Доступность и качество образовательных услуг ДОО
статья

Шишина Татьяна Алексеевна

О доступности и качестве образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostupnost_i_kachestvo_obrazovatelnyh_uslug.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Обеспечение доступности и качества дошкольных

 образовательных услуг».

Подготовила: Шишина Т.А. – старший воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»

 В течение последних пяти  лет в сфере дошкольного образования произошло столько преобразований, сколько мы не наблюдали за много лет истории дошкольного образования в России. В соответствии со вступившим 1 сентября 2013 года в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало уровнем общего образования. С 1 января 2014 года введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделено позитивной социализации и индивидуализации детей.  То есть изменения с сентября 2013 года кардинальные, они коснулись абсолютно всех вопросов дошкольного образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 

Какие же шаги нами сделаны для повышения доступности дошкольного образования?

  В нашем  детском саду сформирован информационный банк данных детей, неохваченных дошкольным образованием. В ходе ежегодного патронажа, не только осуществляется  учёт детей, но и проводится анализ потребностей семей, а также изучение факторов среды социального развития, связанных с семьёй.

 Благодаря использованию внутренних резервов, очерёдность в нашей дошкольной организации отсутствует. Выходим из положения, изыскиваем дополнительные места. В настоящее время %  охвата детей ДОО по нашему микрорайону  составляет 84.4 %. Здесь на помощь приходят вариативные формы работы,   целью которых является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование.   Вариативные формы предусматривают  разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ОВЗ и  детей с особыми образовательными потребностями. На базе нашего учреждения организована работа Консультационного центра, Центра игровой поддержки, группы кратковременного пребывания. Консультационный центр  в этом учебном году у нас посещают 3 семьи, Центр игровой поддержки  - 13 детей в возрасте от  1 года до 3-х лет; группу кратковременного пребывания, которая у нас организована на базе второго здания,  посещают 6 детей в возрасте от 3-х до  6 лет. Таким образом, 160 воспитанников у нас посещают общеразвивающие группы и 22 ребёнка охвачены вариативными формами работы. Нам есть над чем работать и  к чему стремиться, возможно, в  дальнейшем внедрение  в  работу новых вариативных моделей.

  Конечно, важный аспект, влияющий на доступность дошкольных услуг, это их стоимость для родителей. В данный момент реализовывается  механизм – материальная поддержка  регионального уровня  семей, имеющих детей дошкольного возраста. Частичная компенсация родительской платы за пребывание детей в ДОУ обеспечивается в размере 20% за 1 ребёнка, 50% за 2  ребёнка, 70 % за третьего и последующих детей. Кроме того многодетные семьи пользуются льготами.

Мало просто обеспечить доступность дошкольного образования, необходимо сделать первую ступень в системе образования качественной.

  Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования в нашем ДОУ, можно выделить наиболее важные из них:

-разработка ООП учреждения,  с  учётом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и ряда парциальных программ;

-использование современных образовательных технологий таких как  (здоровьесберегающие технологии, проектная технология, игровые технологии,  технология  экспериментирования и т.д.). Они широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ.

 А приоритетными направлениями деятельности  нашего  учреждения являются

 -волеологическое образование и оздоровление детей;

-художественно-эстетическое развитие детей.

 Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и их  физическому развитию осуществляется    в рамках  локальной программы «Здоровье».

Педагоги и специалисты, реализуя комплексную систему по физическому воспитанию, учитывают состояние здоровья каждого ребенка, осуществляют индивидуальный подход, начиная с раннего возраста. Созданы широкие возможности для двигательной активности детей: поддержание интереса к подвижным играм, занятиям спорта, через творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движения.

Работа по приоритетному направлению Художественно-эстетическое развитие детей осуществлялась  в рамках дополнительного образования.

   Следующим условием является  удовлетворение запросов родителей и интересов детей, развитие их способностей за счёт дополнительного образования.  В настоящее время  в нашем дошкольном учреждении функционирует 10 кружков и студий, охват дополнительным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Предоставляем  платные образовательные и развивающие услуги, которые  организованы для реализации всестороннего развития личности и максимального раскрытия творческого потенциала воспитанников с учётом потребностей и запросов родителей. Это музыкально-ритмические занятия, кружок «Растишка» и  кружок обучения иностранному языку «Английский язык для дошкольника». Так же по запросу родителей в рамках платной услуги  функционирует  «Дежурная группа присмотра и ухода», которая работает с 17.00 до 18.00 часов. Наибольшей популярностью пользуются кружки  декоративно-прикладного творчества, студия музыкально-ритмических занятий. Платные образовательные и развивающие услуги у нас посещают около 60% воспитанников.

   Немаловажным условием, обеспечивающее качество дошкольного образования является обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития

Средства, которые ежегодно выделяют нам с федерального бюджета, помогли нам практически полностью обновить предметно-развивающую среду в группах.

