«Методический кабинет, как основа эффективной методической работы»
консультация ( группа) на тему

Материал предназначен для старших воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Методический кабинет, как основа эффективной методической работы»

Выполнила старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 436»

Кандидатова Е.А.

Город Нижний Новгород

2015 год

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающим, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

        В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы  грамотно и осознанно строить целостный воспитательно - образовательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Что же такое методический кабинет?

Методический кабинет это:

  • Источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования.
  • Центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада.
  • Центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.

Основная задача методического кабинета направлена на создание условий для совершенствования мастерства педагогов в рамках образовательного учреждения.

Методический кабинет строится в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип доступности – методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы.
  2. Принцип научности и актуальности - должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания.
  3. Принцип наглядности -  методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.).
  4. Принцип эстетичности - всё оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе.
  5. Принцип креативности - материал, представленный в методическом кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько блоков:

  • Правовой блок;
  • Статистический блок;
  • Аналитический блок;
  • Педагогический блок;
  • Научно – методический блок;
  • Информационный блок

Все эти блоки отражены в паспорте методического кабинета, в котором указывается перечень оборудования методического кабинета, перечень документации методического кабинета по блокам).

Давайте остановимся на каждом блоке поподробнее.

Правовой блок.

В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» – справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «СанПиН 2.4.1.3049-13», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», – и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Ознакомление с нормативно – правовыми документами педагогических работников осуществляется под роспись с фиксированием в тетради.

Статистический блок.

В данном блоке представлена документация по содержанию работы дошкольного учреждения:

1. Планирование: учебный план, годовой план, план летне – оздоровительной работы, планы специалистов, план-график повышения квалификации педагогических работников, методические рекомендации по планированию.

2.Режим дня (на холодный и теплый период) и режим двигательной активности (на холодный и теплый период).

3.Расписание деятельности сотрудников и детей: расписание непосредственно организованной деятельности, график проведения утренней гимнастики, график работы групп, график работы консультативного центра.

4.Отчетная документация: тетради консультаций и семинаров; протоколы медико-педагогических совещаний, педагогических советов, педагогических часов, оперативных совещаний, открытых просмотров; праздники; смотр – конкурсы.

5.Методические рекомендации, памятки по организации предметно – пространственная среды.

Аналитический блок.

Аналитическая деятельность старшего воспитателя предполагает оценку качества воспитательно-образовательного процесса, построения  предметно-пространственной  среды. Материалы этой деятельности представлены в разделе «Контрольно – аналитическая деятельность».

Аналитические материалы, отражают результаты качества воспитательно-образовательной деятельности педагогов (анализ непосредственной образовательной деятельности, мероприятий, критерии выполнения педагогами образовательной программы детского сада, отслеживание успеваемости выпускников детского сада и т.д.). Анализ планирования воспитательно – образовательной работы с детьми отражаются в тетради (дата анализа, анализ и рекомендации, ФИО, роспись педагога).

Педагогический блок.

В целях урегулирования работы с педагогическими кадрами в методическом кабинете, имеется педагогический блок, который включает в себя: аттестация педагогических кадров, работа с педагогическими кадрами, информационно – наглядная деятельность, дополнительные образовательные услуги в МБДОУ, взаимодействие МБДОУ с социумом.

Аттестация педагогических кадров включает в себя: нормативную базу проведения аттестации педагогических кадров; списки аттестующихся педагогов;  план работы с педагогами, подавшими заявление на аттестацию; протоколы заседаний аттестационной комиссии; тетрадь учета подачи заявлений на аттестацию; копии приказов о присвоении аттестационной категории; материалы по подготовке педагогов к аттестации. Так же в нашем методическом кабинете имеется информационный стенд «Аттестация педагогических кадров», где представлена основная информация для педагогов. Это позволяет педагогическому работнику своевременно отслеживать график аттестации, грамотно оформить  заявление, познакомиться с нормативной базой и т.д.

Работа с педагогическими кадрами, включает в себя картотеку сведений о педагогических кадрах, которая включает в себя сведения о педагогических работниках: ФИО, дата рождения, образование, учебное заведение, должность, сфера деятельности, категория и дата прохождения аттестации, педагогический стаж (общий, в должности), курсы повышения квалификации.

