Опыт работы по теме Обучение детей пению на основе системы ручных знаков
методическая разработка (подготовительная группа)

Родина Юлия Викторовна

Художественно-эстетическое развитие (раздел "музыкальная деятельность")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 458»

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема

«Обучение детей пению на основе системы ручных знаков.

Развитие музыкальных способностей»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

                                                         Высшей квалификационной

                                                         категории  Кузьмина  Ю.В.

2019г.

Нижний Новгород

Содержание

  1. Актуальность развития музыкальных способностей дошкольников.

  1. Анализ исследований в области развития музыкальных способностей дошкольников.

  1. Методика развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Г.Струве.

  1. Обучение детей пению на основе ручных знаков.

4.1.Анализ уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года.

4.2.Цель, задачи и ожидаемые результаты работы.

4.3.Система работы по обучению детей пению на основе системы ручных знаков.

4.4.Анализ уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года.

5. Заключение.

6. Приложение.

7. Библиография.

«Музыка детства –

хороший воспитатель

и надежный друг на всю жизнь»

  1. Актуальность развития музыкальных способностей дошкольников.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального, познавательного развития. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма, музыкальное мышление и память.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

В воспитательно-образовательной программе детского сада традиционно большое место отводится музыке. Это и организованная образовательная деятельность, и звучание музыки во время изобразительной деятельности детей, на физкультуре, на праздниках, во время досуга и в свободной деятельности ребенка.

Педагогический опыт свидетельствует, а научные исследования подтверждают, что чем больше анализаторов задействовано в обучении, тем успешнее оно проходит.

Большинство родителей не знают, что способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый ребёнок требует к себе различного подхода: кто-то "схватывает " всё налету, кому-то необходимо не очень много усилий для достижения хорошего результата, а кто-то должен кропотливо и добросовестно трудиться длительное время и только тогда сможет раскрыть свои способности. Но активные занятия для развития музыкального слуха и его координации с голосом необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.

2. Анализ исследований в области развития музыкальных способностей дошкольников.

Существует довольно много известных методик, распространенных в России и за рубежом.

Так, широкую известность получили многочисленные методические пособия, автором которых является известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодай.

Система построена на принципах модальной мелодики. Именно осмысление звучания мелодических ступеней и положено в основу воспитания слуха. Музыкальный материал на начальном этапе опирается на особенности венгерской народной музыки (в основе пентатоника). Только после этого изучается мажоро-минорная система. Для лучшего освоения ладовых тяготений применяются ручные знаки и слоговые названия для каждой из семи ступеней. Что касается релятивных наименований ступеней, также известны несколько разных методик. Это, из наиболее известных: английская система Дж. Кёрвена («Tonic sol-fa method»), немецкие системы А. Хундеггер («Tonika Do-Lehre») и Р.Мюниха (была принята в качестве официальной в бывшей ГДР), эстонская система Х. Кальюсте, принятая в России.

Многие педагоги активно используют на занятиях метод «столбца», разработанный еще в 20-е годы прошлого столетия болгарским педагогом Б.Тричковым. Согласно ему, для лучшего усвоения мажорного и минорного ладов применяется наглядное изображение. На вертикальной линии отмечаются устойчивые и неустойчивые ступени, отражающие тоновые и полутоновые соотношения между ними. Автор метода указывает, что одна из целей его методики - «создать у учащихся тональное чувство мажорной классической гаммы, в частности До мажора». Отдельный тон рассматривается им как «орган» со своим точно определенным местом и «постоянной функцией», воспринимающейся как абсолютная. Для этого он использует ступеневый принцип освоения лада.

Большую популярность приобрела немецкая школа К. Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания. Его система ритмико-музыкального воспитания построена на идее взаимного проникновения и дополнения музыки и движения. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах.

Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать и фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать».

Кроме этого, многим педагогам, занимающимся с детьми, знакома уникальная методика «Хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, народного артиста России Г.А.Струве. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный.

Используются ручные знаки. Релятивные названия ступеней лада заменяются цифрами, соответствующими их порядковым номерам. Сжатый кулачок - поется «раз», кисть вверх - «два», рука ладонью вниз - «три». Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада.

Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен с дошкольниками Струве преследует две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым развивается общая музыкальная грамотность детей. Они постепенно готовятся к будущему пению по нотам.

 

  1. Методика развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Г.Струве.

