Самоанализ" Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности".
материал

Рудковская Марина Васильевна

Самоанализ "Формирование у дошкольников основ экологической культуры, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_ekologii.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 Формирование у дошкольников основ

экологической культуры, как  одного из важнейших направлений всестороннего развития личности.

Воспитатель: Рудковская М.В.

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у дошкольников экологического сознания и культуры природопользования. В раннем возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

В течение учебного года мы работали по экологическому воспитанию. Наблюдали на прогулке за насекомыми, растениями, а для того чтобы понять как происходят некоторые явления, был создан опытно-экспериментальный центр в группе, в котором дети с совместной деятельности с воспитателем имели возможность проводить простые опыты. В группе появился речной песок, камни, ракушки, глина. После того, как организовали опытно-экспериментальный уголок, работа стала проходить более насыщенно и интересно.  Для формирования представления о свойствах воды и песка, проводили с детьми опыты с водой: рассматривали  чистую  и  грязную  воду, холодную  и  горячую, опыты с песком: сухой - рассыпается, влажный – лепится.  В зимнее время года проводили опыт со снегом и льдом, определяли что быстрее растает лед или снег и т.д. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.

   Природный уголок  был дополнен  карточками  с правилами поведения в природе, купили игру «Чей детеныш», сделаны ширмы о воде, Земле, солнце, загадки о природе, изготовлены альбомы о животных, растениях.

         Вывод: Проведенная работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

  • дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром

 растений и животных;

  • у детей сформировались  первоначальные представления о себе

 (человек - часть природы и подчиняется ее законам).

  • у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и

 безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. 

Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобран различный материал на цифровых носителях о живой и не живой природе, составлены разнообразные презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включала разнообразные экологические электронно-дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет…?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

В совместной и самостоятельной деятельности использовала различные формы организации детей.  Предлагала детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки, также в работе использовала игры – инсценировки.  

В группе  организован  «Уголок природы», в котором находится календарь природы, есть гербарии, Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Действенной формой при формировании экологических представлений у детей стали экологические проекты: «Эта удивительная вода», «Шары убийцы» и др..  В содержании проектов входило экспериментирование и опыты. Опыты строились на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе работы я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, снега, льда, воды.

Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например «Приготовь лекарство», «Построй домик животному».

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Еще с младшей группы проводились различные занятия, беседы с детьми о птицах. Вместе с детьми  и родителями была проведена акция «Покорми птиц зимой». Были изготовлены кормушки и дети кормили птиц. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Ежегодно садим  «Огород на окне» где главными участниками стали дети, они с удовольствием выращивают рассаду для цветников. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы.

Привлекаем родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, с которыми участвовали в конкурсах «Осени» и «Новый год» . Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества  дошкольника.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.

В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровь...