Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
    рабочая программа

    Елена Викторовна Самойлова

    Цель программы  – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учрежденииhttps://dkvos.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-1.jpg

    Составитель: Самойлова Е.В.

                                               Архангельск 2019

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

    Актуальность программы

              Одним из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

              Актуальность данного направления обусловлена увеличением числа случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе и с детьми дошкольного возраста, общей социально-экономической нестабильностью современного общества, вследствие чего растёт число семей, с трудом справляющихся с воспитательными функциями.

              Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.

              Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.

              Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции социального педагога.

              В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ.

    «Семья группы риска социально опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего».

    Цель и задачи программы

    Цель – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

    Задачи:

    1. Изучение и диагностика характера взаимоотношений в семьях с детьми «группы риска».
    2. Социально-педагогическая защита семьям с детьми «группы риска».
    3. Психолого-педагогическое просвещение родителей детей «группы риска.
    4. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
    5. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей и адекватной самооценки у детей «группы риска».

    Назначение программы

    Программа предназначена для комплексного (социального, педагогического, психологического и нормативно-правового) сопровождения семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

    Характеристика контингента

    Программа охватывает семьи «группы риска», использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты.

    В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:

    Принцип

    Содержание принципа

    1

    Принцип

    целенаправленности

    Любое мероприятие: должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь

    2

    Принцип актуальности

    Тема должна быть определена исходя из особенностей и интересов родительской аудитории

    3

    Принцип планомерности

    Работа с родителями должна быть непрерывной, а выбранные формы и методы адекватны поставленным задачам

    4

    Принцип практической

    направленности

    Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (20 % - теория, а 80% - практических рекомендаций.

    5

    Принцип включенности

    родителей в процесс

    просвещения

    Активный диалог с родителями, зрительные опоры,

    активизация чувств, воспоминаний родителей, которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.

    6

    Принцип

    информационной

    открытости

    Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям

    7

    Принцип этичности

    Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях

    8

    Принцип

    культуросообразности

    -Культура внешнего вида педагога;

    -Культура речи и поведения;

    -Культура помещения, где происходит встреча с родителями;

    Наиболее эффективными способами работы с семьями являются следующие методы: мониторинг  социального статуса семей, наблюдение, игровые приемы и упражнения, тренинги,  индивидуальные консультации.

    Критерии и показатели эффективности  программы:

    1. Формирование активной позиции родителей детей «группы риска».
    2. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей детей «группы риска».
    3. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
    4. Снижение конфликтности в семье.
    5. Устойчивость в поведение и адекватная самооценка у детей.

    Условия реализации Программы

    • наличие специально оборудованного кабинета;
    • техническое обеспечение.

    Сроки реализации Программы - 1 год

    Коррекционная – развивающая программа

    «Папа, мама, я – моя дружная семья»

    Мероприятия

    Цель

    Ответственные

    Сроки

    Диагностическая деятельность

    1

    Составление социальных паспортов в ДОУ

    Выявление семей с детьми «группы риска»

    Воспитатели,  социальный педагог

    сентябрь

    2

    Посещение семей

    Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников

    Социальный педагог, воспитатели, психолог

    сентябрь

    3

    Беседа с детьми на тему «Я и моя семья»

    Выявление взаимоотношений детей и родителей в семье

    Социальный педагог, воспитатели

    сентябрь

    4

    Диагностика  с родителями и детьми внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»

    Определение взаимоотношений, микроклимата ребенка в семье, контакт ребенка с каждым членом семьи и психологического комфорта

    Социальный педагог, психолог

    сентябрь

    5

    Тест опросник  Е.А.Варга, Н.Н.  Столин

    Выявление родительского отношения у родителей к своему ребенку.

    Психолог

    сентябрь

    Организационная деятельность

    6

    Школа молодых родителей. Беседа с детьми на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

    Ознакомление родителей с особенностями адаптации ребенка в детском саду и о их готовности.

    Психолог

    сентябрь

    7

    Конкурсы рисунков совместно с родителями «Как мы любим отдыхать»

    Сотрудничество родителей, детей с ДОУ. Развитие творческих способностей у родителей и детей при выполнении совместной работы дома.

    Воспитатели, родители

    ноябрь

    8

    Тренинг с родителями на тему: «Семьи с детьми «группы риска»

    Раскрыть понятие семьи с детьми «группы риска», проблемы данных семей

    Социальный педагог

    ноябрь

    9

    Спортивные соревнования с участием пап «Папа, может всё что угодно»

    Активизация семей с детьми «группы риска» к совместным мероприятиям в ДОУ. Пропаганда здорового образа жизни. Поощрение после проведения мероприятий (вручение грамот, благодарностей, значков в участии спортивного соревнования)

    Воспитатель по физ.культуре, воспитатели, родители

    февраль

    10

    День открытых дверей для родителей с последующей беседой.