Условие, которое отслеживает результат работы с детьми,  является мониторинг. Система мониторинга образовательного процесса  содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям от 1 до 5 баллов. Таблицы диагностики заполняются дважды в год в начале и в конце учебного года. Технология диагностики включает 2 этапа. Двухступенчатая система мониторинга позволяет   оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выявлять детей с проблемами в развитии. Итоговые результаты освоения ООП по группам выше нормативного результата и составляет в среднем 4,6 %. У некоторых детей есть проблемы с индивидуальными показателями, но педагогами  по итогам диагностики  разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, которые помогают   устранить показатели проблем в развитии ребёнка и оптимизировать педагогический процесс в новом  учебном году.

  Нельзя не затронуть вопрос, направленный на работу с одарёнными детьми.

В банке одарённых детей у нас в этом учебном году 24 ребёнка. Это дети, которые имеют высокий творческий потенциал, повышенный уровень способностей. Для данной категории детей у нас разработана дополнительная общеразвивающая программа психолого - педагогического сопровождения  «Маленький талант». Результат работы в данном направлении  - это активное участие наших воспитанников в конкурсах различных уровней. В первом полугодии 2018-2019 учебного года в конкурсах различных уровней (муниципальном, областном, всероссийском. международном) приняли участие 56 воспитанников из них 26 победителей, 3 лауреата.

Большая заслуга родителей, они поддерживают своих детей, откликаются на все наши просьбы. Родители – полноправные участники воспитательно-образовательного процесса, поэтому наша цель установить тесный контакт с ними, и это у нас получается через внедрение новых форм и методов работы. Основная масса родителей у нас молодые, творческие. Активно принимают участие в выставках, конкурсах.  В этом учебном году мы провели впервые конкурс «Родитель года». Первый опыт принёс нам хороший результат. В конкурсе приняли участие 5 родителей, длился он  два дня. Включал конкурс три этапа. Родители достойно прошли все испытания. Показали свои творческие способности,  а так же компетентность в вопросах воспитания. Хотелось бы, чтобы данный конкурс стал ещё одной  доброй традицией нашего учреждения.

   Так же для повышения качества дошкольного образования  большое внимание уделяем коррекционной работе. Наше  учреждение  включает в себя  дошкольные группы  как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 8 групп общеразвивающей направленности, эти группы посещают 26 детей с ОВЗ (это дети с тяжёлым нарушением речи ОНР, ФФН). Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка. В корекционной работе задействованы все специалисты учреждения, но непосредственно осуществляют работу в данном направлении учитель-логопед, педагог-психолог.

   Все приведённые позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом, на мой взгляд, реализация каждого из условий невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребёнка в условиях ДОУ. Поэтому главным условием осуществления воспитательно-образовательного процесса считаю кадровое обеспечение. Наше дошкольное учреждение полностью укомплектовано кадрами. Педагогический коллектив стабилен, всего работает 16 педагогов из них 10 воспитателей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель  и 1 совместитель – педагог дополнительного образования. Все педагоги имеют педагогическое образование: высшее – 63%, среднее специальное – 31%, обучается в ВУЗе – 1 педагог, что составляет 6%.

Высшую квалификационную категорию имеет один педагог  - 6%; 1-ю категорию имеют 50% педагогов; соответствие 31,5%; без квалификации  -12,5%.  (2 педагога).   Анализ кадрового состава выявляет резерв для профессионального роста педагогов и планируется в ближайшие 3 года  улучшить показатели квалификации.

 Курсовая подготовка педагогов по ФГОС составляет 100%. Педагоги проходят каждые три года курсы по плану-заказу  ТОИПКРО, а так же платные дистанционные курсы. Хочется отметить, что наши педагоги являются активными участниками конкурсов различных уровней (муниципального, всероссийского, международного), участники Всероссийских конференций, вебинаров, имеют авторские публикации в  федеральных научно-методических сборниках.

Наше дошкольное учреждение является муниципальной инновационной площадкой по теме: «Проектирование новых форматов  образовательных режимных моментов в ДОУ  с учетом обновления субкультуры  дошкольного детства». И подали заявку  на присвоение статуса «Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».  Тема,  над которой будем работать это «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы "Вдохновение"»…

Таким образом, можно сделать вывод, что наша дошкольная организация не только использует все  возможности для обеспечения доступности дошкольного образования, но и идёт в ногу со временем, работая над повышением качества дошкольного образования и совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам мониторинга о качестве образовательных услуг, предоставляемых в дошкольном образовательном учреждении

Справка по результатам мониторинга о качестве образовательных услуг, предоставляемых в дошкольном образовательном учреждении...

Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в ДОУ

Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в сельском дошкольном учреждении....

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Профессиональный рост педагога, его профессиональная компетентность неразрывно связаны со стремлением познавать новое, совершенствоваться....

Исследование 1 степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг методами и результатами образовательной деятельности

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степе...

Исследование 2 степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг методами и результатами образовательной деятельности

Повышение педагогической компетентности и стремления родителей использовать творческую деятельность с детьми для развития и формирования эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего...