Проект на тему "Хлеб - всему голова"
методическая разработка

Рукшта Валерия Александровна

Проект рассичан на работу с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей, охватывает все образовательные области, что соответствует ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_hleb_vsemu_golova.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  №3

Проект  информационно-исследовательский.

Тема: « Хлеб  -  всему  голова».

Автор работы:

Рукшта  Валерия  Александровна

Воспитатель  1  квалификац. категория

Ст.Каневская 2018 г.

Название проекта: «Хлеб всему голова».

Вид проекта: информационно – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц), коллективный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: 1  месяц  (05.10.2017.-05.11.2017.)

Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка! 
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. 

С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью данного проекта мы это узнаем!

Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи: 
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Методы  и  формы  работы.

Словесные.

Наблюдение.

Практическая  деятельность.

Экскурсия.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию  экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Итоговое  мероприятие.

Оформление  экспозиции «Изделия  из  теста».

Этапы  проекта.

1  этап, подготовительный (разработка проекта)

-определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

2 этап, основной (выполнение проекта).

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3  этап  презентация  проекта.

Образовательные  области.

Физическое  развитие.

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

Утренняя гимнастика: «Колосья»

Художественно-эстетическое  разви тие.

Пластилинография «Хлебный колос».

Аппликация «Колосок».

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Лепка «Печенье для кукол».

Речевое  развитие. 

Русские народные сказки:  «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «и другие.

Загадки  о  хлебе.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры:

«Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?».

Сюжетно-ролевая игра:

 «Хлебный магазин», «Булочная»;

Игра малой подвижности:

 «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра

 «Каравай».


Познавательное  развитие.


Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;

Пословицы  и  поговорки  о  хлебе.

Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Рассматривание: альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».

Рассказ  по  картинкам  «Как  люди  хлеб  выращивали».

Приметы  о  хлебе.

Экскурсия  в  колледж. 

3. Заключительный этап: 
обобщение результатов работы; 
оформление экспозиции поделок из теста;

презентация  проекта.

  Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность моей работы: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                                      Проблема исследования: Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?                                                                                                                                  Цель исследования: Узнать о значении хлеба в жизни человека.                                           Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научную информацию по теме;

2. Познакомится с историей возникновения хлеба;

3. Выяснить отношение  дошкольников   к хлебу;

4. Провести опрос и определить «Нужен ли нам хлеб?»;

5. Обобщить полученные результаты.

Объект исследования: хлеб                                          

 Предмет исследования: отношение людей к хлебу.  

Гипотеза:  Если мы узнаем больше о хлебе, то мы будем бережнее к нему относиться.                                               

Методы исследования: сбор, изучение и обобщение информации; анализ и синтез; наблюдение; опрос; фотографирование; сравнение.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХЛЕБА

ИСТОРИЯ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ

По мнению историков, хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад в Средней Азии. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.

Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают и увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба.

Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен [2].

Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен.

Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. Во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. По мнению историков, появление хлеба, способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города [3].

Возникновение дрожжевого хлеба также имеет свою историю. Многие историки считают, что дрожжевой хлеб появился в Египте, где рабы научились разрыхлять злаковую смесь с помощью дрожжевых грибков, которые при оптимальных условиях способствовали брожению теста. Древние люди изучали хлеб, который в разрезанном виде имел множество маленьких полостей, за счет которых тесто становилось воздушным и мягким. Эти пузырьки получались в результате появления углекислого газа, выделявшегося в результате молочнокислого брожения. Освободившийся углекислый газ придавал пористость и пышность тесту. Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим, вкусным и очень пышным.

Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей. А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным .

 МЕСТО ХЛЕБА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

В Греции большим наказанием являлось, если человек отведал блюда без хлеба, по их мнению, за это человек должен был получить жестокое наказание богов. Считалось, пренебречь хлебом, значило нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление [7].

Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк. Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта.

В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.

Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу.

  • Без соли, без хлеба — половина обеда.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Хлеб — всему голова [8].

 ИСТОРИЯ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ НА РУСИ

Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.

Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось. Существовали специальные службы контроля качества хлеба, которые ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба [4].

На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола.  Ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси.

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

Хлебобулочные изделия на Руси были разные: крендели, бублики, баранки. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах .

А НУЖЕН ЛИ НАМ ХЛЕБ?

 Разговор по душам с одноклассниками о хлебе

Перед тем как провести опрос среди моих одноклассников и выяснить, что они знают о хлебе, мы предложили послушать суфийскую притчу «Сны и кусок хлеба».