Система ручных знаков известна давно. Автор её – известный венгерский композитор и музыкант Золтан Кодаи. Есть два перевода названия ступеней – это перевод Хейно Кальюсте, где ступени называются: ё, ле, ви, на, зо, ра, ти, ё, и перевод Георгия Струве: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Второй вариант более понятен для ребёнка, так как он определяет конкретное место каждой ступени в понимании высоты звука в ладу.

Эта методика оказалась очень эффективной в работе с детьми дошкольного возраста, так как она ставит следующие задачи:

  • развитие ладового слуха (дети слушают как звуки «ладят» между собой, отличают устойчивые и неустойчивые ступени);
  • развитие координации голоса со слухом (ребенок начинает слышать и чище интонировать ступень);
  • постижение элементарной музыкальной грамоты (разбираться в понятиях «выше» и «ниже»);
  • развитие чувства ритма (уметь слушать длинные и короткие звуки и передавать их в различных движениях: хлопками, притопами; уметь повторить небольшие ритмические рисунки и узнавать по ритму знакомые песни);
  • развитие музыкальной памяти, внимания;
  • развивается микродвижение кистей, пальцев руки при показе ручных знаков.

Здесь используются возможности ряда анализаторов человеческого организма: зрительный, слуховой, двигательный (вижу – слышу – действую – пою). Известно, что чем больше анализаторов задействовано в обучении, тем успешнее оно проходит. В зависимости от осознания того, что мы показываем рукой, осваивая «ручные знаки», дети начинают чище интонировать, развивается координация между слухом и голосом. Дети не только запоминают мелодию на слух, но и начинают понимать направление движения мелодии.

Дети самостоятельно строят «лесенку» из ручных знаков и видят, что каждая ступень отличается от другой и имеет свою высоту звучания. Эта ступень музыкального всеобуча доступна всем детям, а не только тем, кто впоследствии будет заниматься в музыкальной школе.

Л.С. Струве, музыкальный педагог, ведущий специалист Академии детского хорового искусства по музыкальному образованию дошкольников, адаптировала «Хоровое сольфеджио» Г.А.Струве для работы с детьми дошкольного возраста, разработав методику для развития музыкальных способностей и певческого голоса «Музыкальные ступеньки».

Система ручных знаков введена в программу Э.П.Костиной «Камертон».

По программе «Камертон» во второй младшей группе дети осваивают три ступени, в средней группе – пять ступеней, в старшей – семь ступеней.

Обучение лучше начинать со ступеней, а не с нот, так как в развитии ладового чувства именно они играют прогрессивную роль. Дети лучше начинают понимать, что такое ступени, с помощью макета «лесенки» из 3, 5, 7 ступеней, одновременно с показом ручных знаков. Это способствует лучшему восприятию ступеней и различению их по слуху. Объясняем детям, что наша рука и голос становятся своеобразным музыкальным инструментом, где, если образно говорить, руки выполняют функции клавиш, а функцию «озвучивания» этих клавиш выполняет голосовой аппарат.

Освоение ручных знаков начинаем с первых трёх ступеней, показываем «лесенку» из трёх кубиков, считаем их вместе с детьми. Определяем высокую, среднюю и низкую ступень. Предлагаем пропеть эту лесенку. По лесенке «идут и поют» кукла, мишка, разные игрушки. Говорим детям, что главные ступеньки – первая и третья. Просим детей спеть по одному. А потом говорим: «нашу лесенку можно показать рукой». Показываем ручные знаки и поём ступени (подряд, вразброс). Для лучшего запоминания можно использовать игры:

«Прятки» – спрятались ступеньки, их надо найти.

  • Взрослый называет ступени, дети показывают и поют со взрослым.
  • Взрослый показывает ступени – дети называют, показывают и поют.

«Догонялки» – разбежались ступеньки, давайте их позовём. Поём: «Раз – раз – раз, иди сюда». «Ступенька придет к нам только тогда, когда мы споём её правильно» – показываем эту ступеньку рукой.

Затем можно разучить попевку из трёх ступеней. Самое главное – петь её в удобной примарной зоне детей. Просим детей определить в попевке ступени. Выученную попевку поём на полтона выше и ниже, сопровождая показом руки (указательный палец вверх). Чередуем пение со словами и названием ступеней.

Знакомство с четвертой, пятой ступенью.

Взрослый пропевает попевку с показом ручных знаков, предлагая детям подумать, какие новые ступени появились. Дети отвечают: «четвертая, пятая». Закрепляем ступени с помощью игр, объясняем устойчивые (1,3,5) и неустойчивые ступени. Выстраиваем «лесенку» из пяти кубиков и полосок (устойчивые ступени окрашены в единый цвет).

