Семинар "Самообразование педагогов"
учебно-методический материал

Унгуру Наталья Михайловна

Содержит подробный материал для проведения семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_samoobrazovanie.docx607.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 159 «Журавушка» общеразвивающего вида

Семинар на тему:

«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»

Август 2018г.

Семинар подготовила:

старший воспитатель Н.М.Унгуру

Семинар «Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»

Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.

 Задачи:

  • мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие  и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
  • провести самодиагностику готовности к самообразованию познакомить педагогов с  технологией организации самообразования;
  • содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

План проведения

1. Организационный момент (Создание команд (тест часы), сообщение темы, цели и задач семинара, введение в тему семинара).

2. Взаимосвязь самообразования и аттестации.

3. Цель, пути развития профессиональной компетенции педагога (Мотивационный компонент работа с картой педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию).

4. Алгоритм работы над темой самообразования. Выработка мотивов, побуждающих педагога к самообразованию. (Работа в командах по составлению памятки по самообразованию «Самообразование - как составляющая часть подготовки к процедуре аттестации»).

5. Электронное портфолио как условие профессионального роста педагогов.

6.Рассмотрение алгоритма работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой) плана самообразования

7. Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации.

8. Подведение итогов.

Ход  семинара

1. Организационный момент.

Ст. воспитатель: Одна из годовых задач над которой работает наш коллектив: Развитие у педагогов творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Название нашего семинара «Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности».

Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.

Задачи:

  • мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие  и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
  • провести самодиагностику готовности к самообразованию познакомить педагогов с  технологией организации самообразования;
  • содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

 В этой связи хочется прибегнуть к высказыванию В.В.Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

Ст.восп. пояснил, что семинар пройдет в виде тренинга и нам необходимо разделиться на команды.

Выберите карточку по своему предпочтению часов и узнаете интересное о себе.

   Участники берут карточку по своему предпочтению типу часов и объединяются вместе в команды (в зависимости от количества):

Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов.

№ 1.Механические часы с римскими цифрами

C:\Users\159\Pictures\4085600-1-black.jpg

№ 2.Классику с арабской нумерацией

C:\Users\159\Pictures\T52.1.421.12_2.png

№ 3.Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.

C:\Users\159\Pictures\ipathb0714033850_img_id4389415879083655597-500x500.jpg

№ 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.

C:\Users\159\Pictures\Untitled.FR12.tif

№ 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.

C:\Users\159\Pictures\Untitled.FR12.tif

ТЫ ВЫБИРАЕШЬ

ТВОЙ ТИП

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Механические часы

с римскими цифрами

Ты скорее консерватор.

Твой принцип: «Лучшее- враг хорошего»

Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому.

Классику с арабской нумерацией

Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…»

Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты.

Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.

Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!»

Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца.

Электронные часы с множеством разнообразных функций.

Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется».

Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких.

Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.

Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!»

Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника.

2. Ст.воспитатель: «Взаимосвязь самообразования и аттестации».

В условиях современной образовательной ситуации, характера её системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагогов, является аттестация.

Аттестация педагогических кадров с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, принадлежит к тем наиболее эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации ими новых педагогических технологий, росту их профессиональных компетенций. 

Существует яркая взаимосвязь повышения квалификации, роста профессионального мастерства педагогов, с одной стороны, и диагностики педагогического труда и его результативностью (в частности в ходе аттестации), с другой.

Результаты педагогического мониторинга, самооценки и результаты, полученные в ходе аттестации  выделяются различные педагогические проблемы, и в соответствии с ними: 
- формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (определяются технологии, проектируется собственная методическая система); 
- планируется разработка методического и диагностического инструментария; 
- прогнозируется желаемый результат. 

Таким образом, определяются содержание, формы и методы повышения уровня профессиональной компетентности педагога, что конкретно он должен знать, уметь и сделать для реализации намеченного. 