«Сны и кусок хлеба»

Три человека, отправились в долгое путешествие и однажды встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути. 
Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны достаться хлеб и вода. И никто из них не желал уступить другим. Решили было разделить всё поровну, но это им не удалось. 
Так и спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них предложил: «Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами.» 
Его товарищи согласились с ним, и тут же они улеглись и заснули. Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись. 
Первый стал рассказывать: «Приснилось мне, что я был восхищён в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: «Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения». 
— Как странно, — сказал другой путник, — ведь когда я заснул, то я в самом деле увидел своё прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: «Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и поведёшь за собой людей». 
Третий путешественник сказал: «Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить всё это, что я тут же и сделал». 
После прослушивания притчи, мы задали ребятам вопрос.

-Почему один из путников предложил посмотреть свой сон, перед тем как съесть хлеб?
Мы предложили интересные факты о хлебе ребятам.
1 факт: в Индии в 1 веке нашей эры существовал закон, преступников наказывали тем, что запрещали, есть хлеб на какое то время. При этом были уверены, что кто не ест хлеб, будет иметь несчастную судьбу. 
2 факт: самую большую булку хлеба испекли в Мексике в 1996 году в городе Акапулько, длина булки составляла 9 километров в длину. 
3 факт: французы потребляют 67 килограммов хлеба в год на одного человека. 
4 факт: Примерно половина хлеба, который каждый день съедается во всём мире, идёт на приготовление бутербродов. 
5 факт: ежедневно человечество съедает более 9 миллионов буханок хлеба. 
6 факт: Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены, влюбиться друг в друга. 
7 факт: из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. 

 Опрос о хлебе

Мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе.

Анкета

1. Как часто вы едите хлеб?

а) каждый день б) редко в) вообще не ем

2. Что для тебя кусочек хлеба?

а) просто пища б) продукт, полученный в результате труда многих людей

в) предмет игры на перемене

3. Из чего делают хлеб?

а) из пшеницы и ржи б) из кукурузы в) из риса г) растёт сам

4. Рассказывают ли тебе о роли хлеба?

а) да б) нет

5. Если «да», то где?

а) дома в) в детском саду г) другое (указать)

6. Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?

а) ничего бы не изменилось б) еда перестанет быть такой вкусной

в) на земле был бы голод

7. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

а) всегда б) часто в) редко г) никогда

8. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?

а) скармливается домашним животным б) сушат сухари

в) не остается г) выбрасывается

9. Знаете ли вы, что нужно беречь хлеб?

а) да б) нет

10. Какой хлеб вы предпочитаете?

а) пшеничный б) ржаной в) пшенично-ржаной

11. Чем вы предпочитаете утолять голод?

а) хлеб (булочки) б) чипсы в) мясо г) шоколад

Вывод: в ходе опроса мы выяснили, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

В своей работе мы хотели показать окружающим, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.

Таким образом, поставленные задачи нашей работы были решены, а именно, мы изучили и проанализировали научную информацию, познакомились с историей возникновения хлеба, выяснили отношение одноклассников к хлебу и провели опрос «Нужен ли нам хлеб?».

Гипотеза подтвердилась: мы стали бережнее относиться к хлебу, когда узнали больше информации о нем.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. История возникновения хлеба и хлебопекарного производства [Электронный ресурс]. URL: http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html (дата обращения: 05.02.2017)

2. История создания хлеба. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prohleb.ru/index.php?page=17  (дата обращения: 05.02.2017)

3. О хлебе [Электронный ресурс]. URL: http://www.hlebushek.info/posl.php (дата обращения: 05.02.2017)

4. Пословицы и поговорки про хлеб  [Электронный ресурс]. URL: http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb.html  (дата обращения: 05.02.2017)

5. Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 (дата обращения: 05.02.2017)

6.  Хлеб мира и войны [Электронный ресурс]. URL: http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html(дата обращения: 05.02.2017)

7. Хлеб. История [Электронный ресурс]. URL: http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677  (дата обращения: 05.02.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Авторский проект. Мюзикл "Хлеб - всему голова!"

Работа написана в формате мюзикла, поскольку являет в себе синтез всех музыкально-драматических жанров: Это и хоровое пение, и сольные арии и драматическое искусство и жанр хореографии. Кроме тог...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...

проект тема,, Хлеб всему голова,,

Проблема.Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;ненавязчиво подвести детей к выводу, ч...

Проект Тема: «Хлеб - всему голова».

Тема: «Хлеб - всему голова».Возрастная группа: средняя.Тип проекта: детско-взрослый, познавательный, игровой, творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный (2 недели)....