Знакомимся с шестой, седьмой ступенью.

Говорим детям, что в музыке всего семь ступеней, мы с вами знаем пять. Сколько осталось? Правильно, две – шестая и седьмая. А восьмая звучит как первая, только на октаву выше. Педагог поёт и показывает ступени рукой, затем знакомит с попевками на все семь ступеней.

Играем с детьми в игры на закрепление ступеней. Поём вместе с детьми.

В старшей группе одновременно с освоением ручных знаков знакомим детей с элементами нотной грамоты (положение нот на нотном стане, названия нот, басовым и скрипичным ключом, длительностью). Для этого рекомендуется использовать такой метод: рука – нотный стан, пять пальцев – пять нотных линеек. Знакомство с каждой нотой сопровождается небольшим четверостишием, определяющим нахождение ноты на нотоносце (руке). Учим ребёнка правильно держать левую руку ладошкой к себе, разводя пальцы веером, а указательным пальцем правой руки показываем ноты.

Поём выученные попевки не только ступенями, а и нотами.

4. Обучение детей пению на основе ручных знаков.

4.1. Анализ уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года.

Мной был проведен мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы.

Критерии сформированности музыкальных способностей:

  • Способности восприятия музыки: развитое музыкально-эстетическое восприятие музыки, умение различать смену характера музыки, изменение художественного образа, в связи с этим изменение средств музыкальной выразительности;
  • Эмоциональная отзывчивость на музыку: стремление к сопереживанию выразительности музыки, умение чувствовать изменение характера, выделять и понимать некоторые яркие интонации;
  • Музыкальная память: опыт ребенка обогащен разнообразными музыкальными впечатлениями, музыкально-слуховыми и певческими представлениями, умение запоминать выученный репертуар;
  • Музыкальное мышление: развиты процессы сравнения, обобщения различных особенностей музыкальной речи прослушанного произведения, умения и навыкидетской исполнительской музыкальной деятельности;
  • Координация слуха и голоса при воспроизведении мелодической линии, ритмических особенностей песни, при пении различных певческих упражнений.

Анализ уровня развития музыкальных способностей детей показал, что у дошкольников недостаточно развит музыкальный слух (мелодический, ладо - высотный, тембровый), а также музыкально-сенсорное восприятие звуков (звуковысотные и ритмические отношения).

При восприятии слуховых дифференцировок дети частично различают основные отношения музыкальных звуков, иногда требуется помощь взрослого.

Дети не показывают необходимых навыков певческих умений: правильность звукообразования, дикции, интонирования мелодии.

Анализ качества освоения детьми музыкального образования

в старшей группе на начало учебного года

1 – эмоциональный отзыв на музыку

2 – звуковысотный слух

3 – чувство ритма

4 – динамический слух

5 – тембровый слух

6 – репродуктивное музыкальное мышление

7 – продуктивное музыкальное мышление

8 – музыкальная память

4.2. Цель, задачи и ожидаемые результаты работы.

Цель моей работы:

Развитие музыкальных способностей дошкольников.

Задачи работы:

  1. Преобразовать и обогатить предметно-развивающую среду по музыкальному образованию старших дошкольников.
  2. Применить на практике методику развития музыкальных способностей Г.Струве (Обучение детей пению на основе системы ручных знаков).
  3. Углубить и расширить план работы по музыкальному образованию старших дошкольников.

Ожидаемые результаты развития детей:

  • Различает изменение средств музыкальной выразительности (промежуточных) и понимает их роль в передаче изменения музыкальных образов;
  • Самостоятельно различает, сравнивает, обобщает довольно большое количество звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических отношений музыкальных звуков;
  • Эмоционально выражает свои музыкальные впечатления и отношение к эмоционально-образному содержанию произведения в эстетических суждениях, в художественных движениях под музыку;
  • Моделирует с помощью карточек форму, характер и содержание произведения (двухчастного).

Содержание работы я построила по трем направлениям:

  1. Преобразование и обогащение предметно-пространственной развивающей среды по музыкальному образованию детей.
  2. Работа с детьми по обучению пению на основе системы ручных знаков.
  3. Работа с родителями по развитию у детей музыкальных способностей.

  1. Система работы по обучению детей пению на основе системы ручных знаков.

