"Люди с открытыми сердцами"
статья (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Статья, посвящённая году волонтёра. Актуальность детского волонтёрств в ДОУ, из опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonteryo_2.docx746.22 КБ

Предварительный просмотр:

         

5 декабря - День волонтёра

Есть на нашей земле люди, для которых оказывать помощь другим является такой же необходимостью, как и потребность в дыхании, и делают они это абсолютно безвозмездно. Их называют волонтёрами. Ведь это люди, для которых «доброе дело» — не просто красивая фраза, а ежедневный труд, часто неблагодарный и сложный. Они работают в   детских домах и приютах для животных, принимают участие в экологических и социальных акциях. Они совершенно бескорыстно, а часто и вовсе в ущерб себе, помогают больным и немощным, участвуют в спасательных операциях, способствуют, в силу своих возможностей, сохранению природы, а также культурных и архитектурных памятников… Да разве всё перечислишь?! Милосердие, забота о близких, готовность прийти на помощь и служить России - всегда были в культуре нашего народа, а в современных условиях  получили особую актуальность. В связи с чем, 2018 год объявлен в России Годом гражданской активности и волонтёрства, а 5 декабря - День волонтёра, который теперь и в России будет отмечаться ежегодно. Мы часто слышим слово «волонтёр», но зачастую сами же и идеализируем  его образ, хотя и не уменьшаем  при этом значимости его труда. А труд это не простой, пускай и не замысловатый, подчас он может оказаться грязным и неприятным. Казалось бы, помыть полы и стены, выхлопать ковёр или поклеить обои – задача обыденная, но мы не принимаем во внимание, то обстоятельство, что для пожилого человека это становится непосильным.  Вспомните, когда вы последний раз помогали своим пожилым родственникам по хозяйству. Если ваш положительный ответ не заставил себя ждать, то хвала вам за это. Если нет, то просто задумайтесь, возможно, и в вашем окружении есть те, кто нуждаются в посильной помощи. Так мы делаем мир вокруг чуть добрее и так заражаем других энергией добра. Конечно, темп современной жизни сделал людей недоверчивыми, и, встречая бескорыстную помощь, они невольно сомневаются: «А это точно бесплатно?» Или же ворчат: «Они потом за это кучу денег сдерут!» Такие опасения понятны, и приятно, когда у нас появляется шанс разубедить их, почувствовать благодарность и даже увидеть слёзы счастья на глазах – это лучшая награда за труд.  Люди с открытым сердцем, спешащие на помощь другим, — яркий пример того, что в мире ещё не всё потеряно и нельзя терять веру в человека.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной. Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей,  личностный позитивизм. Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и является стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

В Федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования  отмечается необходимость формирования у детей духовно-нравственной культуры, в том числе указывается на «приобщение их к социокультурным нормам, ценностям и традициям семьи, общества и государства, на развитие их нравственных качеств, самостоятельности и ответственности».  Старший  дошкольный возраст  играет особую

роль в формировании у детей волонтёрских навыков, потому что детям нравится выступать в роли помощников. Исследования Л.В. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.В. Пименовой   показывают, что на протяжении дошкольного возраста закладываются первичные представления о социальных нормах поведения людей, формируются качества личности и трудовые навыки. Старшие дошкольники уже могут оценить поступки других людей, проявить такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание и милосердие. Возраст 5-7 лет является сензитивным и для формирования у детей основ экологической культуры. Ребёнок, наученный в дошкольном детстве с любовью относиться к окружающей природе, будет проявлять о ней заботу в своей дальнейшей жизни. Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.  Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника. В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.  

Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и они  впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Внедрение волонтерского движения в детском саду «Красная шапочка» создано на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением.  Цель внедрения технологии «Дети- волонтеры» в ДОУ: организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Организация практики волонтёрства в  нашем детском саду  осуществляется поэтапно.  Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства,  проектирование организации культурной практики в ДОУ. На этом этапе педагоги устраивают просмотры видиофильмов о волонтёрском движениии,  собирают материал для  реализации проектной деятельности.  Второй этап – организационный,

задачи которого заключаются  в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды: знакомим с правилами волонтёров, проводятся беседы  с игровыми ситуациями «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро», создаются альбомы детских рисунков на тему «Добро живёт среди нас»,  с пословицами и поговорками о добре, зле и взаимопомощи. Играем в дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации». Третий этап – практический: на этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.  Работа осуществляется по блокам: работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);  работа с педагогами; работа с семьёй:  облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту», КВН «За здоровьем в детский сад», проведение субботника « Зелёная весна», Неделя: «Как животные к зиме  приготовились»- акция «Помоги  зимующей птице» (совместно с родителями  изготовление  кормушек), консультации « Волонтёрское движение родителей», «История возникновения волонтерского движения» , папка –передвижка «Люди, которые делают добро». При работе с детьми составлется примерное перспективное планирование, оно вариативное.   1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело. «Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, помогают( выполняют роль сказочных персонажей)проводить   праздники и развлечения. «Научим тому, что умеем сами». Дети - волонтёры проводят обучение малышей новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании. «Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим собраться на прогулку, раздеться, дойти до участка на прогулку, помощь в украшении ёлочки малышам группы. «Создадим красоту своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, уход за растениями на участке, сбор семян. «Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки -малышки, игрушки, подарки к праздникам. Так воспитанники старшей группы приняли участие в  организации игровой деятельности с детьми разного возраста «Волшебники в мире детей» и показали   «Заюшкина Избушка».  «Примем участие в акции». Их тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.   Дети участвуют в различных акциях детского сада  участие в акциях «Поможем животным» (уборка клеток  кроликов и птиц в животном уголке, корм рыбок),   неделя «Защитим ёлочку», экологическая акция «Новогодняя ёлочка» (рисование плакатов «Не рубите ёлочку»). «День Матери»-акция «Подарок своими руками»,а к  неделе: «Дорогие наши ветераны!» Участие в акции «Поздравь ветерана!»(организация совместного с родителями), акция  « Эти правила важны» по ПДД девочки и мальчики старшей группы  знакомили малышей с тем как надо правильно переходить дорогу. «Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление украшений для участка, различных построек, наведение порядка в игровых участках. Познавательные занятия, которые входят в календарно -тематическое планирование   каждой группы   нашего дошкольного учреждения включает такие темы: «Неделя добрых дел в семье». Решение проблемных ситуаций: «Что будет, если все деревья вырубить?», «Смог бы ты прожить без растений и животных?», изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню защитника отечества, слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., чтение художественной литературы: В. Осеева   «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», В. Катаев «Цветик – семи цветик».

Таким образом, систематическая работа по волонтёрскому движению в ДОУ позволяет приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, сформировать у детей предпосылки толерантного

отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности, обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования, организовать  работу  ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди. Это Волонтерское гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 https://mydl.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8E-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0-1024x976.png

 

 

Ниязова О.М. педагог дополнительного образования, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек-чудак с широкой душой и открытым сердцем"

МБДОУ  ЦРР -детский сад первой категории №7 «Белочка»   Мастер-класс для педагогов« Чудак-человек с широкой душой и открытым сердцем».  Воспитатель высше...

Реализация проекта "Открытые сердца"

Проект направлен на:Подготовку граждан желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В ходе проекта планируется организация стажировок и погружени...

Проект «С открытым сердцем и добрым словом».

Цель проекта: способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей....

Проект "Открытое сердце"

Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического созна...

Статья в газету "Степная Новь" Шипуновский район 02.04.2022г. №14 "Люди с добрым сердцем и душой"

Статья в газету "Степная Новь" Шипуновский район  02.04.2022г. №14 "Люди с добрым сердцем и душой"...