3. Ст.воспитатель: Нам необходимо разобрать цель, пути и источники развития профессиональной компетенции педагога.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него  необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

•        телевидение;

•        газеты, журналы;

•        литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

•        Интернет;

•        видео, аудио;

•        платные курсы;

•        семинары и конференции;

•        мастер-классы;

•        мероприятия по обмену опытом;

•        экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

•        курсы повышения квалификации;

•        путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

•        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

•        Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

•        Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

•        Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

•        Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

•        Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

•        систематический просмотр определённых телепередач;

•        чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

•        обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

•        решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

•        посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

•        дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

•        изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

•        систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

•        проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

•        организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

•        изучение информационно-компьютерных технологий;

•        посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

•        общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

•        ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Тест педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию.

Условия задания: Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллеге по этой карте. Сравните результаты.

1.Мотивационный компонент (9-81 очко)

значимости непрерывного образования

1. Осознание личной и общественной значимости педагогической деятельности          

123456789

2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии        

123456789

3. Чувство долга и ответственности

123456789

4. Любознательность

123456789

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности

123456789

6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании

123456789

7. Потребность в самопознании

123456789

8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности

123456789

9. Уверенность в своих силах

123456789

2. Когнитивный компонент (6-54 очка)

1. Уровень общеобразовательных знаний

123456789

2. Уровень общеобразовательных умений

123456789

3. Уровень педагогических знаний и умений

123456789

4. Уровень психологических знаний и умений

123456789

5. Уровень методических знаний  и умений

123456789

6. Уровень специальных знаний

123456789

3. Нравственно-волевой компонент (9-81 очко)

1. Положительное отношение к процессу учения

123456789

2. Критичность

123456789

3. Самостоятельность  

123456789

4. Целеустремленность

123456789

5. Воля

123456789

6. Трудоспособность

123456789

7. Умение доводить начатое дело до конца

123456789

8. Смелость

123456789

9. Самокритичность

123456789

4. Гностический компонент (37-153 очка)

1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи

123456789

2. Гибкость и оперативность мышления

123456789

3. Наблюдательность

123456789

4. Способность к анализу педагогической деятельности

123456789

5. Способность к синтезу и обобщению

123456789

6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности

123456789

7. Память и ее оперативность

123456789

8. Удовлетворение от познания

123456789

9. Умение слушать

123456789

10. Умение владеть разными типами чтения

123456789

11. Умение выделять и усваивать определенное содержание

123456789

12. Умение доказывать, обосновывать суждения

123456789

13. Умение систематизировать, классифицировать

123456789

14. Умение увидеть противоречия и проблемы

123456789

15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации

123456789

16. Способность отказаться от устоявшейся идеи

123456789

17. Независимость суждений

123456789

5. Организационный компонент (7-63 очка) деятельности

1. Умение планировать время

123456789

2. Умение планировать свою работу

123456789

3. Умение перестраивать систему

123456789

4. Умение работать в библиотеках

123456789

5. Умение ориентироваться в классификации источников

123456789

6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации

123456789

7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного

123456789

6. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 очков)

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности

123456789

2. Способность к самоанализу и рефлексии

123456789

3. Способность к самоорганизации и мобилизации

123456789

4. Самоконтроль

123456789

5. Трудолюбие и прилежание

123456789

7. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и  использовать опыт самообразовательной деятельности коллег

123456789

2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности

123456789

3. Способность организовать самообразовательную деятельность других

123456789

4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий

123456789

5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности

123456789

Итого

Ст. воспитатель: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения, сравните результаты. Обсуждение результатов оценки и самооценки готовности к самообразованию. 

Сделайте выводы: педагогу необходимо  саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).

4. Ст. воспитатель: необходимо определить алгоритм работы над темой самообразования.

 Для начала определим мотивы, побуждающие к  самообразованию:

Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

5. Ст.воспитатель: Технологию организации самообразования педагогов можно представить в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на Республиканских МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает:

- текущее и перспективное планирование;

-подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;

-овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

Ст. воспитатель: задание «Заполни карточки».  Эта задание поможет справиться с затруднениями в таких разделах плана самообразования как:

- выбор темы, цели, задач и форм самообразования;

- разработке этапов самообразования и составления примерного плана работы над темой;

- составление личного плана самообразования педагога;

-определения срока работы над темой;

 - выбором формы самообразования педагога;

- выбором видов деятельности, составляющих процесс самообразования;

- определить результат материалов по самообразованию;

 - определением формы представления результатов самообразования.

