Работа старшего воспитателя по активизации педагогов
консультация

Зверева Татьяна Александровна

Способы и методы активизации педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа старшего воспитателя по активизации педагогов в ходе проведения методических мероприятий в ДОО

При подготовке к проведению методического мероприятия старшему воспитателю дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) необходимо объединить в систему формы методической работы с кадрами и продумать методы их активизации.

Выбор методов активизации педагогов для конкретного методического мероприятия определяется целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, состоянием воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО по конкретной проблеме. Среди известных методов и форм активизации можно выделить следующие:

  • анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач;
  • диалог, дискуссия;
  • обучение практическим умениям;
  • метод имитации рабочего дня воспитателя;
  • решение педагогических кроссвордов и перфокарт;
  • метод "педагогический бой".

Для анализа воспитателям целесообразно предложить конкретную ситуацию из практики работы с детьми. Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами. Это будет возможно в том случае, если всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить, научно обосновать решение. Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. Выделяют четыре вида конкретных ситуаций:

  • ситуация-иллюстрация – описание простых случаев из практики с предлагаемым решением;
  • ситуации-упражнения – поиск решения предполагает выполнение некоторых заданий (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела образовательной программы и др.);
  • ситуация-оценка – проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;
  • ситуация-проблема – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить.

Искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый, несмотря на это, данные методы используются широко. Диалог – это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. При этом спора обычно не возникает, т.к. каждый педагог высказывает свою точку зрения.

Обучение практическим умениям очень эффективно, но требует предварительной подготовки. По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени (до 5 мин).

При использовании метода имитации рабочего дня воспитателя педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и в течение определенного времени они моделируют свой рабочий день. В заключение старший воспитатель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует плюсы и недостатки.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает педагогический кругозор, а значит – влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

Метод "педагогический бой" применяется как составная часть консультации, семинара или педагогического совета. Участники разбиваются на две группы. Старший воспитатель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется одна минута, после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе. На выполнение задания отводится не более 10 мин. По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей.

При работе с инструктивно-директивным материалом и документами воспитателям заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести изложенную информацию со своей работой и, выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков. Эту работу каждый осуществляет до педагогического совета самостоятельно, а на педагогическом совете обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Для анализа детских высказываний, поведения и творчества воспитанников, старший воспитатель готовит соответствующий материал: магнитофонные записи, подборку рисунков или поделок, записи поведения детей. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с данной группой.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом воспитателей.

Внимание: Конечный результат любого методического мероприятия зависит от степени включения педагогов в активную работу. Большое значение при этом имеет использование разнообразных методов активизации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.

Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.

Материал направлен на повышение качаства подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности, мотивации к самообразованию.Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление ...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации

Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных ме...

«Система работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов ДОУ»

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ....

Выступление из опыта работы «Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»

Выступление из опыта работы«Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации

Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных ме...

Работа старшего воспитателя с молодыми педагогами ДОУ

В материале даны рекомендации старшим воспитателям для работы с молодыми педдагогами....