Дополнительная образовательная программа "Легокоструирование и робототехника"
рабочая программа

Аверьянова Руфина Шамилевна

Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Программа поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира компьютерно-технического прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robotenok_21-22g_1.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

ПРИНЯТА

решением совета                                       Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»

Протокол от «31» августа 2021г.  №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»

от «31» августа 2021 г № 229

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

          «Роботенок»

                    направленность: техническая

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                Составитель:                                            

                                                                                Аверьянова Руфина Шамилевна,

                                                                                                  педагог-психолог


г. Когалым 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…        3
  2. Учебный план…        4
  3. Содержание учебного плана…        5
  4. Календарный учебный график……………………………………………… 8
  5. Методическое обеспечение…        9
  6. Список литературы…        9

1. Пояснительная записка

Программа имеет техническую направленность и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении;
  • данное направление позволяет реализовывать компетентностный подход познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. Формирование комплексных знаний в данных направлениях способствует развитию системности мышления, учат комплексно подходить к решению реальных практических задач;

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребѐнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаѐт нечто новое для себя и других.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Лего - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Педагогическая целесообразность. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Педагогическая целесообразность данной программы состоит во внедрении в дошкольное образование опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Данная программа составлена на основе обобщенного педагогического опыта Епифановой С.Ю. При составлении программы была использована программа Парамоновой Л.А. «Детское творческое конструирование», методические разработки Корягина А.В.

«Образовательная робототехника», Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду», а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области конструирования и робототехники.

Программа призвана обеспечить преемственность между кружком и ДОУ. Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.

Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель программы развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи:

  • формировать первичные представления о робототехнике, ее значении

в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;

  • приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
  • развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приѐмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы один год.

Уровень Программы: базовый

Объем и срок реализации Программы 56 часов, с 8 ноября  по 31мая.

Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 30 минут.

2. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Зачем человеку роботы (знакомство с робототехникой)

2

1

1

наблюдение, опрос

II.

Как научить робота двигаться

10

5

5

наблюдение, опрос, выставка

III.

Забавные механизмы

14

7

7

наблюдение, опрос, выставка

IV.

Зоопарк

17

8

9

наблюдение, опрос, выставка

V.

Человекообразные

12

6

6

наблюдение, опрос,

роботы андройды

выставка

Итоговое занятие

1

наблюдение, опрос, выставка

Итого: 56 ч.

  1. 2.1. Содержание Программы

Раздел I. Зачем человеку роботы? (знакомство с робототехникой)

Теория (1 ч.). Основной предметной областью является познания в области естественно – научных представлений о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. Дети знакомятся с краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области, различными видами робототехнической деятельности: конструирование, программирование, соревнования, подготовка видео обзора.

Практика (1 ч.). Знакомство с деталями конструктора, принципы соединения блоков, соединительные детали и виды крепления.

Раздел II.. Как научить робота двигаться?

Теория (5ч.). Основной                предметной        областью        являются        естественно        – научные представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях,        чтобы        познакомить                детей        с                основами        построения        механизмов                и программирования.        Дынный        модуль        формирует        представления        детей                о        взаимосвязи программирования и механизмов движения: - что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить значение входных параметров программы. Какие функции выполняет блоки программы.

Практика (5 ч.). Мотор и ось. Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Повышающие зубчатые передачи. Понижающие зубчатые передачи. Датчик наклона. Блок

«Цикл».        Блок «Прибавить к экрану».        Блок «Вычесть из экрана».        Блок «Начать при получении письма». Маркировка. Фокус: естественные наук.

Раздел III. «Забавные механизмы»

Теория (7 ч.). Основной предметной областью является естественно - научные представления. На занятиях дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрѐстными ременными передачами, исследуют влияние размеров зубчатых колѐс на вращение волчка. Занятия посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Дети изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия.

Практика (7 ч.). Построение механизмов: «Шкивы и ремни», «Перекрестная ременная передача», «Снижение скорости», «Увеличение скорости», «Коронное зубчатое колёсо»,

«Червячное колесо», «Кулачок».

