Медико-педагогический совет: «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей»
методическая разработка

Соломатова Александра Павловна

Данный материал включает в себя доклад га данную тему, презентацию, буклет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.98 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.51 МБ
Файл buklet.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Медико-педагогический совет:

«Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей»

Дата:

Присутствуют:

Соломатова А.П. – зав.зам. по УВР

Клочихина О.В. – педагог-психлолг

Воспитатели

Матинина М.Р.

Тачева О.Л.

Швецова Е.Л.

Задачи педсовета:

Проанализировать систему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении.

Повысить уровень теоретических знаний педагогов в области сенсорного развития детей.

Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ.

Повестка:

1. Доклад «Возрастные особенности сенсорного развития детей» -педагог-психолог Клочиина О.В.

2. Тест «Личный уровень сенсорного развития педагогов» Зам.зав.по УВР Соломатова А.П.

2. консультация «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей». Зам.зав.по УВР Соломатова А.П.

2. консультация дидактические пособия в развивающей предметно-пространственной среде сенсорного воспитания детей Зам.зав.по УВР Соломатова А.П.

3. презентация развивающей предметно-пространственной среды группы по сенсорному воспитанию детей воспитатели групп

Тест опросник по сенсомоторному развитию в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM.

Сейчас немного отвлечемся и поиграем.  

Давайте проверим за 5 минут ваш личный уровень сенсорного развития с помощью следующих упражнений:

Слайд 2

Назовите 25 оттенков цветов.

Слайд 3

Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена на вашу руку.

Слайд 4

Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.

Слайд 5

Опишите словами, как пахнет спелая дыня.

Слайд 6

Если вам удалось сходу выполнить все задания, у вас замечательный уровень сенсорного развития. А ребенку всему этому нужно учиться.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, что такое СЕНСОРИКА

Слайд 7

сенсорное развитие  - Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного, потроганного или понюханного им предмета.

Слайд 8

Сенсорное развитие ребенка от 2 до 3 лет подразумевает несколько направлений:

  • тактильное восприятие
  • вибрационные ощущения
  • восприятие формы, величины, цвета
  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие
  • кинестетическое развитие - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его
  • кинетическое развитие – это невербальные проявления в процессе общения, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний)
  • вкусовые качества
  • барические ощущения (ощущение веса)
  • восприятие пространственных и временных отношений…….

Слайд 9

ЗАДАЧИ

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности, то есть правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.

Слайд 10

Вот здесь мы и обратимся к понятию развивающая предметно-пространственная среда. Немного теории.

Слайд 11

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Слайд 12

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства

Слайд 13

Задачи  развивающей среды

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Создание условий для развития личности;
  • Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
  • Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса

Слайд 14 рассмотрим компоненты развивающей среды

Слайд 15

Основные принципы построения развивающей среды

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

3. Принцип стабильности – динамичности  - ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды.

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место. Предметно-пространственная среда формируется в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями ребенка.

При создании уголка и подборе игрушек необходимо придерживались правил: используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям; материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

Слайд 16

Основные принципы организации  сенсорного  уголка:

•        доступность, безопасность, научность, креативность.

Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.

Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте, для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой - рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

Слайд 17

Содержание сенсорного уголка в младших группах

1.        Для развития  мелкой моторики

•        Пирамидки, окрашенные в основные цвета

•        Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

•        Объемные вкладыши, матрешки

•        Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

•        Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

•        Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

•        Наборы для нанизывания на леску или шнурок (бусы, шарики, игрушки)

•         Панно со съемными элементами (коврограф).

2.        Для  восприятия формы и величины

•        Набор геометрических тел для  сериации  по величине (Блоки Дьенеша)

•        Набор плоскостных геометрических форм для сериации по  величине

•        Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3.        Для восприятия цвета

•        Набор цветных палочек (Палочки Кюизенера), мозаика, пирамидки.

•        Блоки Дьенеша,  

•        Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

•        Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

•        Трубочки для проталкивания платочков палочкой.

•        Куклы в одежде основных цветов ( красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4.        Для  восприятия звуков

•        Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек (по Монтессори)

•        Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).

5.        Для тактильных ощущений

•        Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

•        Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

•        «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.)

•        Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.

6.  Для элементарных опытов

•        Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые  и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.)

•        Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)

Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящие для конкретного возраста и характера ребенка.

Давайте рассмотрим пособия которые можно делать своими руками.

