Консультация " Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО."
консультация

Литвиненко Юлия Викторовна

Построение развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predm.sreda_.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Построение развивающей предметно-пространственной среды.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

   в контексте ФГОС ДО.

  2 слайд

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

            Понятие развивающая предметно-пространственная  среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

 

 3 слайд

       Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

На слайде вы видите ученых и педагогов, которые занимались подходами создания развивающей среды.

4 слайд

Также этим вопросом занимались:  

5 слайд

Сейчас в соответствии с ФГОС ДО  важным критерием оценки  деятельности дошкольной организации и педагога является созданная  предметно пространственная развивающая среда.

6 слайд  

Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

7 слайд- 11 слайд

Назовите эти требования. 7 требований..

Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной  среде:

Насыщенность наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования.

Трансформируемость возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Доступность - свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам,  материалам.

Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности

Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

●   периодическую сменяемость и появление новых предметов

Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества

   12 слайд       

         Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

  Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

         

13 слай

Давайте разделимся на две группы. Перечислите мне пожалуйста, игровые центры или как мы говорим уголки развития.

  Размещение оборудования по секторам (центрам или уголкам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: примерно 13.

  • конструирование,
  • рисование,
  • сюжетно-ролевая  игра;
  • театрально-игровая деятельность,
  • экспериментирование;
  • познавательный( игротека, уголок занимательной математики)
  • литературный (книжный);
  • экологический (уголок природы);
  • учебной деятельности;
  • музыкальный
  • спортивный;
  • уголок родного края, страны ( патриотический);
  • мини-музеи.

Практикум:

Делимся на  4 группы.

Каждой группе дается задание:

Вам нужно в соответствии с назначением уголка развития составить перечень материала и оборудования, который должен в нем находиться .

14 слайд

Требования к содержанию:

1.   Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

 2.Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

3.Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

4.В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

5. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

6.  Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В группах детского сада созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр развития сенсорики

Это центр  предназначен для малышей – в нем собраны:  пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д.

 Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Зона развития мелкой моторики 

  • яркие пирамидки,
  • игрушками-шнуровками разного вида,
  • сюжетно-дидактическими панно с пуговицами,
  • разными видами мозаик, настольно-печатных игры,
  • кубиками, пазлами, замочками, ленточками

Эти игры помогают малышу в развитии  пальчиковой моторики,  освоению операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое, развитию зрительного восприятия и внимания, формированию исследовательских  навыков, знакомству с геометрическими фигурами и формами предметов,  обучению группировки предметов по цвету, размеру, форме, выявлению отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один), а самое главное - обогащению активного словаря детей и развитию памяти. 

Уголок занимательной математики:

  • геометрические фигуры и тела.
  • счетный материал ( предметы, числовые карточки, счетные палочки).
  • Карточки для наложения и приложения.
  • Предметы и полоски для сравнения величин ( длиннее короче и др).
  • Книги, иллюстрации на развитие математических представлений ( счет, сравнение, ориентир. во времени на плоскости)
  • Д/игры с числами и цифрами.
  • Игры на развитие логического мышления.
  • Счеты.
  • Измерительные приборы: метр, линейки и др.
  • Модель часов.
  • Игры головоломки :уникуб, игры Воскобовича, «Танграм» и др.
  • Тетради, альбомы.

Книжный уголок

      В нем собраны небольшие библиотеки:

  • книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей,
  • портреты писателей и поэтов,
  •  иллюстрации к произведениям,
  • тематические альбомы для рассматривания( о животных, природе труде и др.),
  • речевой материал, речевые игры, журналы.
  • здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы,
  • временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей,
  • а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
  • энциклопедии.
  • детские журналы.

Состав книг время от времени обновляется.

Уголок родного края

  • Альбомы с фотографиями достоприм. родного города.
  • Альбомы с картинами природы, животными  родного края,
  • Материал для ознакомления с защитниками Отечества
  • Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города –Герои», «Богатыри земли русской».
  • Символика родной страны.
  • Атрибуты костюма русского богатыря, русской красавицы, национального костюма( наряженные куклы)
  • Альбом с детскими рисунками: русского костюма, русских воинов, родного края.
  • Глобус, карта.
  • Дидактические игры .
     

Уголок  изобразительного искусства

         Здесь размещены материалы :

  • альбомы или наборы иллюстраций для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  • материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков.
  • на стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты». Под ней оборудован стол со стульями – место для встреч с прекрасным.
  • трафареты, печатки.
  • Карандаши, фломастеры, краски гуашевые, восковые мелки.

Музыкальный уголок

         Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют:

  • музыкальные пособия,
  • музыкальные игрушки, игрушки-самоделки,
  • детские музыкальные инструменты, самодельные инструменты.
  • элементы костюмов,микрофоны.
  • альбомы или иллюстрации с муз. инструментами.
  •  аудиотехника.

Театральный уголок

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр:

  • детские костюмы,
  • куклы-бибабо, пальчиковые куклы,
  • игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.
  • уголок ряженья: одежда, головные уборы, украшения, заколки и др.

Уголок  природы

       Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.    В уголке природы размещены не только комнатные растения, но и:

  • календарь погоды,
  •  яркие иллюстрации,
  • макеты, коллекции( домашние животные, насекомые и др.)
  • модели(времена года, части суток, дни недели).
  • познавательные энциклопедии,
  • книги о природе,
  •  дидактические игры,
  • Природный материал: шишки, ракушки, листочки. Камешки, бросовый материал.
  • поделки из природного материала.
  • лейка, фартуки, палочки для рыхления, тряпочки для протирания листьев.
  • Экологические знаки, схемы.
  • Журнал исследования или тетрадь, альбом для фиксации рез-ов опытов.

Предметы заместители:

          Также в группах имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки,  который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы, т.е. предметы заместители

Строительный уголок. 

       Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор.

      Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования состоящий из различных геометрических фигур: кубики, призмы, цилиндры, овалы, прямоугольники разных цветов. Из этих элементов дети играя создают «что –то» целое: дома, машины, мосты, лесенки… Это игра не только увлекательна, но и полезна. Ведь когда малыш строит, он  ориентируется на некий образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление, воображение и память. Конструируя «что – то» ребенок подстраивает свои руки к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определённого

 результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Уголок сюжетно-ролевой игры

         Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые  имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница»,  используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд. 

 Уголок физической культуры

         В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. 

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

 Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Вывод :

         Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....