Практикум для педагогов
методическая разработка

Позднякова Наталья Александровна

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Ноябрь 2016г.

Старший воспитатель

МДОАУ «Детский сад №3 «Дюймовочка»

Позднякова Н.А.

Непременным спутником детства и важнейшим инструментом игры является игрушка. С первых месяцев она занимает особое место среди предметов, окружающих ребёнка. Она же часто является средством и предметом первых собственных исследований. Игрушку ребёнок может разбирать, ломать, топить в воде, закапывать в песок, бросать и т.д. при этом он её активно исследует, включает игрушку в программу собственной исследовательской деятельности. Всё это обычно приводит игрушку в негодность. В некоторых странах существует жесткое правило: ни в коем случае не наказывать ребёнка за сломанные игрушки. Исследовательская деятельность предполагает развитие логического мышления, творческого мышления, познавательных способностей ребёнка. Автор книг А.И. Савенков предлагает именно такой материал. Исследование старших дошкольника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие этапы:

Выбор темы исследования.

Составление плана исследования

Сбор материала

Анализ и обобщение полученных данных

Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.д.)

Когда дети усвоят на тренировочных занятиях этапы проведения исследования, можно включать в детские исследования -  выдвижение гипотез.

Для проведения исследования необходимо выбрать тему. Темы могут быть фантастические, теоретические, экспериментальные. Существуют правила выбора темы исследования.

Как же проходят исследования с детьми старшего дошкольного возраста? Рассмотрим поэтапно.

1 этап – выбор темы. Для этого  перед детьми выкладываются картинки с темами исследований. Педагог поясняет «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные».

Для демонстрации этапов выбираются два добровольца, которые  вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего  этапа. После того как дети выбрали тему «картинку исследования», кладут её на середину, образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с темами нужно убрать.

2. Объясняем исследователям – их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Где можно взять материал об исследуемом предмете? Педагог объясняет, что существует много способов добычи информации –методов исследования. Дети начнут предлагать самые разные варианты. Необходимо «подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых ими вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться представление о том, что всё они делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие - «подумать самостоятельно».Так дети знакомятся с символическими изображениями «методов исследования». Далее  с детьми закрепляется весь план проведения исследования (что нам следует сделать в самом начале, с чего начнём исследования, что делать во вторую, третью очередь и далее).От плана взрослого исследования  план дошкольников отличается только лишь формой выражения: он изображён на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах. В коллективных обсуждениях методов, плана исследования участвуют все дети.

3 Следующий, третий шаг –сбор материала.  Прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации полученных сведений. Можно использовать пиктографическое письмо. На листочках бумаги можно делать заметки –рисунки, значки, символы. Не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Необходимо приучить ребёнка делать значки и символы быстро. Так собирается информация по теме исследования и фиксируется на листочках.

4 Далее необходимо обобщить полученные данные. На столе или коврике раскладываются записи и пиктограммы, так чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового можно рассказать по результатам проведённого исследования?  Педагог на первых занятиях активно помогает исследователям обобщать полученные разрозненные данные. После того как информация обобщена, желательно надеть исследователям академические головные уборы и мантии, для придания значимости момента. Практически это выглядит так: выбранные нами в начале занятия два добровольца по очереди, дополняя друг друга, подглядывая свои записи пиктограммы, делают доклад. Длится доклад первый обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается всё больше информации, появляется больше деталей. После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Первое занятие на этом можно считать законченным. На одном тренировочном занятии, знакомят детей с общей схемой исследовательской деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана обычно не превышает двух. Как только дети освоили общую схему деятельности, можно  перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей. Для того чтобы ребёнку легче было проводить исследования, необходима достаточно хорошая материально – техническая база группы. Это энциклопедии, тематические альбомы, видео материал, живой уголок и т.д.

Практическая часть

На примере темы исследования – попугай разбираются все этапы исследования. В ходе сбора информации, педагоги делают вывод, что попугай домашняя декоративная птица. Попугай живёт в домашних условиях, рядом с человеком. Бывают большие и маленькие. Имеет  яркое оперение.

Отзыв рецензия на практикум для педагогов

«Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

старшего воспитателя Поздняковой Натальи Александровны

Практикум  излагается ясным и понятным языком, даёт научные и чёткие понятия об организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Вся информация жизненная, из опыта работы, подтверждается конкретными примерами. Стиль изложения, свободное общение с коллегами по ходу презентации показывают хорошее знание материала. Особый интерес вызвала практическая часть, где педагоги смогли применить полученные знания. Практическая часть позволила мне повысить мою компетентность по проведению исследованияиспользованию информационно коммуникативных технологий при организации образовательного процесса.

_____________________

Воспитатель высшей квалификационной категории

МДОБУ «Детский сад №2 «Золотой ключик»

_____________ руководитель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...