Информационно – наглядная деятельность, включает в себя оформление  выставок и оформление групп детского сада. В нашем методическом кабинете регулярно организуются выставки, как постоянно действующие, так и эпизодические. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются Например: «Готовимся к педагогическому совету», «Новинки литературы», «Организация работы с детьми» (по сезонам), «Организация работы с детьми с ОВЗ». К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Готовимся к смотр - конкурсу».

Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформление соблюдаются некоторые рекомендации:

  • Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (Приказ, положение, инструкции т. д., то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.)
  • Методические рекомендации по данной теме.
  • Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран) .
  • Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, схемы, образцы поделок и т. д.
  • Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).

Дополнительные образовательные услуги в МБДОУ.  Наряду с основным образованием в дошкольном учреждении существует дополнительное образование. В нашем дошкольном учреждении функционирует 2 платных кружка: хореографический кружок «Радуга» и физкультурно – оздоровительный кружок «Вырастай-ка», а так же бесплатный кружок «Веселый английский». Все дополнительные образовательные услуги предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим в данном разделе представлена следующая документация: нормативно – правовая база, график работы кружков, сведения о руководителях кружков, сведения о детях посещающих кружки.

Группы детей сформированы с учетом интересов детей и пожеланий родителей. Для каждого кружка специалистами разработаны программы работы с детьми, тематические планы.

В методическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями и социумом. В разделе «Взаимодействие МБДОУ с социумом» представлена информация о взаимодействие дошкольного учреждения с лицеем № 180 и библиотекой имени В. Комарова. (договор о сотрудничестве, план взаимодействия с перечнем совместных мероприятий на учебный год).

Например: совместно с библиотекой проводятся литературные гостиные,  экологические игры, видео – экскурсии. Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений.

Также наше дошкольное учреждение взаимодействует с лицеем № 180, совместно с которым проводятся различные мероприятия. Например, в рамках тематической недели посвященной «Дню победы», наши ребята старшего дошкольного возраста посещают «Музей боевой славы», который расположен при школе.

В методическом  кабинете представлен раздел по «Взаимодействию с семьёй»: план взаимодействия с семьёй, социальный статус семьи,  протоколы общих родительских собраний, методические рекомендации и консультации по организации работы с семьёй. В нашем кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат,  он не достигает главной цели — родители с ним не знакомятся.

Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей.

Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей. Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями.

Научно – методический блок.

Включает в себя  наглядно – демонстрационный материал, научно – методическую литературу, педагогические журналы.

К наглядно – демонстрационному материалу относятся: демонстрационные картинки, динамические модели, учебно – наглядные пособия, сюжетные картинки и т.д. данный материал педагоги используют при организации НООД с детьми, индивидуальной работы с детьми.

Научно – методическая литература в методическом кабинете представлена в соответствии с пяти образовательными областями: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

В нашем методическом кабинете имеются педагогические журналы: «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».

Информационный блок.

В данном блоке представлены:

  1. Компьютерные презентации для детей;
  2. Детские песни;
  3. Инструментальная и классическая музыка;
  4. Видеофильмы для детей;
  5. Фотоотчеты с праздников и развлечений;
  6. Компьютерные игры для детей;
  7. Компьютерные диски для работы с педагогами: методические рекомендации, видеофрагменты занятий и открытых просмотров педагогов МБДОУ.

Данный блок активно используется педагогами при организации познавательных занятий с детьми, а также для самообразования.

Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми, для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора и обобщения лучшего опыта работы.

Заключение.

Таким образом, методический кабинет  является «копилкой традиций детского сада», центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей, каждый приход сюда приносит  педагогам  новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.

          Грамотная организация работы методического кабинета в дошкольном учреждении  способствует повышению профессиональной квалификации педагогов, и повышению качества образовательного процесса в образовательной организации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...

Презентация "Методический кабинет ДОУ как центр методической работы "

Цели методического кабинета:- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;- построение образовательного стандарта на основе приоритета общече...

Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР

Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...

Методические рекомендации «Оборудование и оснащение методического кабинета в ДОО

      Данный сборник будет интересен заместителям заведующих по ВМР, старшим воспитателям ДОО при организации и оборудовании методического кабинета....

Методическая разработка по теме: «Эффективные формы работы с дошкольниками по ОБЖ».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиб...

Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников...