Требования к личности воспитателя и его профессиональной компетенции
методическая разработка на тему

Свидерская Алла Викторовна

Материал будет полезен старшим воспитателям ДОУ для проведения консультации с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель дошкольного учреждения.

Требования к его личности и профессиональной компетентности.https://sviderskaya-dmdou57.edumsko.ru/uploads/39500/39443/section/957161/.thumbs/uspeh.jpg?1542663756799

Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества.

Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими. Материалы археологических раскопок, данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его сознания, появлению членораздельной речи.

В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Взрослые направляли поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого теперь становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества.

С упорядочиванием брачных отношений, с появлением парного брака зарождаются домашнее семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники. Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения — инициация. Инициация — это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усвоить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки.

Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря, где шла поэтапная подготовка. Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это не учителя в полном смысле слова, но они являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы довести его до дома. Дома раб следил за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого означает «детоводитель».

Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.

В древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами были в основном священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарийприводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой.

С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности.

В «Толковом словаре» Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, т.е. воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, человеческими ценностями, т. е. обучает. Эти составные части деятельности осуществляет одно лицо — учитель. Воспитатель — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Профессия воспитателя известна со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадетский корпус) воспитательные функции выполняли особые должностные лица — классные дамы, классный надзиратель, наставник и др. в состоятельные семьи приглашались гувернеры.

Профессия «Воспитатель ДОУ» — возникла в 17–18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения предназначались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.

1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф. Фребель (1782 — 1852), дал своему дошкольному заведению в г. Бланкербурге (1837) название детский сад.

Первые детские сады в России появились в 60 гг. 19 в. По инициативе частных лиц, благотворительности. Первый бесплатный детский сад для низших слоев населения был открыт в 1866 г. в Петербурге.

Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

Педагог осуществляет педагогическую деятельность. Педагогическая деятельность имеет следующие компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта).

Педагогическая техника — это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности.

Основные «орудия» педагогического труда — голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажной является культура речи — хорошее владение словом, четкая дикция и пр.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Педагог должен обладать следующими личными качествами:

  1. Профессиональная направленность.
  2. Эмпатия. —сочувствие, сопереживание.
  3. Педагогический такт— чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом.
  4. Педагогическая зоркость —способность фиксировать существенное в развитии ребенка, видеть перспективу, динамику в развитии.
  5. Педагогический оптимизм —вера в возможности каждого ребенка.
  6. Культура профессионального общения —умение находить общий язык с детьми, с родителями, коллегами и т.п.

7.Педагогическая рефлексия — способность анализировать результаты своей деятельности.

Педагог должен обладать следующими умениями:

1.Гностические умения — умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка, коллектив в целом.

2.Коммуникативные умения — установление взаимоотношений с детьми, родителями, администрацией и т.п.

3.Конструктивные умения — умение строить планировать педагогический процесс.

4.Организаторские умения — умение организовать себя и коллектив детей.

  1. Специальные умения —умение петь, танцевать, вязать и пр.

Профессиограмма — научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

"Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГТ"

 В ряду важнейших требований к личности воспитателя ДОУ находится ее направленность (четкое разграничение понятий добро - зло, нравственно- безнравственно). Воспитатель должен знать о хара...

Роль методического кабинета и старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции воспитателя

Важность помощи старшего воспитателя в профессиональном росте молодых специалистов....

Роль старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции сотрудников ДОУ

Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу м...

Консультация для воспитателей "Требования к личности воспитателя в свете нового ФГОС"

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, ка...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС

Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...