"Формирование краеведческих компетенций педагогов"
презентация на тему

Волощук Светлана Анатольевна

В последнее десятилетие краеведение как особый образовательный ресурс прочно входит в практику работы дошкольных учреждений. Краеведение является основой воспитательной, патриотической, духовно-нравственной работы, показателем культурного развития общества.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок» Формирование краеведческой компетенции педагогов Волощук Светлана Анатольевна г. Заводоуковск, 2018

Слайд 2

- « Краеведение - это научный комплекс, который объединяет естествоведение и общественное краеведение , которое всесторонне изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру определенной части страны ». А.А. Куратов - « Краеведение является одним из источников знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования нравственных качеств. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук, объединяя в себе сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, и другие ». ( Д.С. Лихачев)

Слайд 3

- « Краеведение это область человеческой деятельности, направленная на всестороннее изучение любой части страны, выделенная по одному из способов районирования отдельными лицами независимо от места проживания, социально-демографических или иных признаков, формируемая добровольными объединениями исследователей, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями». (Н.Н. Щерба ) - «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности-природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» ( Толковый словарь В.И. Даля)

Слайд 4

Краеведение — это многогранная познавательная, творческая и общественно полезная деятельность, направленная на комплексное изучение родного края (его природы, быта, хозяйства, культуры), а также посильное участие в охране и сохранении природного и культурного наследия.

Слайд 5

« Краеведческая компетенция» определяется , как совокупность краеведческих знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляющаяся в осознании ценностей родного края». (С. А. Шемшурина ). Мовационный Когнитивный Деятельностный компонент компонент компонент

Слайд 6

- мотивационный компонент — осознание целевых и смысловых установок краеведческой работы в дошкольном учреждении ; - когнитивный компонент предусматривает наличие полных, обширных, достоверных краеведческих знаний (об истории своего края, о природе, о людях, культуре, быте, традициях, промыслах, достопримечательностях и т. п.), а также знание форм и методов организации и руководства краеведческой деятельности детей дошкольного возраста ; - деятельностный компонент включает ряд профессионально-практических умений по проектированию предметно-пространственной среды краеведческой направленности, по организации краеведческой работы с детьми.

Слайд 7

- Достаточно ли знаем мы историю области, своего города, природу данной местности, историческое и культурное наследие города и района, людей, прославивших город для того, чтобы передать знания воспитанникам? - Какие средства, формы, приемы используют педагоги в работе с детьми в процессе ознакомления с родным краем? - В системе ли ведется работа по данному направлению? - Видят ли педагоги недостатки в своей работе? - Как осуществляют повышение уровня квалификации по данному направлению?

Слайд 8

Уровни сформированности когнитивного компонента Высокий уровень : от 23 до 30 баллов: краеведческие знания полностью сформированы у педагога. П едагог свободно оперирует краеведческой информацией, ему интересны все сферы, отображающие особенности родного региона . Достаточный уровень: от 16 до 22 баллов: знания сформированы, но присутствуют некоторые неточности, требующие уточнения факта . Средний уровень: от 7 до 15 баллов: частичные знания краеведческого материала, требующие расширения когнитивной сферы педагога . Низкий уровень: от 1 до 6 баллов: элементарные (общеизвестные на уровне детей), поверхностные знания педагога, касающиеся жизнедеятельности региона.

Слайд 9

Уровни сформированности мотивационного компонента Высокий уровень: ( 19-24 балла): мотивация педагога к осуществлению деятельности высокая, понимает значение, цель работы с детьми, еѐ важность в развитии дошкольников, стремится сделать эффективной деятельность в указанном направлении, ему присуще чувство самосовершенствования, использует организационно – педагогические ресурсы не только в пределах ОО, но и выходя за еѐ рамки. Достаточный уровень: ( 13-18 баллов): педагог обладает мотивацией к осуществлению краеведческой работы, но зачастую сталкивается с препятствиями знаниевого , материального, временного характера. Готов найти выход для преодоления препятствий, обратившись за помощью к компетентному человеку. Средний уровень: ( 7 - 12 баллов): педагог понимает важность краеведческого образования детей, но уровень мотивации к осуществлению деятельности незначительный. Для него важно выполнение работы, чтобы удовлетворить запросы руководства, собственное стремление отодвинуто на второй план. Низкий уровень: ( 1- 6 баллов): педагог не проявляет желания заниматься краеведческой работой с детьми, не видит ценностного смысла в данном виде работы, считая его сложным для детей дошкольного возраста.

