Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
рабочая программа

Елена Викторовна Самойлова

Цель программы  – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учрежденииhttps://dkvos.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-1.jpg

Составитель: Самойлова Е.В.

                                           Архангельск 2019

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Актуальность программы

          Одним из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

          Актуальность данного направления обусловлена увеличением числа случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе и с детьми дошкольного возраста, общей социально-экономической нестабильностью современного общества, вследствие чего растёт число семей, с трудом справляющихся с воспитательными функциями.

          Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.

          Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.

          Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции социального педагога.

          В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ.

«Семья группы риска социально опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего».

Цель и задачи программы

Цель – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Изучение и диагностика характера взаимоотношений в семьях с детьми «группы риска».
  2. Социально-педагогическая защита семьям с детьми «группы риска».
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей детей «группы риска.
  4. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
  5. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей и адекватной самооценки у детей «группы риска».

Назначение программы

Программа предназначена для комплексного (социального, педагогического, психологического и нормативно-правового) сопровождения семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

Характеристика контингента

Программа охватывает семьи «группы риска», использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты.

В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:

Принцип

Содержание принципа

1

Принцип

целенаправленности

Любое мероприятие: должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь

2

Принцип актуальности

Тема должна быть определена исходя из особенностей и интересов родительской аудитории

3

Принцип планомерности

Работа с родителями должна быть непрерывной, а выбранные формы и методы адекватны поставленным задачам

4

Принцип практической

направленности

Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (20 % - теория, а 80% - практических рекомендаций.

5

Принцип включенности

родителей в процесс

просвещения

Активный диалог с родителями, зрительные опоры,

активизация чувств, воспоминаний родителей, которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.

6

Принцип

информационной

открытости

Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям

7

Принцип этичности

Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях

8

Принцип

культуросообразности

-Культура внешнего вида педагога;

-Культура речи и поведения;

-Культура помещения, где происходит встреча с родителями;

Наиболее эффективными способами работы с семьями являются следующие методы: мониторинг  социального статуса семей, наблюдение, игровые приемы и упражнения, тренинги,  индивидуальные консультации.

Критерии и показатели эффективности  программы:

  1. Формирование активной позиции родителей детей «группы риска».
  2. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей детей «группы риска».
  3. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
  4. Снижение конфликтности в семье.
  5. Устойчивость в поведение и адекватная самооценка у детей.

Условия реализации Программы

  • наличие специально оборудованного кабинета;
  • техническое обеспечение.

Сроки реализации Программы - 1 год

Коррекционная – развивающая программа

«Папа, мама, я – моя дружная семья»

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

Диагностическая деятельность

1

Составление социальных паспортов в ДОУ

Выявление семей с детьми «группы риска»

Воспитатели,  социальный педагог

сентябрь

2

Посещение семей

Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников

Социальный педагог, воспитатели, психолог

сентябрь

3

Беседа с детьми на тему «Я и моя семья»

Выявление взаимоотношений детей и родителей в семье

Социальный педагог, воспитатели

сентябрь

4

Диагностика  с родителями и детьми внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»

Определение взаимоотношений, микроклимата ребенка в семье, контакт ребенка с каждым членом семьи и психологического комфорта

Социальный педагог, психолог

сентябрь

5

Тест опросник  Е.А.Варга, Н.Н.  Столин

Выявление родительского отношения у родителей к своему ребенку.

Психолог

сентябрь

Организационная деятельность

6

Школа молодых родителей. Беседа с детьми на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

Ознакомление родителей с особенностями адаптации ребенка в детском саду и о их готовности.

Психолог

сентябрь

7

Конкурсы рисунков совместно с родителями «Как мы любим отдыхать»

Сотрудничество родителей, детей с ДОУ. Развитие творческих способностей у родителей и детей при выполнении совместной работы дома.

Воспитатели, родители

ноябрь

8

Тренинг с родителями на тему: «Семьи с детьми «группы риска»

Раскрыть понятие семьи с детьми «группы риска», проблемы данных семей

Социальный педагог

ноябрь

9

Спортивные соревнования с участием пап «Папа, может всё что угодно»

Активизация семей с детьми «группы риска» к совместным мероприятиям в ДОУ. Пропаганда здорового образа жизни. Поощрение после проведения мероприятий (вручение грамот, благодарностей, значков в участии спортивного соревнования)

Воспитатель по физ.культуре, воспитатели, родители

февраль

10

День открытых дверей для родителей с последующей беседой.