Модуль IV. «Зоопарк»

Теория (8 ч.). Модуль раскрывает перед детьми понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятиях «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Практика (9 ч.) Построение и программирование: «Танцующая птица», «Умная вертушка», «Обезьянка-барабанщица», «Голодный аллигатор», «Рычащий лев»,

«Порхающая птица».

Модуль «Человекоподобные роботы (андроиды)»

Теория (6 ч.) Модуль направлен на развитие математических способностей. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» воспитанники используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трѐх различных категориях. Большое внимание в программе уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO. Education WeDo предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

Практика (6 ч.). Построение и программирование: «Нападающий», «Вратарь», Ликующие болельщики», «Спасение самолета», «Спасение от великана», «Непотопляемый парусник»,

«Строй и программируй».

Итоговое занятие. Построение, программирование, демонстрация и презентация своей модели.

Практика (1 ч.)

  1. 2.2. Планируемые результаты:

- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO. Education WeDo, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

  • ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к робото- конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;

  • ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO.Education WeDo; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;
  • ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе

с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

  • ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

  • ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO WeDoпо разработанной схеме;

  • демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;

  • ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO. Education WeDo; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции.
  1. 2.3. Форма аттестации (контроля)

-

Вид контроля

Время проведе ния

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявление

результата

Стартовая диагностика

Ноябрь

оценка исходного уровня знаний на первом году обучения в начале учебного

опрос

Промежуточн ая аттестация

Январь

оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода, года).

наблюдение, опрос

Выставка работ

Итоговый контроль

Апрель

оценка уровня достижений учащихся, заявленных в образовательных программах, по окончанию всего курса образовательной программы.

наблюдение, опрос

Итоговое занятие

  1. 2.4. Методическое обеспечение

Методов обучения

  1. Перцептивный акцент:

а)        словесные        методы        (рассказ,        беседа,        инструктаж,        чтение        справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); в) практические методы (упражнения, задачи).

  1. Гностический аспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

  1. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

Используемые технологии:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология программированного обучения;
  • модульного обучения;
  • проблемного обучения;
  • игровой деятельности;
  • здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебных занятий:

  • беседа;
  • выставка;
  • самостоятельная работа.

Календарный учебный график.

Обьем программы

Начало учебного года

Конец учебного года

Продолжительность учебного года всего

28 недель

I полугодие

II полугодие

47 часов

09.11.21

31.05.22

8 недель

20 недель

Материально-технические условия реализации Программы.

Средства обучения

Количество штук на 1 группу

% использования от продолжительности программы

ПервоРобот LEGO WeDo

6

100%

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO

EducationWeDoSoftware)

6

100%

Телевизор

1

100%

Ноутбук

7

100%

Цифровые средства обучения: фильмы, презентации.

36

100%

Кадровое обеспечение реализации Программы.

Программу реализует педагог, имеющий высшее образование «Психология», прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Дошкольная педагогика и психология», «Основы образовательной робототехники», «Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся».

Список литературы.

Литература

  1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
  2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. –

463 с.

  1. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург

«Наука» 2010. - 195 с.

  1. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
  2. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания;авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
  3. Сборник        материалов        международной        конференции        «Педагогический        процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

  1. Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»
  2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  3. Интернет – ресурсы: http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ...

Дополнительная образовательная программа для детей 7-го года жизни познавательной направленности «Робототехника LEGO WeDo»

Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико - ориентированный характер. ...

Дополнительная образовательная программа " Робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,научно-технической  направленности для детей 5-6 лет  определяет содержание и организацию работы по обучению детей выполн...

ОД по робототехнике «Помощь планете Роботав» в рамках дополнительной образовательной программы

Развивать технические навыки у  детей старшего дошкольного возраста с использованием Lego Education WeDo 2.0 при конструировании и программировании модели робота Майло....

ОД по робототехнике «Локомотив» в рамках дополнительной образовательной программы

Научить детей планировать ход решения при помощи схемы, конструировать модель, испытывать в работе.Упражнять в отборе и названии деталей, из которых будет построен локомотив.Развивать фантазию и...

Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...

Дополнительная образовательная программа по робототехнике "Леготроника"

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных ...