Педагогический совет в ДОУ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры"
методическая разработка на тему

Тренина Татьяна Викторовна

Предлагаю вашему вниманию конспект проведения педагогического совета в ДОУ по теме "Формирование у дошкольников основ экологической культуры". Педсовет проводится в форме педагогической мастерской, активная работа педагогов по закреплению знаний программы позволяет повысить эффективность проводимой методической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_ekologiya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников основ экологической культуры»

Цель:

Совершенствование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и определение путей совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

1. Определить актуальность проблемы по организации экологического воспитания в группах ДОУ.

2. Изучить опыт работы по использованию проектного метода в работе с детьми по экологическому воспитанию.

3. Провести анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию, выявить проблемы в работе.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы организации работы по экологическому воспитанию нашего образовательного учреждения. Тема педагогического совета «Формирование у дошкольников основ экологической культуры». Педсовет мы проведем  в форме педагогической мастерской.

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования. Зачастую в детском саду идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические». В чем же разница? Как мы уже с вами говорили, экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

Долгое время в нашей стране использовались традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы к развитию ребенка, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не отражает сущности экологического воспитания на современном этапе.

Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на практике? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое?

Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.

А чему же тогда необходимо учить? Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! В этом случае необходимо придерживаться принципов отбора содержания, которые помогают отобрать нужное содержание. Важно помнить о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника:

- научность

- доступность;

- гуманистичность

- прогностичность (воспитание у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты»)

- деятельностность

- интеграция

- целостность (целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы)

- регионализм

- системность.

В подтверждение сказанного предлагаю вам провести небольшую практическую работу: сравнить требования Программы Васильевой М.А. и программы «От рождения до школы» Вераксы Н.Е. раздела «Ознакомление с природой».

(педагоги проводят сравнительный анализ программ, выделяя отличия в содержании и подходах в обучении детей).

В условиях современного ДОУ существует широкий спектр всевозможных методов и методик по работе с детьми, направленной на повышение уровня экологического сознания. Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Сейчас педагоги познакомят нас с некоторыми проектами по экологическому воспитанию, которые были разработаны и реализованы вместе с детьми.

(выступления педагогов по защите своих проектов)

Следующий вопрос нашего заседания – итоги тематической проверки, проведенной в ДОУ по теме «Создание условий в группах ДОУ для организации работы по экологическому воспитанию».

(зачитывается аналитическая справка по итогам проверки)

Таким образом, по итогам нашего сегодняшнего заседания можно сделать следующий вывод: проведение серьезной развивающей работы по экологии в условиях ДОУ являет собой залог воспитания будущего поколения, способного не только защитить свою природу, но и прочувствовать её проблемы и стать не просто «человеком потребляющим», но и «человеком дающим».

Решение педсовета:

  1. Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу и  разработанные календарные и тематические планы.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели

  1. Использовать в работе материалы интернета и компьютерные программы, тематические презентации и художественно-музыкальную наглядность, подобранные в соответствии с возрастом и интересами детей.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1. В соответствии с итогами диагностики детей по экологическому воспитанию, педагогам всех возрастных групп в свободной деятельности с дошкольниками запланировать и провести мероприятия по темам, которые выделены как средне- и малоизученные.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1. Педагогам всех возрастных групп разнообразить уголки природы, в соответствии с возрастом, требованиями программы  и интересами детей. Уделить особое внимание работе с детьми по ознакомлению с комнатными растениями.

Срок исполнения:  до 31.05.2018 г.

Ответственные: воспитатели.

  1. Создать на участке детского сада уголки с лекарственными и цветущими травянистыми растениями, рекомендованными для ознакомления дошкольников.

Срок исполнения:  до 31.08.2018 г.

Ответственные: воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ экологической культуры

Опыт работы по экологическому воспитанию....

Воспитание у дошкольников основ экологической культуры

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с «Концеп...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Самоанализ" Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности".

Самоанализ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности...

Презентация "Формирование у дошкольников основ экологической культуры в процессе использования современных педагогических технологий"

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст-самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. ...