ПРОГРАММА «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.

В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prof._vygoraniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  Центр развития ребенка - детский сад№38 Красносельского района                                Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Программа разработана педагогами-психологами:

                                                                                     Воробьевой Н.А.

                                                                                         Черноситовой Т.А.

Санкт-Петербург

2017

Актуальность.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек-человек»).

Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений            с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощении своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничении своих возможностей [2].

Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.

В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».

 Данная программа профилактики эмоционального выгорания педагогов проводится в несколько этапов:

1. Информационный блок – предоставление информации о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и признаках.

2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике  В.В. Бойко).

3. Психологические тренинги, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния педагогов и профилактику профессионального выгорания.

4. Итоговый мониторинг (по методике В.В. Бойко[9]). Сравнение показателей до и после проведения программы.

Цель программы: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.             

 Задачи:

1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат.

2. Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.

3. Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.

4. Совершенствовать личностные качества педагогов.

              Структура:

1.Вводная часть (ритуал приветствия).

2.Основная часть (игры и упражнения по теме).

3.Заключительная часть (ритуал завершения).

             Методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения.

             Формы работы:

1.Игры, направленные на развитие социальной перцепции.

2.Элементы песочной терапии.

3.Элементы глинотерапии.

4.Элементы куклотерапии.

5.Элементы игротерапии.

6.Элементы телесно-ориентированной терапии.

Ожидаемые результаты работы:

1.Повышение психологической защищенности педагогов, укрепление психологического здоровья.

2.Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

3.Овладение педагогами начальными навыками рефлексии, способами саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

4.Раскрытие внутренних резервов личности педагога.

5.Повышение мотивации педагогов к самопознанию и саморазвитию.

      Программа состоит из 6 встреч в течение учебного года с октября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

План работы с педагогами
по профилактике эмоционального выгорания

Задачи

Структура

1. Игротерапия эмоции

1. Раскрепощение, снятие эмоционального напряжения.

2. Обучение способам саморегуляции.

3. Формирование навыка контроля и адекватного отреагирования собственных негативных эмоций.

1. Вступление. Краткое изложение выводов тестирования.

2. Принятие правил.

3. Упражнение «Краники» (гнев, печаль, страх, радость) [3].

4. Рисунок «Мой гнев» [3].

5. Лишается эмоция злости от раздражения до бешенства.

6. Упражнение «9 квадратов» [3].

7. Игра «Драка животных».

8. Групповая игра «Злой список».

9. Мозговой штурм. Создание списка адекватных способов отреагирования собственных негативных эмоций.

10. Подведение итогов.

2.

Песочная терапия

1. Развитие умения контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние.

2. Формирование навыков рефлексии, саморегуляции.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие различными способами.

2. Взаимодействие с песком. тактильные ощущения.

3. Упражнение «Я – профессиональное,
я – личностное».

4. Упражнение «Скульптура из песка»[1].

5. Упражнение «Образ Я»[1].

6. Подведение итогов.

3. Глина

1. Формирование навыка контроля и саморегуляции эмоционального состояния.

2. Обучение адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций.

3. Совершенствование развития личностных качеств.

1. Приветствие.

2. Знакомство с материалом – глина.

3. «Слепи свой гнев (страх, печаль)»[3].

4. Лепка «Моя сила»[3].

5. Работа в малых группах (2-5).

6. Подведение итогов.

4. Куклотерапия

1. Оптимизация самооценки. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование позитивного мышления.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие.

2. Взаимодействие в парах.

3. «Моя злость похожа на…» - ассоциативное упражнение[4].

4. Работа в парах «Драка кукол» )[4].

5. «Кукла – похожая на меня». Сочинение сказки[5].

6. Подведение итогов.

5.Релаксационные упражнения

1. Устранение эмоциональной напряженности. Ослабление проявления утомления.

2. Повышение психофизиологической реактивности.

3. Обучение навыку снятия мышечных зажимов, нервно психологического напряжения.

1. Приветствие «Пока горит свеча».

2. Релаксационное упражнение «Морское путешествие и летучий остров» [8].

3. Релаксационное упражнение «Водопад энергии» [7].

4. Игра «Тростинка на ветру» [8].

5. Игра «Бедный кораблик» [8].

6. Подведение итогов.

6. Итоговое

1. Формирование позитивного мышления.

2. Побудить интерес и желание использовать полученные знания и умения в жизни.

3. Стабилизация внутренней душевной гармонии.

4. Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата.

1. Приветствие «Я сегодня вот такая!»

2. «Мой портрет в лучах солнца» [6].

3. Герб педагогического коллектива.

4. Игра «Все дело в шляпе».

5. Подведение итогов.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. -  СПб.: Речь, 2015. – 256 с.

2. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

3. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
4. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2016. – 271 с.

5. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. – 102 с.

6. Тренинг развития жизненных целей/ Под редакцией Е.Г. Трошихиной. - -  СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

7. Сборник релаксационных текстов и упражнений по саморегуляции «Живительный источник» / Фролова Э.В. - http://www.infouroki.net/sbornik-relaksacionnyh-tekstov-i-uprajneniy-po-samoregulyacii-jivitelnyy-istochnik.html

8. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.  Радостное взросление: личностный рост ребенка. -  СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

9. http://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/Методика Бойко В.В.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)

Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...

Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохране­ния психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина,...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...