Вовлечение родителей в педагогический процесс. Определение путей оказания помощи ребенку.

Воспитатели, социальный педагог

декабрь

11

Фото-выставка «Папа, мама, я – большая семья»

Приобщение к совместным мероприятиям через выпуск фотогазеты семей с мест отдыха, с участием родителей и детей

Воспитатели, родители

февраль

12

Родительское кафе с чаепитием «Невероятные годы»

(просмотр видеозаписей о взаимодействии родителей и детей в различных жизненных ситуациях, групповые дискуссии, беседы и поиск решения проблем родителями, практические упражнения, ролевые игры)

Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи. В непринужденной обстановке обсуждение проблем по воспитанию и развитию ребенка в семье, обмен опытом.

Психолог, старший воспитатель

В течение года – 2 раза в месяц

13

Создание «Копилки родительской мудрости»

почтовый ящик «вопрос-ответ»

Оказание психологической помощи родителям по интересующим вопросам о воспитании, развитии ребенка

Психолог

январь

 Родительский клуб

«Семейный вернисаж»

(представление родословной, герба семьи, гимна, достижения членов семьи и т.д.)

Формирование коллектива родителей, установление доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений.

Воспитатели, психолог, социальный педагог, родители

март

14

«Праздник мам и бабушек» с подготовленным концертом детей

Сотрудничество семьи с ДОУ, взаимодействие родителей и  детей.

Воспитатели, музыкальные руководители

март

15

Фестиваль талантов

«Минута славы»

Демонстрация талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, семейных достижений.

Воспитатели, музыкальные руководители, родители, старший воспитатель

апрель

16

Акция  «Добрые дела своими руками» - «Посади дерево», «Мы за чистоту»

Социально-нравственное развитие родителей и детей, позволяющее объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели

Воспитатели, социальный педагог, психолог

май

17

Выпуск газеты: «Мы и Детский сад»

Перспективы сотрудничества ДОУ и семьи

Воспитатели, социальный педагог, психолог

май

Консультационно-просветительская деятельность

18

Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка «группы риска» в семье (оформление стендов, буклеты, брошюры)

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Социальный педагог, психолог, воспитатель

В течение года

19

Консультативная служба – консультации общего характера по важным вопросам. Консультации-публикации, оформление папок-передвижек.

Просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Социальный педагог, психолог, логопед, воспитатель

В течение года

20

Родительские собрания в нетрадиционной форме: вопрос-ответ, круглый стол, в виде игры с использованием ИКТ.

Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи, в нетрадиционной форме решение различных ситуации по воспитанию детей, нахождение разных способов и выходов из них.

Социальный педагог, психолог, старший воспитатель, воспитатель.

В течение года

21

Презентации книги Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком  Как?, по вопросам

Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей, побуждать к чтению данной книги

Социальный педагог

февраль

Правозащитная деятельность

22

Индивидуальные консультации с родителями

Оказание помощи по проблемам, возникающим у родителей с детьми «группы риска»

Социальный педагог

1 раз в месяц

23

Консультация «Права и обязанности детей»

Обобщение знаний родителей о правах и обязанностях ребенка, используя нормативные документы

Социальный педагог, воспитатели

октябрь

24

Наглядная агитация-брошюры для родителей «Права и обязанности детей»

Повышение правовой грамотности родителей

Социальный педагог, воспитатели

октябрь

25

Консультация на тему «Права, обязанности и ответственность родителей»

Правовое просвещение родителей, формирование ответственности к воспитанию детей в семье.

Социальный педагог, инспектор ПДН

декабрь

Коррекционно-профилактическая деятельность

26

Беседа с родителями «Проблемы в семье с детьми» группы риска»

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Психолог, социальный педагог

февраль

27

Индивидуальные консультации

Оказание помощи по вопросам, возникающим у родителей с детьми «группы риска»

Социальный педагог

1 раз в месяц

28

Беседа с родителями «Кризисы детей дошкольного возраста»

Помочь родителям понимать особенности физиологии и психологии ребенка дошкольника, о проблемах во время кризисов и пути преодоления.

