Семинар "Здоровьесбережение в детском саду: песочная терапия"
методическая разработка

Селезнева Елена Николаевна

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостспособностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать,  как он пересыпается с ладони на ладонь.

Замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Мы рады вас приветствовать на семинаре  «Здоровьесбережение в образовании»

  1. Здоровье – категория педагогическая.

Сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости ДОУ не могут быть реализованы учебно-воспитательные программы. Таким образом, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность.

  • К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий. Рассмотрим некоторые из них
  1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  3. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  4. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  • Какие аспекты (виды) здоровья вы можете назвать?

(во время сообщения на доску вывешивается стилизованное изображение  цветка)

Физический аспект здоровья.

Физическое здоровье мы понимаем как оптимальное функционирование всех физиологических процессов и отсутствие жалоб на здоровье на фоне высокого иммунитета, но как отвечают иммунологи, многие оздоровительные мероприятия

Психологический аспект здоровья

Состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества»  (психическое здоровье, психический компонент)

.

Интеллектуальный аспект здоровья.

Под ним понимается то, как человек усваивает информацию, насколько у него развиты процессы памяти, внимания, восприятия, как развиты речевые функции, умение воспроизводить полученную информацию, принимать самостоятельные решения, мыслить творчески.

Социальный аспект здоровья

Социальное здоровье подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и навыки взаимодействия с окружающими. Одно из первых умений, которому необходимо научить ребенка, это умение общаться.

Духовно-нравственный аспект здоровья

Это центр нашей личности, позволяющий нам понять все остальные аспекты здоровья.

  • Нас сегодня будет интересовать психологический аспект здоровья. Мы будем с вами  вести разговор об одном из методов коррекции психологических проблем детей.
  • (Видео презентация «Песочная страна»)

Вы, конечно, поняли, что тема нашего семинара  «Песочная терапия как способ сохранения психического здоровья дошкольников»

  • Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать,  как он пересыпается с ладони на ладонь.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

  1. Песочная терапия (Sandplay Therapy) ( с использованием презентации)

Это один из методов арт - терапии, который использует игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов направленных на определение психических состояний человека, на коррекцию тех или иных психологических проблем и их профилактику. К песочной терапии в последнее время проявляется особый интерес, песочную терапию относят к инновационным технологиям, поскольку этот метод России появился сравнительно недавно, но уже с каждым годом находит широкое признание у практиков. Данное направление психотерапии привлекает своей простотой и эффективностью. Песок является естественным природным материалом, существующим миллиарды лет, он подвижен, меняет свою форму, он может быть рассыпан на плоскости, а может образовывать объемные фигуры и работа с песком не требует ни каких специальных навыков и тем более усилий. Кроме того доказано, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

   Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит, Герберту Уэллсу. Воспитывая своих сыновей, он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Их руки быстрее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек -  - словарь недостающих в языке слов. По следам детских игр вышла его книга «Игры на полу». Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет  Ловендфельд, она стала применять на своих психологических консультациях песочницу и миниатюрные фигурки, так родилась «Техника построения мира», далее это направление развивала Дора Кальфф детский психотерапевт, она выстроила классическую песочную психотерапию на принципах учения Карла Юнга, разработала Юнгианскую песочную терапию, которая базировалась на основополагающей гипотезе о том, что «Психике человека присуще стремление к целостности и исцелению».

Песочная терапия – продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое. 

В России песочная терапия получила распространение

сравнительно недавно.(4) Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. Прежде всего, песочная терапия в России используется как дополнительный инструмент, как среда для коррекционно-развивающих занятий. А вот для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, Грабенко Татьяна Михайловна (дефектолог, игротерапевт) и Зинкевич – Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (доктор психологических наук, сказкотерапевт) создали систему песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Цель песочной терапии—не менять и не переделывать ребенка не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Для работы по этому методу, необходимы два деревянных ящика прямоугольной формы размером 50х70х8 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Также для песка могут использоваться круглые емкости. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь. В закрытых домашних условиях один-два раза в месяц песок следует просеивать и прогревать.

   Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

Типы предметов используемых в пт:

  1. Люди.

 Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

2.   наземные животные

3.   летающие животные

также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.).

4.   водные обитатели

5.   жилища и дома с мебелью

Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий.

6.   домашняя утварь и продукты

7.   деревья и др. растения

8.   объекты небесного пространства (солнце, радуга звезды).

9.  естественные природные объекты (камни кости, куски метала, дерева, перья, минералы, раковины).

Этапы песочной терапии.

Организация метода песочной терапии, этапы.

Продолжительность одного занятия песочной терапии 25-30 минут. Продолжительность консультации зависит от возраста клиента. На первой встрече как правило необходимо познакомить клиента с тем, как организован процесс.

  1. Демонстрация песочницы.
  2. Демонстрация коллекции фигурок.
  3. Построение песочной картины.
  4. Обсуждение песочной картины.

Процесс игры

на подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение он воплощает в физическую форму свои самые внутренние сознательные и бессознательные мысли и чувства. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливает связь между сознанием и глубоким бессознательным, тем самым несет в себе потенциал для роста, изменения и исцеления.

Во многих случаях игра в песок выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.

С какого возраста можно применять в дошкольном возрасте?

Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста До трех лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающих характер, а с 3 лет работа в песочнице носит уже терапевтический, коррекционно-развиващий характер. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, а песочная терапия помогает детям выразить с помощью символов всю гамму своих переживаний. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят и что делают. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет, персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка мысли и чувства, т. е. в песочной терапии проявляется работа подсознания.

Очень эффективна песочная терапия для детей с особенностью в поведении -

•    это агрессивные дети - они легко выбирают себе «агрессора» и «жертву» и вымещают свою агрессивность с помощью данных фигурок.

•    Дети с повышенной тревожностью и застенчивостью переключая свое внимание на фигурки переходя спокойную деятельность успокаиваются, снимается психоэмциональное напряжение.

•    Дети пережившие психическую травму песочная терапия помогает еще раз пережить травматичное событие столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы.

В процессе проведения песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии хаоса ребенок берет много игрушек, беспорядочно их расставляет, часто перемешивает игрушки с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги и страха. Через хаос происходит постепенное проживание психоэмоционального сосотояния и освобождение от него. Стадия хаоса может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от занятия к занятию в картине на песке уменьшается количество игрушек, появляется сюжет. Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей, подростков или взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревоги. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война противоборство, через некоторое время может появиться герой или силы, кот наводят порядок, восстанавливают порядок. На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой и т.д.

Песочная терапия позволяет гармонизировать

внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, посредством следующих механизмов:

проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;

расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я; изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе; укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

  1. Индивидуальная  работа с психологической травмой в рамках песочной терапии ( с использование презентации)

Ребенок 4 лет пережил сильную психологическую травму – смерть матери в автомобильной аварии, осложнением данной  травмы было, то что во время аварии ребенок находился в машине, а значит видел весь ужас происшедшего. После смерти матери ребенок не присутствовал на ее похоронах, а значит процесс горевания не был запущен, и как следствие горе не было пережено. Психологическое состояние ребенка  ухудшилось, не верной информацией взрослых по поводу смерти матери, при вопросах о том где мама, взрослые стараясь уберечь ребенка от травмы, говорили, что она улетела на небо, а поскольку ребенок имел опыт полетов на самолете, то ребенок достаточно долгое время находился в ожидании возвращения матери. Ребенок остался жить с отцом, бабушкой и дедушкой. Горе в семье отца ребенка ни как не проявляли и все вещи после смерти матери, были убраны из дома. Ребенок остался в вакууме. Полгода назад ребенок узнал, что виноват в смерти матери его отец. Поведение ребенка очень изменилось ребенок проявлял агрессию, уход в себя, изменилось поведение в группе; ребенок целенаправленно стал бить детей внимательно смотрел  как дети плакали от боли и обиды, не испытывал сожаление и жалость, в игру с ребятами не вступал, друзей в группе не имел, нарушал общественные правила, проявлял демонстративное непослушание. Для стабилизации психического состояния ребенка и перепроживания психотравмирующей ситуации использовался метод песочной терапии.

Цель демонстрации материалов –показать работу подсознания, и целительные свойства песка.

На первом занятии ребенок много работал с водой (символ женского начала, материнского тепла и заботы), построил в своей песочной стране шоссе и выставил две фигурки слонихи и слоненка, рассказывал про свою страну так: мама с ребенком собираются на озеро искупаться и отдохнуть, при этом фигуры матери и ребенка стоят очень близко к дорожному шоссе.

На втором занятии ребенок убирает все с песочного подноса начинает создание новой песочной страны - утрамбовывает песок (проявление скрытого вытеснения проблемы). На песке проявляется стадия борьбы, противоборство между миром животных и машин, выстраивает их по диагонали противопоставляя друг другу. Неожиданно закапывает (вдавливает) человеческую фигурку, действия ребенка напряженные. Сажает у могилы цветы ставит рядом в агрессивной позе мужскую фигурку (супергерой в маске кулаки сжаты находится в позе нападения) на могилу сажает свинью. Данные символы свидетельствуют о присутствие  в поведении ребенка механизмов психологической защиты – агрессивность и бесчувственность.

На третьем занятии снова все меняет убирает все и заливает водой, делает озеро ставит лодку, процарапывает прессованный песок, зарывает слоненка, частично заваливает песком слониху, комментирует «маму завалило камнями» (смеется). Берет три машины перемешивает их с песком. На песочном подносе стадия хаоса.

