«Содержание дошкольного уровня образования»
статья

Колесникова Евгения Александровна

Содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. С его помощью создаются и объекты. Педагог должен знать, какое содержание образования непосредственное или опосредованное - развивает каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_e_a_doc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Евгения Александровна

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №460"

г. Нижний Новгород

«СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Суть содержания обучения составляет  его многоаспектность, охватывающая и информацию из разных областей действительности, и деятельность ребенка, т.е. к каким способам, к каким средствам он прибегает. Отбор содержания обучения связан и с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного и целостного развития детей, обеспечивающего всем равный старт для их дальнейшего продвижения.

Основные принципы отбираются и выстраиваются в современном базисном содержании дошкольного уровня образования.

1) содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, тезис Л.С. Выготского признан во всем мире. Однако на современном этапе его толкование значительно расширено. Одни исследователи (В.В. Рубцов, А.Г. Асмолов) считают: многому учатся не только от взрослого, в процессе взаимодействия друг с другом, другие (А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддъяков) убедительно доказывают: дети успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разнообразных объектов.

Как мы знаем, содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. С его помощью создаются и объекты. Педагог должен знать, какое содержание образования непосредственное или опосредованное - развивает каждого воспитанника.

2) содержание дошкольного уровня образования должно носить системный характер, т.е. обеспечивать взаимосвязь тех объектов и явлений, которые ребенок познает, которые «выступают» не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е. позволяет выходить за пределы конкретики, делать обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход кроме того, позволяет педагогу реализовать на практике важный дидактический принцип - «от общего к частному».

3) системность содержания дошкольного уровня образования позволит педагогу реализовать еще один важный подход. Речь идет об интеграции. Ее отправной пункт - приоритетные для дошкольного возраста задачи развития детей на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту (как известно, чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна. Это в свою очередь составляет основу его дальнейшего абстрактного познания.)

4) содержание дошкольного уровня образования должно вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов - иными словами, обеспечивать мультикультурное воспитание. Приобщая детей к собственной культуре и традициям, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Помните, как в той песне: «С чего начинается Родина?..» Понятие «малая Родина» в дошкольный период детства особенно значимо. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого. Мультикультурное воспитание, основанное не на ассимиляции (когда культура меньшинства растворяется), а на интеграции, приобщает к культуре большинства, сохраняет традиции малого народа. Это одна из важнейших задач воспитания.

Процесс воспитания ныне все более связывают с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Именно они должны быть сформированы в дошкольном учреждении, в детском сообществе. Осознание своего «я», своих возможностей, умение понять партнера, его возможности и выстроить на этой основе отношения - все это происходит в детском сообществе и благодаря детскому сообществу. Если ребенок налаживает контакт с кем-либо из группы (диада) - это одно обстоятельство, и совсем другое, когда он вписывается в группу играющих. Разумеется, имеется в виду группа, разыгрывающая содержательную игру. К сожалению, содержание игровой, совместной деятельности в дошкольных учреждениях все более и более обедняется.

Затрагивая проблему воспитания, хотелось бы высветить два аспекта.

Один из них: необходимо воспитывать в детях чувство толерантности, терпимости к мнению других, умение признавать и уважать права других - ведь только взаимная терпимость людей разных рас, национальностей, вероисповеданий, мировоззрений может противостоять ненависти. Это, с одной стороны. С другой - важно формировать и умение цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду.

5) в базисном содержании дошкольного уровня образования должны быть представлены разные виды деятельности, а также сама деятельность в развитии, ее основные компоненты: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и т.п. Деятельностный подход обеспечит детям субъективность освоения социокультурного содержания, связь знаний, источником которых будут и взрослый, и партнеры. Роль развивающей предметной среды безгранична. Функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой (мысль С.Л. Новоселовой).

6) отбирая содержание дошкольного уровня образования, не забудем, что его стержнем должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков - потребности умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематически заниматься физкультурой. Речь идет и об укладе жизни дошкольного учреждения, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок уверен, что он защищен потому, что вся атмосфера детского сада проникнута добротой.

Принцип отбора содержания образования, оберегающего здоровье ребенка, - это, прежде всего положительная направленность во всем. Так, давая детям, к примеру, представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает внимание группы к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования

Педагогические технологии – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; он...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержаниядошкольного уровня образования...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"...

Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Психологическая составляющая позволяет определить готовность ребенка по показателям развития познавательных процессов, уровня мотивации, эмоционально-личностной зрелости к овладению программным матери...