Преобразование и обогащение предметно-пространственной развивающей среды по музыкальному образованию старших дошкольников

Свою работу я начала с преобразования и обогащения предметно-развивающей среды по музыкальному образованию.

В музыкальном кабинете представлены детские музыкальные инструменты, игрушки, дидактические пособия, атрибуты для танцевальных движений, игр.

Мною были изготовлены пособия по развитию у дошкольников музыкального слуха: объемный и плоскостной конструктор из ручных знаков, схемы попевок, «лесенки» из 3, 5, 7 ступеней.

Нельзя недооценивать значение музыкального уголка в группе в формировании у дошкольников музыкальных способностей. Музыкальный уголок в группе – это место постоянного общения ребенка с музыкой, а также теми играми и пособиями, которые там находятся. Это вносит разнообразие в жизнь детей, обогащает ее познавательно, и что очень важно – эмоционально, чувственно.

Все музыкальные уголки групп оборудованы соответствующей мебелью и пособиями: музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, игрушки-самоделки, имитирующие музыкальные инструменты, дидактические пособия и игры, атрибуты, элементы костюмов. Во всех музыкальных уголках имеется музыкальный проигрыватель.

С помощью воспитателей для музыкальных уголков групп изготовлен музыкальный конструктор плоскостной и объемный из отдельных ступенек. С помощью этих ступенек дети выкладывают мелодии знакомых попевок самостоятельно.

Но создание условий для систематического непосредственного общения детей с миром музыки – лишь часть работы по формированию музыкальных способностей дошкольников.

Работа с детьми по обучению пению на основе системы ручных знаков

В развитии музыкального слуха очень важно научить ребенка слышать и отличать правильное воспроизведение мелодии от неправильного. На практике я часто замечала, что, когда просишь ребенка повторить за тобой даже простую мелодию, то не каждый ребенок может сделать это правильно.

Часто мы не прислушиваемся и не подстраиваемся к голосу ребенка, а предлагаем ему песню в той тональности, в которой ее написал композитор. Ребенок не может сразу освоить высоту данной песни. В результате получается не пение, а полуразговор или крик. Это происходит в том случае, когда педагог не сумел найти у ребенка примарную зону. Эта зона находится на той высоте, на которой ребенок разговаривает. Именно там он и сможет спеть ступени правильно.

Слушая, дети часто не слышат, или слышат, но не могут правильно воспроизвести голосом.

Поступаю следующим образом. Спели все вместе. Повторил один. Обращаю внимание группы, что Сережа спел не так, как остальные. Предлагаю всем спеть так, как Сережа.

Постепенно от наглядной «лесенки» и той, которую ребенок выкладывает сам из полос, переходим к ручным знакам. Пою попевку со словами, одновременно показывая ступени ручными знаками. Спрашиваю: «Кто догадался, какие в попевке ступени?» Дети, видя ручные знаки, кричат наперебой: «первая, вторая, третья». Потом поем другую попевку со словами с теми же ступенями и не показываю ручные знаки.

Выученные попевки поем на полтона выше или ниже, начиная с паримарной зоны, сопровождая показом руки. Чередуем пение со словами и названием ступеней.

Развитие музыкального слуха – это длительный процесс. Стараюсь следить за тем, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям. Нельзя добиться многого от ребенка всего лишь на одном занятии.

Игра «дирижер»

Ребенок–дирижер раздает каждому название одной из 5 ступеней и затем показывает (в какой-либо попевке), когда кто должен вступить. Дети уже познакомились с пятью ступенями, и эти знания целесообразно закрепить попевками, иллюстрирующими все 5 ступеней.

Игра «Разговор с инопланетянами»

Поем попевки по «лесенке» и с ручными знаками. Затем усложняем упражнение: один ребенок показывает ручными знаками, а другой по «лесенке», как бы переводя ручные знаки на другой язык. Это дает возможность ребенку координировать мысль с действием (вижу – слышу – думаю - пою).

Для усвоения детьми ручных знаков и интонации 6 и 7 ступеней использую все ранее приведенные игры. Продолжаю устные слуховые диктанты на все семь ступеней. Пою попевку со словами, дети отгадывают ступени. Попевки стараюсь разнообразить.

Когда дети познакомились со всеми ступеньками, несколько занятий посвящаю каждой ступени в отдельности. Например, мы с детьми играем в «День рождения ступеньки». Например, отмечаем День рождения первой ступеньки. Дети ее поздравляют – поют «Поздравляем!» на первой ступеньке. Дарим подарки- попевки. Все попевки заканчиваются первой ступенью. «Почему?» - «Потому что она главная».

