей.

Система тестирования в отделе раннего творческого развития «Гармония»

В студии «Гармония» разработана система наблюдения за развитием обучающихся.

Она включает в себя:

  • Наблюдение за обучающимся в начале учебного года и заполнение карт по итогам наблюдения;
  • Наблюдение за обучающимся в конце учебного года и заполнение карт наблюдения.

Наблюдение за развитием детей.

Первый  этап наблюдения за ходом развития – заполнение карт наблюдения.

Организация наблюдения.

        Карты наблюдения заполняются педагогом дважды в год: в октябре и апреле, в течение месяца. Важно, чтобы к моменту заполнения карт от начала занятий прошло не менее 2-3 недель, необходимых для адаптации детей к занятиям.

Характеристика карт наблюдения.

  • Карты наблюдений разработаны по каждому предмету программы.
  • Карты и характеристики уровней едины для всех возрастов.
  • При разработке характеристики уровней развития за ориентир были взяты возрастные нормы развития отдельных качеств и умений. Например,  для детей 4-5 лет характерна неустойчивость внимания, ребенок 5-6 способен при умелом руководстве педагога сохранять внимание 20-25 минут, т.е., усталость проявляется к концу занятия. Дети 6-7 лет в норме и при учете педагогом особенностей материала, предлагаемого для изучения, способны сохранять устойчивое внимание на протяжении всего занятия. Эти показатели и являются характеристикой низкого, среднего и высокого уровней развития внимания. Следовательно, низкий уровень, в основном, характерен для детей 4-5 лет, средний – для детей 5-6 лет, высокий – для детей 6-7 лет.
  • Каждая карта наблюдения содержит три группы параметров:
  1. Специальные знания, умения и навыки по предмету;
  2. Блок умений и навыков, по которым можно судить о сформированности  предпосылок учебной деятельности: умение работать по образцу, понимание словесной инструкции, сформированности понятий по предмету;
  3. Особенности поведения и особенности эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, второй и третий блоки являются общими для всех карт. Это позволяет отследить особенности поведения ребенка на разных занятиях и дает информацию о предпочтениях ребенка и о наиболее проблемных для него видах деятельности.

Являясь отделом социально-педагогического творчества ДТДиМ, студия «Гармония» активно участвует в комплексных программах Дворца, тесно взаимодействуя с другими коллективами.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТУДИИ «ГАРМОНИЯ»

Цели:

•        развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных  видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка;

•        формирование начал музыкальной культуры.

Задачи:

•        развитие ладового чувства - различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, а также определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения;

•        музыкально-слуховых         представлений - способности, проявляющейся в     воспроизведении по слуху мелодий;

•        чувства ритма - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Занятия для детей 3-6 лет проводятся 1 раз в неделю по 30мин.

Содержание программы по музыкальному развитию

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Включает в себя: прослушивание музыкальных произведений (инструментальных, вокальных), знакомство со звучанием различных музыкальных инструментов.

Исполнительство – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Творчество – сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные.

Музыкально-ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Музыкально-образовательная деятельность – знания о музыке, ее видах (народной, классической, вокальной, инструментальной), о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности; накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведениях); знания, необходимые для овладения певческими навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль; знания о тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах; знания о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности.

В данной карте наблюдения низкий уровень обозначается синим цветом, средний-зеленым, высокий-красным. Затем считается в процентном соотношении и выводится диаграмма.

Таким образом,  система тестирования и наблюдения за ходом развития обучающихся, разработанная в студии «Гармония», позволяет:

1.        выявить наиболее существенные проблемы в развитии детей на момент начала обучения;

2.        создать благоприятные условия для адаптации детей, имеющих проблемы;

3.        установить доверительные отношения с родителями, скоординировать усилия педагогов и семья в работе со сложными детьми;

4.        проследить динамику развития ребенка на протяжении всего времени занятий в студии;

5.        выявить наиболее проблемные для ребенка виды деятельности, помочь в устранении сложностей;

6.        выявить проблемы формирования эмоционально-волевой сферы, скоординировать усилия семьи и педагогов студии в их преодолении.

Успехи обучающихся демонстрируются на концертах, соревнованиях, эстафетах, праздниках и п.д

                

                                                                                

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

«А недавно было лето» (игровая программа для обучающихся студии раннего развития «Азбука»)

Игровая программа для детей 3-4 лет посвященная осени с элементами театрализации....

Программа студии развития творческих способностей "Акварелька".

Программа студии развития творческих способностей "Акварелька". Программа направлена на активизацию у детей творческого мышления, интеллектуальное развитие, формирование предпосылок уни...

Программа "Студия раннего развития"

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процесс...

Конспект открытого занятия Студии раннего развития "Радуга" "Хорошее настроение"

Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством танцевально- игровой деятельности....