На четвертом занятии создает холм именно в том месте где была захоронена человеческая фигурка, украшает холм, машины в песке, слониха со слоненком также в песке, моет машины приносит в свою страну деревья цветы, моет машины, пробуравливает холм одной из машин. Тема матери и ребенка остается на стадии хаоса (слониха со слоненком остается как бы не замеченными переваленными в песке. Демонстрация материалов заканчивается показом рисунка семьи, ребенок рисует четыре тучки, с которых капает дождь.

Таким образом, данный метод является очень эффективным и может использоваться как психологами так и воспитателями. Поскольку давая возможность ребенку построить свою песочную страну, мы помогаем ребенку высвободить его заблокированную энергию,   активизировать возможности самоисцеления заложенные в человеческой психике. И тем самым очень  мягким и недерективным методом помогаем в стабилизации различных психических состояний, способствуя психологическому здоровью детей.

  1. Такого рада занятия должен проводить психолог. Для этого нужны специальные знания, время, оборудование.

Наша задача расширить практику применения песочной терапии на группы, в которых есть дети с особенностью в поведении (агрессивные, тревожные, застенчивые, со страхами, с психологической травмой). Для того, чтобы ребенок в момент обострения ситуации ( по предложению воспитателя, самостоятельно) мог прибегнуть к песку и тем самым улучшить свое состояние.

Для этого надо:

  • обучить воспитателей и убедить в эффективности такой работы (семинар)
  • изготовить и подобрать материал
  • научить детей играть с песком

- познакомить с правилами работы с песком;

- показать действия с песком

- увлечь игрой (разнообразного содержания)

        Только после этого можно использовать игру с песком как элементы песочной терапии.

        Следующий раз мы постараемся вам рассказать, как мы прошли эти этапы, с какими детьми работали, какие результаты отследили.

  1. Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта.

Чтоб Вера в Детство не пропала.

 Простейший ящик из стола покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор возьмем в игру...

 Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

  1. А сейчас, уважаемые коллеги, давайте поиграем и мы с вам и.
  • Обратите внимание на наши подносы с песком. Опустите туда рука. Что вы чувствуете? Что вам хочется делать с песком? Может кому-то не нравится песок? Почему?
  • Возьмите игрушку или несколько, поставьте ее на наше песочное поле (педагоги подходят к игрушкам, выбирают и несут их на поднос с песком)

Сейчас мы с вами попробуем немного охарактеризовать сами себя.

Наше песочное поле надо разделить на девять частей (делим песочницу на девять частей) Каждая часть нашего песка имеет свое значение.( объясняем значение каждого сегмента поля: если ваши  герои стоят на сегменте «дейстие», то вы человек деятельный, но сначала делаете, а потом думаете, если – на сегменту «чувства», то вы человек чувственный, все пропускаете через свои эмоции и.т.д.)

ФАНТАЗИИ, МЕЧТЫ

ЭМОЦИИ

ДЕЙСТВИЯ

ПРОШЛОЕ

ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО

НАСТОЯЩЕЕ

МУЖСКОЕ НАЧАЛО

БУДУЩЕЕ

  • А сейчас давайте постоим свою песочную картину, передавая свое настроение от сегодняшнего семинара (педагоги строят свою песочную страну, интерпретация результатов дается в соответствии с таблицей «Интерпретация построения песочной картины»)
  1. Мы думаем, что мы заронили зерно желания узнать о песочной терапии подробнее, и использовать ее элементы в своей практике. Но песок имеет не только коррекционно-развивающее значение, но рисование песком – это определенный вид искусства. Мы предлагаем вам посмотреть небольшой фильм об этом (видеоролик «Рисование песком»)
  2. Спасибо за внимание, до новых встреч.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой

Слайд 2

К.Юнг «Психика человека имеет стремление к целостности и исцелению», с этой целью и используется песочная терапия

Слайд 4

К.Юнг «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»

Слайд 5

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. ПОЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ РАБОТЫ С ПЕСКОМ.

Слайд 6

2. ПОЗНАКОМИТЬ С ПЕСКОМ И ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ С НИМ

Слайд 22

В результате такой работы можно отметить: Игры с песком детям очень нравятся . Дети с проблемами в поведении часто самостоятельно обращались к песку. Поведение этих детей стало более ровным, меньше стали проявляться негативные формы поведения. Короткий срок нашего эксперимента не позволил сделать более четкие и конкретные выводы. Работу можно считать эффективной, продолжать работать в этом направлении и расширить на все группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная арт-терапия в детском саду

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарны...

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ИГРЫ С ПЕСКОМ»

В данной статье рассмотрена одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду  – песочная терапия. Актуальность связана с тем, что в  последние годы в системе воспитания и обуч...

Развлечение на участке детского сада:"Песочные фантазии"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6149602","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"318","style":"font-size: 12px;","width":"480"}}]]...

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

игры на песке и с песком...

Краткосрочный развивающий проект в младшей группе детского сада "Песочная фантазия"

Краткосрочный развивающий проект в младшей группе детского сада "Песочная фантазия"...