Слайд 10

Параметры оценивание деятельностного компонента краеведческой компетенции 1. С истематическое использование краеведческого материала в планировании и организации учебно-воспитательной деятельности конкретного педагога; 2. Интеграция краеведческой работы во все области развития ребенка ; 3. Использование разнообразия форм работы с детьми в области краеведческого воспитания; 4. Оценка и создание условий для краеведческой деятельности (анализ оборудования уголка краеведения, эффективность методического сопровождения педагогов в исследуемом вопросе, проведение мероприятий по исследуемой тематике (праздники, консультации, открытые показы, организация работы с родителями воспитанников, включенность педагога в организацию работы с социальными партнерами образовательной организации).

Слайд 11

Уровни сформированности деятельностного компонента Высокий уровень: ( 16-20 баллов): планирование и организация работы представлены в слаженной системе, интеграция распространена во все области развития ребѐнка , краеведческий материал включен во все виды детской деятельности, работа с социальными партнёрами и коллегами отличается высоким уровнем организованности и частотности, обладает отлаженной структурой. Достаточный уровень: ( 11-15 баллов): характерно использование краеведческого материала в профессиональной деятельности, но требуется структурирование работы, повышение уровня квалификации в организации форм работы с детьми, прослеживается частичная интеграция краеведческой работы в области развития детей. Средний уровень: ( 6 -10 баллов): краеведческая деятельность зависит от постановки образовательных задач, обозначенных программным содержанием образовательной деятельности, ориентирована на выполнение оперативных целей. Низкий уровень:( 1-5 баллов): отсутствие системы при планировании краеведческой работы, педагог не ориентируется в разнообразии форм работы с детьми, либо не уделяет должного внимания данному вопросу, что в первую очередь определено низким уровнем мотивации.

Слайд 12

Цель диагностики: выявление уровня краеведческой компетенции воспитателей для определения направления методической работы по повышению квалификации педагогов в данном вопросе и необходимости создания специальных организационно-педагогических условий для совершенствования краеведческой деятельности педагогического коллектива.

Слайд 13

- консультации для педагогов, посвященные истории возникновения и развития краеведения в образовании, значению краеведческой деятельности для детей, задачам, решаемым посредством краеведческой работы; - педагогические часы включающие вопросы организации и руководства краеведческой деятельности детей в разных возрастных группах; - совместные с детьми целевые и виртуальные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями родного города, а также с природой нашего края, людьми, населявшими и прославившими город, область;

Слайд 14

Реализация проектов «Гордись свои именем, улица!», «Город мой Заводоуковск», создание мультимедийных презентаций о родном крае, о городе;

Слайд 15

В заимодействие с социальными партнерами (музей, библиотека, школа искусств)

Слайд 16

- проектирование краеведческой среды в группах; - смотр-конкурс уголков краеведения

Слайд 17

– деловая игра «Знай и люби свой край »; - дебаты «Я знаю лучше »; - выставка научной, методической, краеведческой литературы для подготовки к мероприятиям; – подведение итогов: оценивание результативности деятельности анализ планирования и организации деятельности с детьми с краеведческим содержанием на педагогическом совете; - представление результатов работы в рамках работы методической сети.

Слайд 18

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи– задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству , к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству … Д.С . Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В данной стать представлены формы методической работы в дошкольной образовательной организации основанные на трудах педагогов-психологов. Выбор направления работы обусловлен актуальными проблемами реш...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций

Осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; "проживание" тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих фрмированию коммуникат...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...