Представление воспитателями развивающей предметно-пространственной среды своей групп.

Далее Тест опросник по сенсомоторному развитию в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM.

Проект решения:

1. Продолжать работу по сенсорному развитию детей, планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание,  используя для этого разные виды детской деятельности.

Отв. воспитатели первых младших групп.

Срок: в течение учебного года

2. Оформить папку передвижку для родителей «Сенсомоторные игры в развитии детей», «Игры на развитие мелкой моторики детей». Срок до 22.03.16 года, ответственные: воспитатели первых младших групп.

3. Обновить и дополнить дидактические пособия по сенсорному развитию «Божья коровка найди свою полянку», «Бабочка»,  «По грибы», «Одень куколку», «Разложи по тарелочкам», «Катушечки», «Машина»срок до 1 апреля ответственные воспитатели групп

4. Совместно с родителями изготовить «Сенсорную тропу для ног» срок до 10 апреля ответственные воспитатели групп


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей» 2016 г.

Слайд 2

Назовите 25 оттенков цветов Назовите 25 оттенков цветов

Слайд 3

Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена на вашу руку.

Слайд 4

Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.

Слайд 5

Опишите словами, как пахнет спелая дыня.

Слайд 7

Сенсорика-чувства,ощущение. Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине; положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Слайд 8

Основные направления работы с детьми. 1.Игры-занятия. 2.Дидактические игры. 3.Упражнения. 4.Основы сенсорной культуры. 5.Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 9

ЗАДАЧИ . 1.Обогащать непосредственно чувственный опыт детей в разных видах деятельности. 2.Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, называть свойства предметов. 3. Учить играть в паре, небольшими подгруппами. 4. Формировать интерес к самостоятельным действиям с разнообразными предметами. 5.Поддерживать у ребёнка чувство радости за собственные успешные действия.

Слайд 10

Условия для сенсорного развития детей 2-3лет. Развивающая предметно-пространственная среда. Совместные с воспитателем игры-занятия (по подгруппам, индивидуальные) Упражнения. Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 11

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Слайд 12

Развивающая среда Развивающая предметная среда Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Слайд 13

Задачи развивающей среды Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие; Создание условий для развития личности; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Слайд 14

Компоненты развивающей среды Социальный компонент Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями. Пространственно- предметный компонент Интегральная среда для всестороннего развития ребенка Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребёнка

Слайд 15

Основные принципы построения развивающей среды 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии 2. Принцип активности 3. Принцип стабильности – динамичности 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. 6. Принцип «половых и возрастных» различий 7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру. 8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».

Слайд 16

Основные принципы организации сенсорного уголка: доступность, безопасность, научность, креативность.

Слайд 17

Содержание сенсорного уголка в младших группах Для развития мелкой моторики Для восприятия формы и величины Для восприятия цвета Для восприятия звуков Для тактильных ощущений Для элементарных опытов

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Содержание сенсорного уголка в младших группах

1.        Для развития  мелкой моторики

•        Пирамидки, окрашенные в основные цвета

•        Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

•        Объемные вкладыши, матрешки

•        Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

•        Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

•        Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

•        Наборы для нанизывания на леску или шнурок (бусы, шарики, игрушки)

•         Панно со съемными элементами (коврограф).

2.        Для  восприятия формы и величины

•        Набор геометрических тел для  сериации  по величине (Блоки Дьенеша)

•        Набор плоскостных геометрических форм для сериации по  величине

•        Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3.        Для восприятия цвета

•        Набор цветных палочек (Палочки Кюизенера), мозаика, пирамидки.

•        Блоки Дьенеша,  

•        Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

•        Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

•        Трубочки для проталкивания платочков палочкой.

•        Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4.        Для  восприятия звуков

•        Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек (по Монтессори).

•        Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).

5.        Для тактильных ощущений

•        Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

•        Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

•        «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.)

•        Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.

6.  Для элементарных опытов

•        Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые  и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.)

•        Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)

Требования программы

по сенсорному воспитанию

с 2 до 3-х лет.

  • ориентироваться в 6 цветах,  называть их, подбирать по образцу
  •   ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  •   собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  •  соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  •  составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  •  ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
  •  сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  •  выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
  •  в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫЧЕРЕЗ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2019-2020г....

Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей 2019-2020г.

Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей2019-2020г....

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей 4-5 лет ЗПР

Мы представляем вашему вниманию презентацию «Организация предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей  нашей группы»....