Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
консультация

Зверева Татьяна Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это педагогически организованное пространство детского сада (п. 3.2 примерной ООП ДО), которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста (п. 3.6.3 ФГОС ДО) и выступает условием их социализации (п. 2.4 ФГОС ДО).

РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня (п. 2.11.3 ФГОС ДО).

В РППС входит:

  • групповое пространство;
  • межгрупповое пространство;
  • территория детского сада.

Основные требования к РППС установлены ФГОС ДО:

  • насыщенность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ (п. 3.3.4 ФГОС ДО).

Групповое пространство РППС

Для организации группового пространства РППС используют:

  • мобильные центры детской активности;
  • зонирование.

Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс, наполнение которого зависит от педагогических задач.

Различают:

  • центр логики и математики: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр экспериментирования и организации наблюдения: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр конструирования: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
  • центр познания и коммуникации: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
  • центр театрализации: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
  • центр двигательной активности «Спортивный уголок»: интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
  • центр музыкального творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.

Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы.

Внимание: мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве дидактических пособий (п. 6.10 СанПиН детсадов).

Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения, доступным для детей. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование.

Внимание: размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается (п. 6.11 СанПиН детсадов).

Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики НОД, тематики игр, мероприятий.

Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством, что стимулирует их познавательную активность.

Наряду с мобильными центрами используют зонирование.

Традиционно предусматривают зоны:

  • игр и подвижной занятости;
  • творчества;
  • познавательного развития;
  • уединения.

Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоций.

Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.

Совет: проектируйте зону творчества с учетом гендерного подхода.

Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических знаний, освоению правил безопасного поведения, например:

  • алфавит;
  • дорожные знаки;
  • ноты;
  • развивающие игры;
  • модели и макеты;
  • предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;
  • иллюстрированные альбомы.

Зону уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.

Совет: создайте в зоне уединения «Уголок настроения»

Планируйте зоны таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.

Межгрупповое пространство РППС

К межгрупповому пространству РППС относят:

  • фойе здания детского сада;
  • коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
  • помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
  • помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
  • прочие помещения, специально организованные для занятий с воспитанниками.

Для организации межгруппового пространства используют:

  • стендовую наглядность;
  • выставки.

Стендовую наглядность различают по назначению:

  • информация для родителей;
  • наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников.

В информацию для родителей включают:

  • ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
  • еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
  • ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.

В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включают:

  • детские поделки и рисунки;
  • образовательно-развивающие плакаты, например по правилам безопасного поведения.

Совет: организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга

Выставки могут быть временными и постоянно действующими.

Временные выставки посвящают:

  • памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
  • отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
  • региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Постоянно действующие выставки организуют как мини-музеи, панорамы, центры.

Пример постоянно действующей выставки

Внимание: оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверяют на предмет соответствия требованиям безопасности.

Территория детского сада как часть РППС

Для организации РППС на территории детского сада используют:

  • зонирование;
  • тематические уголки.

Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны.

В оформлении зон территории используют малые скульптурные фигуры и макеты, например фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения.

Предпочтение отдают зонам оздоровительно-развивающего назначения, например:

  • автогородок;
  • фитополяна;
  • аптекарский огород;
  • экосистема «Луг».

Возможны протяженные зоны для активных физических занятий, например тропа здоровья; детская лыжня.

Тематические уголки схожи с зонами территории по способам организации, но имеют особое педагогическое назначение. Различают:

  • сезонные тематические уголки, например «Зимние забавы»;
  • стационарные тематические уголки, например «В мире сказок», «Мой друг Светофор».

Тематические уголки могут стать частью зоны. Например, зона «Метеорологическая станция», где воспитанники под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды; измеряют высоту снежного покрова, наблюдают за выпавшими осадками.

Методическая работа с воспитателями

Чтобы РППС эффективно функционировала, организуйте методическую работу с воспитателями.

Привлекайте воспитателей к проектированию РППС, для чего создавайте рабочие группы. Задачи рабочим группам ставьте исходя из потребностей.

Пример задач рабочим группам

Проводите смотры-конкурсы, например смотр-конкурс на лучший уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге. Инициируйте участие воспитателей в мероприятиях регионального и федерального уровней.

Пример регионального мероприятия в области РППС

Организуйте внутрисадовские мероприятия по повышению компетентности воспитателей по вопросам РППС. Это могут быть:

С целью изучения профессиональных дефицитов воспитателей в организации РППС используйте анкету по оценке развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Дополнительно изучите и проанализируйте качество педагогического взаимодействия с помощью анкеты для выявления наличия ситуаций сотрудничества педагогов с детьми в РППС ДОО.

Чтобы спланировать адресную методическую помощь по частным вопросам РППС, используйте экспертные карты, например карту анализа условий РППС для развития двигательной активности детей.

Описание РППС в ООП ДО

Описывайте РППС в организационном разделе ООП ДО.

Опишите оснащение:

  • групповых помещений;
  • межгруппового пространства;
  • территории.

Структурируйте описание по формам организации РППС: мобильные центры, зоны, уголки.

Перед тем как фиксировать оснащение, дайте краткую вводную характеристику РППС с учетом концепции РППС в вариативной комплексной программе, которую вы используете в дополнение к примерной ООП ДО.

Пример характеристики РППС с учетом программы «Истоки»

Перечислите общий состав и наполнение мобильных центров.

Пример описания мобильных центров детской активности

Внимание: оборудование, инвентарь, материалы для мобильных центров детской активности должны соответствовать тому, что вы указываете в материально-техническом обеспечении ООП

Пропишите, какие зоны выделены в разных возрастных группах.

Отразите наполнение зон оборудованием, инвентарем, материалами. Так же, как и при описании мобильных центров детской активности, указывайте только то, что представлено в перечне материально-технического обеспечения ООП.

Пример описания зон

Пропишите оборудование территории детского сада как части РППС:

  • оборудование и инвентарь зон;
  • наполнение тематических уголков.

Оформите оборудование территории так же, как описание зон группового пространства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...