Каждая группа получает рабочие карточки, которые необходимо заполнить с помощью лотов. Участникам групп предлагается вписать лоты в карточки. Затем каждая группа защищает свои разработанные материалы.

Лоты

  • Выступление на заседаниях МО, педсовете;
  • тема самообразования исходя из специфики индивидуальных интересов педагога;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы;
  • выступление на конференциях;
  • формулирование цели и задач самообразования;
  • повышение качества проведения занятий (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • составление плана самообразования;
  • выступление на семинарах;
  • организация кружковой деятельности;
  • творческий отчёт;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • 2 года;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности;
  • открытые занятия;
  • участие в форумах;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • практикум;
  • тренинг;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • мастер–класс;
  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • реферат;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
  • публикации;
  • создание комплектов методических разработок;
  • портфолио;
  • профессиональные смотры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • день открытых дверей;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • индивидуальное самообразование;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • выступление на педчтениях;
  • обзор в Интернете информации по НОД, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • тема самообразования исходя из приоритетных направлений ДОУ;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • педагогический КВН;
  • изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
  • педагогическая мастерская;
  • групповое самообразование;
  • педагогическая выставка;
  • проведение открытых занятий для последующего анализа со стороны коллег;
  • отчёт.
  • общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете;
  • выбор направления и темы самообразования;
  • методические разработки;
  • выбор формы самообразования;
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения;
  • серия учебных занятий;
  • систематическое прохождение  повышения квалификации;
  • определение круга источников информации;
  • педагогические викторины;
  • определение результата самообразования;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета;
  • профессиональные конкурсы;
  • тема самообразования исходя из педагогических затруднений;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
  • 4 года.

Карточки для работы в группах

Рабочая карточка №1

Этапы самообразования и примерный план работы над темой

Самообразование включает в себя несколько этапов:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Контрольная карточка №1

Этапы самообразования и примерный план работы над темой

Самообразование включает в себя несколько этапов:

  1.  Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
  8. Отчёт.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы пеагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  •  название темы
  • цель, задачи
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе 

Рабочая карточка №2

Тема, цели, задачи и формы самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от ____-х до _____-х лет.

Целями самообразования могут быть:

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: _____________ и ______________. В ___________ форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. _____________ форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Контрольная карточка №2

Тема, цели, задачи и формы самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1)   приоритетных направлений ДОУ;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до  4-х лет.

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы самообразования педагога 

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Рабочая карточка №3

Определите виды деятельности, которые составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Контрольная карточка №3

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

  • систематический просмотр определенных телепередач,
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • обзор в Интернете информации по НОД, педагогике, психологии, педагогических технологий,
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы,
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег,
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
  • изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
  • систематическое прохождение  повышения квалификации,
  • проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
  • организация кружковой деятельности по предмету,
  • изучение информационно-компьютерных технологий,
  • общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете,
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.

Рабочая карточка №4

Результат и формы представления материалов по самообразованию

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).

Результаты  самообразования могут быть следующими:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Контрольная карточка №4

Результат и формы представления материалов по самообразованию

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).

Результаты  самообразования могут быть следующими:

  • повышение качества преподавания занятий (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,  
  • создание комплектов методических разработок,
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Рабочая карточка№5

Формы представления результатов самообразования могут быть различны:

Выступления (отчет) на:

  •  
  •  
  •  
  •  

Проведение:

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Подготовка:

  •  
  •  
  •  

Участие в профессиональных:

  •  
  •  
  •  
  •  

Контрольная карточка №5

Формы представления результатов самообразования могут быть различны:

Выступления (отчет) на:

  • заседаниях МО, МС, педсовете,
  • семинарах,
  • конференциях,
  •  педчтениях,
  • форумах.

Проведение:

  • практикума,
  • тренинга,
  • мастер–класса,
  • открытых учебных занятий,
  • творческого отчёта,
  • педагогической мастерской,
  • дня открытых дверей,
  • педагогической выставки.

