Главные вкладки

    Деловая игра "Профессиональный стандарт педагога"
    материал

    Шумакова Галина Анатольевна

    материал предназначен для заместителей заведующего по УВР и старших воспитателей ДОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profstandart_pedagoga_-_delovaya_igra.docx26.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №1  Колпинского района г. Санкт-Петербурга

    Деловая игра

    «Профессиональный стандарт педагога»

                                                                     

    Апрель 2018 г.

    Деловая игра

    «Профессиональный стандарт педагога»

    Цель: Совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя.

    Задачи:

    - Сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога.

    - Стимулировать развитие инициативы, творчества.

    - Воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

    - Определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении.

    1. Упражнение «Аплодисменты»

    Общение с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя - аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.

    Погружение в тему (участники делятся на 3 группы)

    2. Упражнение «Сложи пазл и объясни значение».

    А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.

    - профстандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.

    - профкомпетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

    - ИКТ компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

    3. Сейчас в дошкольном образовании применяется 2 вида стандартов. Какие?: ФГОС и профстандарт. Чем они отличаются?

    Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

    Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

    4. Мозговой штурм

    И сейчас я предлагаю вам составить портрет современного воспитателя.

    Данные качества разделить на две части:

    качества воспитателя полностью сформированы

    НЕ требуют корректировки

    качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования

    - иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ОО;

    - умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);

    - владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;

    - владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;

    - умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

    - знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

    - владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

    - владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;

    - владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

    - готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

    - умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологовлогопедов и т. д);

         

    - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;

    - готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

     - профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;

    - владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).

    По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует представленные качества.

    5. Кейс-метод. Повышение компетентности педагога.

    В процессе перехода на федеральные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенцией у педагога. И в современных условиях наиболее важной компетенцией у педагога является умение и способность оперативно решать профессиональные задачи. В связи с этим, предлагаю вам, решить практические задачи, используя, кейсовый метод.

    Группам предоставляется 3 кейса и время для обсуждения. По итогам каждая группа выступает со своим вариантом решения.

    Решение кейсов:                

    • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
    • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
    • Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
    • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
    • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

    Ситуация 1

    Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.

    Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

       Как отреагировать маме?

    Решение:

    1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

    2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».

    3. Обратить внимание!  Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки

    вызвала неуверенность в первых  неудачах. 

    Ситуация 2

    В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

    Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

    А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

      Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

    ■  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

    Решение: 

    Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.

    Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

    Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

    Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

    Ситуация 3

     Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

    А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот вырастешь, тогда поймешь!»

    В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

    Решение: Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

    Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

    6. Рефлексия

    Участникам предлагается ответить на вопросы:

    - Как вы себя чувствовали во время мероприятия?

    - Какую позицию вы занимали – активную или пассивную?

    - Что понравилось или не понравилось во время проведения семинара-практикума?

    - Что вы пожелаете нам и всем участникам встречи.

    Упражнение «Смятый лист»

    А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.

    А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов.

    Я желаю вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся!

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

    В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

    Делова игра с педагогами ДОУ «Новые стандарты – новые возможности»

    Делова игра с педагогами ДОУ «Новые стандарты – новые возможности»...

    «Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

    Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

    Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

    Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

    27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

    Деловая игра с педагогами "Профессиональный стандарт в ДОУ"

    Деловая игра с педагогами по Профессинальному стандарту педагога...