Психолог, социальный педагог

март

29

Наглядная агитация (брошюры для родителей) по вопросам воспитания и обучения детей «группы риска»

Просвещение родителей и повышение грамотности в вопросах воспитания и обучения детей.

Воспитатели, социальный педагог, психолог

В течение года

30

Беседа с педагогами социальных институтов – представитель с центра «Леда» или «Центра развития ребенка»

Ознакомление родителей с социальными институтами города, где они могут получить квалифицированную помощь помимо детского сада.

Педагог психолог с центра «Леда», «Центра развития ребенка»

апрель

Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы.

Реализация данной Программы для семьи

          Об эффективности работы с родителями можно судить по следующим показателям:

- степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;

-  процент посещаемости мероприятий проводимых в ДОУ;

-  нормализация детско – родительских отношений;

- применение полученных знаний, умений и навыков в воспитании детей и самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций.

Реализация данной Программы для специалистов

-повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.

   Основные этапы работы

Подготовительный этап работы

  1. Привлечение специалистов ДОУ для реализации данной программы.
  2. Через педагогический консилиум выявление семей с детьми «группы риска».
  3. Разработка и утверждение программы сроком на год на педагогическом совете.
  4. Подготовка диагностического инструментария.

Основной этап работы

  1. Диагностика семей с детьми «группы риска».
  2. Реализация программы по направлениям:

-  диагностическая деятельность;

           - организационная деятельность;

           - консультационно-просветительская деятельность;  

           - правозащитная деятельность;

           - коррекционно-профилактическая деятельность.

          Диагностическая деятельность – с помощью анкетирования, опросников, диагностики  сбор информации о семьях «группы риска», выявление особенностей семей с детьми «группы риска» и влияние микросреды на всех членов семьи.

          Организаторская деятельность – просвещение родителей, организация общение родителей и детей в совместных мероприятиях.

          Консультативно-просветительская деятельность – просвещение родителей  через брошюры, наглядную агитацию, консультации, тренинги, беседы.

          Правозащитная деятельность – консультирование родителей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, защиты прав ребенка с помощью наглядной агитации, правовых занятий с детьми, лекций и консультации для родителей, презентаций от социального педагога.

          Коррекционно-профилактическая деятельность – профилактика семей с детьми  «группы риска», предотвращение конфликтных ситуаций в семьях с помощью бесед, индивидуальных консультаций, наглядной агитации.

           Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (психолог, логопед, социальный педагог, заместитель заведующей)  и социальными институтами (работники ПДН и КДН, центр «Леда», «Центр развития ребенка», педагоги дополнительного образования), родители.

Заключительный этап работы:

  1. Анализ и обработка данных реализации программы.
  2. Соотношение полученных результатов с целью и задачами программы.
  3. Корректировка программы с целью повышения качества выполнения.

Методическое сопровождение программы

Список использованных источников:

1) Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Класс, 2003. – 336 с.

2) Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

3) Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие. – СПб.: «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.

4) Богданова И.В. Система работы с детьми «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anutka.ucoz.ru/publ/sistema_raboty_psikhologa. (Дата обращения: 21.01.2016).

5) Брутова М.А., Буторина А.Н., Малыхина Е.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации:проблемы и перспективы развития: учебное пособие. – М-во образования педагогики,кафедра педагогики и психологии детства. – Архангельск: КИРА, 2014. – 129 с.

6) Волобуева  И.В. Дружная семейка: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учр. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 45 с

7) Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 46 с.

8) Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2010.- №3.-с.35.

9) Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001

10) Майер А.А. Проекты по взаимодействии ДОУ и семьи // Управление ДОУ. – 2008. -№ 3. – с.8-13.

11)Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с.

12) Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного  консультирования.- М.: ,2011.- 322с.

13) Татарникова Г.М.,Вепрева И.И., Кириченко Т.Т.    Индивидуальное  сопровождение детей группы   риска в образовательном  пространстве ДОУ       Методическое пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds68.edubratsk.ru/files/posobie.doc. (Дата обращения: 22.01.2016).

14) Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.  - Спб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы СТАРШЕГО возраста «Дружные ребята»

laquo;Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творче...

Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»

Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...