Когда мы сочиняем попевку, на какой ступеньке мы будем ее заканчивать? На первой – тонике. (Дети выбирают из предложенных текстов тот, который им больше понравился и придумывают мелодию).

В практике я использую метод моделирования мелодии попевок. Песни-попевки выкладываются полосками, на которых проставлен номер ступени, ручной знак и его картинка (по Э.Костиной): 1 - домик, 2 - горка, 3 - лавочка и т.д. Начинаем с простейших попевок, а далее усложняем по количеству фраз и движению мелодии. Работа проводится как на занятии, так и в группе. Дети поют попевки самостоятельно, пропевая названия ступеней и со словами, используя ручные знаки.

Метод моделирования помогает ребенку наглядно увидеть строение мелодии (постепенное движение мелодии, скачки), способствует лучшему восприятию, запоминанию ее ступеней. Совершенствуется игра на металлофоне (дети самостоятельно исполняют  попевки на 5-6 пластинах).

Очень важным моментом является то, что все занятия проходят в форме увлекательной игры, что актуально, учитывая возраст детей. Дети попадают в Сказочную Страну Музыки и путешествуют по ней, с интересом получая новые знания. Занятия проходят живо и азартно, все учащиеся в равной степени вовлечены в процесс обучения.

4.4. Анализ уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года.

В конце учебного года я провела повторный анализ уровня развития музыкальных способностей.

Анализ показал, что у детей успешно развивается ладовый слух (ребенок начинает слышать как звуки «ладят» между собой). Развивается координация голоса и слуха. Совершенствовался навык чистого интонирования, постепенно стали исчезать «гудошники». Дети с легкостью осваивают элементы музыкальной грамоты. Разбираются в понятиях нота, нотный стан, звукоряд. Дошкольники начинают понимать, слышать и анализировать то, что делают. Ушла проблема «слушаю, но не слышу».

Благодаря развитию музыкального слуха и голоса, музыка начала увлекать детей, появился устойчивый интерес к ней, стала развиваться музыкальная память, активизироваться внимание. Дети стали легко моделировать с помощью карточек форму, характер и содержание произведения (двухчастного).

Восприятие музыки стало более ярким. Все это, на мой взгляд,  способствует интенсивному общему развитию старших дошкольников.

Анализ качества освоения детьми музыкального образования

в старшей группе

1 – эмоциональный отзыв на музыку

2 – звуковысотный слух

3 – чувство ритма

4 – динамический слух

5 – тембровый слух

6 – репродуктивное музыкальное мышление

7 – продуктивное музыкальное мышление

8 – музыкальная память

  1. Заключение.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог - музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил  музыкальную базу  ребенка для дальнейшего его развития. 

Литература

  1. Галкина Л.В. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях: старшая группа /Л.В Галкина /С.Н. Бобылева //Дошкольное воспитание. -2001г. № 2
  2. Дубравская Е.И. Ступеньки музыкального развития. Журнал

Дошкольное воспитание, №8 2000г.

  1. Костина Э.П. «Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», - М.: Просвещение, 2004г.
  2. Орлова Т. «Учим петь», - Журнал «Музыкальный руководитель», №№1,2, 2005г.
  3. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1980.
  4. Соловьева Н. «Его песням суждена долгая жизнь», - Журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.
  5. Струве Л.С. «Музыкальные ступеньки». Методика для развития музыкальных способностей и певческого голоса, М.,2001г.
  6. Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса», - Журнал «Музыкальный руководитель», №3, 2005г.
  7. Тарасова К. Новые программы и методики. Журнал Музыкальный руководитель, №1, 2004
  8. Фокина Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях /Т.И.Фокина //Дошкольное воспитание. 2007г.-№ 11
  9. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду», - Журнал «Музыкальный руководитель», №5, 2005г.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Практическая деятельность воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3 “Ромашка” города СтаврополяЗайцевой Натальи Геннадьевн...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Опыт работы по теме: "Обучение грамоте детей с ТНР"

В этой статье представлен опыт моей работы по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи,  скиншоты страниц из разных проектов созданных в программах mimio и PowerPoint. Над этой темой я ...

Опыт работы на тему: «Обучение пересказу детей с ЗПР»

Представление опыта Запашней К.А. «Обучение пересказу детей с ЗПР» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным усло...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слу...