"Партнерство педагогов и родителей в предшкольный период детского развития»
консультация на тему

Ольга Анатольевна Зубкова

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_predshkole.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Партнерство педагогов и родителей в предшкольный период

детского развития »

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – образование детей старшего дошкольного возраста, направленное на оптимизацию процесса подготовки ребенка старшего дошкольного возраста для обеспечения равного школьного старта детям из разных социальных слоев и для более легкого протекания адаптации к школе.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

А.И. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизма волевой регуляции действии».

Физиологи используют термин «школьная зрелость», под которым подразумевают определенный уровень функциональных возможностей организма ребенка, обеспечивающий возможность систематического обучения в школе. Во многом этот уровень определяется возрастными границами.

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умением, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как «достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении».

Готовность ребенка к школе понятие интегральное, комплексное, включающее в себя ряд взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный; эмоционально-волевой; физический; мотивационный и социальный. Это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Готовность ребенка к школе – результат всего предыдущего периода роста и развития ребенка.

Итак, готовность ребенка к школе  предполагает такой уровень физического и психического развития, когда ребенок способен осваивать образовательную программу начальной школы в условиях массового обучения без вреда для своего физического и психического здоровья.

Готовность к школе подразделяется на общую и специальную. Специальная готовность включает овладение ребенком началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности (выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы).

Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребенка. Она выступает как важнейший итог всего предыдущего периода воспитания и обучения ребенка. Общая готовность включает физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Она включает в себя ряд компонентов - это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям. Это соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям, высокий уровень развития моторики, двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных, разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Физическая готовность к школе предполагает овладение ребенком культурно - гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены. Под физической готовностью  понимается хорошее состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность (А.В.Запорожец, М.Ю. Кистяковская, Н.Т.Терехова и др.).

Рассматривая психологическую готовность к школе, следует выделить составляющие ее компоненты. К ним относятся интеллектуальная и личностная готовность, которая в свою очередь, включает коммуникативную, мотивационную и эмоционально-волевую готовность. Только в совокупности они обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.

Интеллектуальная готовность. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлены ведущим видом деятельности школьника - учением, требующим напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность включает в себя запас знаний ребенка об окружающем, о жизни людей, о природе. Причем знания эти должны быть в достаточной мере дифференцированы. Необходимо сформировать следующее:

  • произвольность познавательных процессов, их качество;
  • познавательное отношение к окружающему  миру,  стремление  к получению знаний и обучению в школе;
  • общий  уровень  мыслительной  деятельности  (умение  сравнивать,   обобщать, анализировать, классифицировать и пр.)
  • самостоятельность умственной деятельности;
  • элементарные навыки учебной деятельности (принятие, постановка цели, поиск путей решения поставленной задачи, и т.д.).

Личностная готовность ребенка к школе  проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценке и мотивации учения. Затрагивая тему личностной готовности ребенка к школе, авторы подчеркивают значимость мотивационного плана, формирование так называемой «внутренней позиции школьника» (Антонова Т.В., Буре Р.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Репина Т.А., Стеркина Р.Б., и др.).

Коммуникативная готовность. При определении коммуникативной готовности важно отметить роль общения в развитии ребенка. Выделяют три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Отношение к взрослым и сверстникам определяется по степени сформированности мотивов общения, умения строить взаимоотношения, общительности, способности подчиняться требованиям одних и руководить другими, усваивать и реализовывать нравственные нормы взаимоотношений.

Отношение к себе выражается в уровне устойчивости, адекватности самооценок, общего представления о своей личности, а также в уровне притязаний ребенка, который показывает отношение к целям деятельности.

Мотивационная готовность. Данный вид готовности проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником. Включает достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.

Свое конкретное выражение мотивационная готовность находит в отношении ребенка к школе, определяемом по степени сформированности мотивов, характеризующих стремление ребенка к новой деятельности, к новой позиции в системе общественных отношений (желает - не желает ребенок учиться, как мотивирует свое желание, насколько эмоционально переживает свое отношение).

Эмоционально - волевая готовность. Не менее значимой стороной психологической готовности к школе является достаточно высокий уровень эмоционально - волевого развития ребенка. Она охватывает наиболее важные черты личности и стороны поведения ребенка, которые в своей совокупности составляют необходимые предпосылки для адаптации ребенка к школьным условиям, связанные с ответственным выполнением новых обязанностей и формированием нравственного отношения к учителю и учащимся.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как волевая характеристика: уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Педагогическое зссе «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Эссе отражает важность  и необходимость взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, объясняет сущность социального партнерства, раскрывает инновационные формы работы с родителями в условиях совреме...

Важность социального партнерства педагогов с родителями в условиях ДОУ.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социаль...

«Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Для успешного воспитания необходимо установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАРТНЕРСТВА: ПЕДАГОГ – ДЕТИ – РОДИТЕЛИ

В нашу эпоху непрерывно вырастает значение научных исследований не только окружающей природы, но и еще совершенно недостаточно изученной природы самого человека, таящихся в ней возможностей. Познание ...

«Игра и дети» (просвещение родителей с применением дистанционных форм партнерства педагогов и родителей)

Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к игровому взаимодействию с детьми, ...