Анализ критериев эффективности методической работы
статья
Данная статья посвящена анализу критериев эффективности методической работы в условиях ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_kriteriev_effektivnosti_metodicheskoy_raboty.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаркина Марина Валериевна
старший воспитатель
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78»
г. Таганрог, Ростовская область
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Аннотация
Данная статья посвящена анализу критериев эффективности методической работы в условиях ДОО.
Ключевые слова: педагогический коллектив, методическая работа, ДОО, профессиональное мастерство.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.
Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.
1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:
– повышение педагогического мастерства каждого учителя, воспитателя и педагогического коллектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Содержание методической работы
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышению квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене:
Ситуации методического развития
Виды ситуации | Их методические функции |
1. «Выражение собственного мнения» | Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции |
2. «Профессиональный диалог» | Усвоение различных вариантов опыта |
3. «Выбор приоритетов» | Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности |
4. «Отказ от стереотипов» | Критическая переоценка собственного опыта |
Методические формы повышения квалификации
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации заведующей, методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя | – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары – Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно-деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы – Психолого-педагогический практикум – Школа молодого воспитателя – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение занятий – Методические посиделки | – Педсовет – Методический совет – Психолого-педагогические семинары – Аукционы знаний, методических находок, идей – Педагогические и методические ринги – «Круглый стол» – «Час защиты позиций» – Теоретические, методические и практические конференции – КМН (конкурс методических находок) – Фестиваль методических идей |
2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:
– низкий (интуитивный);
– средний (поисковый);
– высокий (мастерский).
В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
3. Этапность – показатели эффективности методической работы.
Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:
1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Взаимосвязь этапов и форм методической работы представлена в: таблице:
№ п/п | Этапы | Формы методической работы |
1. | Теоретический | Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы |
2. | Методический | Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор пере- |
3. | Практический | Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол» |
4. | Аналитический | Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики) |
Библиографический список
- Глинский, А.А. Управление методической работой / А.А. Глинский. - Минск: Зорны верасень, 2008.
- 2. Дзюбенко, С.В. Развитие исследовательской компетентности педагогов в общеобразовательном учебном заведении / С.В. Дзюбенко. - Минск: ГУО "Академия последипломного образования", 2007.
- Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерии эффективности работы ДОУ.
Предлагаю критерии измерения эффективности работы ДОУ, по которым удобно проводить анализ деятельности ДОУ в как в целом, так и по разделам....
Семинар: Повышение эффективности методической работы в ДОУ через аналитическую деятельность
Не претендуя на всеобъемлющий и окончательный характер теоретических выводов и практических рекомендаций, хочется на...
Анкета для педагогов "Выявление эффективности методической работы за год"
Цель этой анкеты: выявить эффективность организации методической работы в учреждении, наметить перспективы проектирования плана методической работы на предстоящий год....
Критерии эффективности работы педагогов с родителями
Взаимодействие детского сада с семьями сегодня одна из важнейших задач дошкольных организаций. Новые задачи, встающие перед дошкольным отделением предполагают его открытость и взаимосторудничество....
«Методический кабинет, как основа эффективной методической работы»
Материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...
"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"
Статья о создании и апробации на практике системы работы с участниками образовательного процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...
"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"
Статья о создании и апробации на практике системы работы с участниками образовательного процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...