Подготовка:

  • реферата,
  • публикаций,
  • методических разработок,
  • серии открытых  занятий,
  • портфолио,
  • педагогического  проекта

Участие в профессиональных:

  • конкурсах
  • смотрах  
  • КВНах
  • викторинах

6. Ст.воспитатель: предлагаю вашему вниманию «План самообразования»

АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной

методической темой (проблемой) плана самообразования

1.        Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

ознакомление с литературой;

ознакомление с нормативно-правовыми документами;

изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.        Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

составление картотеки литературных источников;

выписки из литературных источников.

3.        Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

обоснование выбора темы;

актуальность и новизна;

выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

формулирование цели и задач работы;

разработка календарного плана индивидуальной работы.

     4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

     5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

     6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

      7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

7. Ст.воспитатель: Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт воспитателя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио педагога позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

При создании важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

Всего лишь несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

           Электронное портфолио педагога - демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Возможные разделы электронного портфолио:

  • общие сведения о педагоге;
  • результаты педагогической деятельности;
  • научно-методическая деятельность;
  • творческие планы;
  • учебно-материальная база.

Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.

Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в среде PowerPoint,
  • Web-сайта.

Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

В то же время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

Портфолио педагога очень индивидуально.

При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

8. Ст.воспитатель: Повышение профессионального мастерства в современной педагогике сегодня немыслимо без использования современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет: сетевое взаимодействие

Преимущества данной формы

• проявление собственной инициативы;

 • коллективная поддержка и оценка своей инициативы;

• участие в поддержке и оценке других инициатив;

• участие в  складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);

• участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности;

• участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности

Рассмотрим модели сетевого взаимодействия

  • On-line-тренинги;
  • Скайп – консультации;
  • Сетевые проекты;
  • On-line анкетирование;
  • Переписка с родителями;
  • Квесты;
  • Сетевые родительские собрания.
  • электронный дневник.

 

Вывод:  сетевое взаимодействие – это возможность совершенствовать профессиональное мастерство.

  1. Подведение итога: 

Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

«..Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
                                                     К. И. Чуковский.

Благодарю за работу!

Анкета № 2

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа в ДОУ.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в ДОУ.

Внимание к этой проблеме руководителей.

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

        Данные заносятся в таблицу.

        

Составляющие процесса самообразования педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Этапы самообразования и примерный план работы над темой

Самообразование включает в себя несколько этапов:

1. Выбор направления и темы самообразования.

2.Формулирование цели и задач самообразования.

3.Определение круга источников информации.

4.Выбор формы самообразования.

5.Составление плана самообразования.

6.Определение результата самообразования.

7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

8. Отчёт.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цель, задачи
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

        


Тема, цели, задачи и формы самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1приоритетных направлений ДОУ;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до  4-х лет.

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

  • систематический просмотр определенных телепередач,
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • обзор в Интернете информации по НОД, педагогике, психологии, педагогических технологий,
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы,
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
  • изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
  • систематическое прохождение  повышения квалификации,
  • проведение открытых занятий для последующего анализа со стороны коллег,
  • организация кружковой деятельности по предмету,
  • изучение информационно-компьютерных технологий,
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.

Результаты  самообразования могут быть следующими:

  • повышение качества преподавания занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
  • создание комплектов методических разработок,
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования могут быть различны:

Выступления (отчет) на:

заседаниях МО, педсовете,

семинарах,

конференциях,

 педчтениях,

форумах.

Проведение:

практикума,

тренинга,

мастер–класса,

открытых учебных занятий,

творческого отчёта,

педагогической мастерской,

дня открытых дверей,

педагогической выставки.

Подготовка:

реферата,

публикаций,

методических разработок,

серии учебных занятий,

портфолио,

педагогического  проекта

Участие в профессиональных:

конкурсах

смотрах  

КВНах

викторинах

АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной

методической темой (проблемой) плана самообразования

1.        Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

  • ознакомление с литературой;
  • ознакомление с нормативно-правовыми документами;
  • изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.        Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

  • составление картотеки литературных источников;
  • выписки из литературных источников.

3.        Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

  • обоснование выбора темы;
  • актуальность и новизна;
  • выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
  • формулирование цели и задач работы;
  • разработка календарного плана индивидуальной работы.

4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...