    Вовлечение родителей в педагогический процесс. Определение путей оказания помощи ребенку.

    Воспитатели, социальный педагог

    декабрь

    11

    Фото-выставка «Папа, мама, я – большая семья»

    Приобщение к совместным мероприятиям через выпуск фотогазеты семей с мест отдыха, с участием родителей и детей

    Воспитатели, родители

    февраль

    12

    Родительское кафе с чаепитием «Невероятные годы»

    (просмотр видеозаписей о взаимодействии родителей и детей в различных жизненных ситуациях, групповые дискуссии, беседы и поиск решения проблем родителями, практические упражнения, ролевые игры)

    Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи. В непринужденной обстановке обсуждение проблем по воспитанию и развитию ребенка в семье, обмен опытом.

    Психолог, старший воспитатель

    В течение года – 2 раза в месяц

    13

    Создание «Копилки родительской мудрости»

    почтовый ящик «вопрос-ответ»

    Оказание психологической помощи родителям по интересующим вопросам о воспитании, развитии ребенка

    Психолог

    январь

     Родительский клуб

    «Семейный вернисаж»

    (представление родословной, герба семьи, гимна, достижения членов семьи и т.д.)

    Формирование коллектива родителей, установление доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений.

    Воспитатели, психолог, социальный педагог, родители

    март

    14

    «Праздник мам и бабушек» с подготовленным концертом детей

    Сотрудничество семьи с ДОУ, взаимодействие родителей и  детей.

    Воспитатели, музыкальные руководители

    март

    15

    Фестиваль талантов

    «Минута славы»

    Демонстрация талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, семейных достижений.

    Воспитатели, музыкальные руководители, родители, старший воспитатель

    апрель

    16

    Акция  «Добрые дела своими руками» - «Посади дерево», «Мы за чистоту»

    Социально-нравственное развитие родителей и детей, позволяющее объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели

    Воспитатели, социальный педагог, психолог

    май

    17

    Выпуск газеты: «Мы и Детский сад»

    Перспективы сотрудничества ДОУ и семьи

    Воспитатели, социальный педагог, психолог

    май

    Консультационно-просветительская деятельность

    18

    Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка «группы риска» в семье (оформление стендов, буклеты, брошюры)

    Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

    Социальный педагог, психолог, воспитатель

    В течение года

    19

    Консультативная служба – консультации общего характера по важным вопросам. Консультации-публикации, оформление папок-передвижек.

    Просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей

    Социальный педагог, психолог, логопед, воспитатель

    В течение года

    20

    Родительские собрания в нетрадиционной форме: вопрос-ответ, круглый стол, в виде игры с использованием ИКТ.

    Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи, в нетрадиционной форме решение различных ситуации по воспитанию детей, нахождение разных способов и выходов из них.

    Социальный педагог, психолог, старший воспитатель, воспитатель.

    В течение года

    21

    Презентации книги Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком  Как?, по вопросам

    Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей, побуждать к чтению данной книги

    Социальный педагог

    февраль

    Правозащитная деятельность

    22

    Индивидуальные консультации с родителями

    Оказание помощи по проблемам, возникающим у родителей с детьми «группы риска»

    Социальный педагог

    1 раз в месяц

    23

    Консультация «Права и обязанности детей»

    Обобщение знаний родителей о правах и обязанностях ребенка, используя нормативные документы

    Социальный педагог, воспитатели

    октябрь

    24

    Наглядная агитация-брошюры для родителей «Права и обязанности детей»

    Повышение правовой грамотности родителей

    Социальный педагог, воспитатели

    октябрь

    25

    Консультация на тему «Права, обязанности и ответственность родителей»

    Правовое просвещение родителей, формирование ответственности к воспитанию детей в семье.

    Социальный педагог, инспектор ПДН

    декабрь

    Коррекционно-профилактическая деятельность

    26

    Беседа с родителями «Проблемы в семье с детьми» группы риска»

    Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

    Психолог, социальный педагог

    февраль

    27

    Индивидуальные консультации

    Оказание помощи по вопросам, возникающим у родителей с детьми «группы риска»

    Социальный педагог

    1 раз в месяц

    28

    Беседа с родителями «Кризисы детей дошкольного возраста»

    Помочь родителям понимать особенности физиологии и психологии ребенка дошкольника, о проблемах во время кризисов и пути преодоления.

    Психолог, социальный педагог

    март

    29

    Наглядная агитация (брошюры для родителей) по вопросам воспитания и обучения детей «группы риска»

    Просвещение родителей и повышение грамотности в вопросах воспитания и обучения детей.

    Воспитатели, социальный педагог, психолог

    В течение года

    30

    Беседа с педагогами социальных институтов – представитель с центра «Леда» или «Центра развития ребенка»

    Ознакомление родителей с социальными институтами города, где они могут получить квалифицированную помощь помимо детского сада.

    Педагог психолог с центра «Леда», «Центра развития ребенка»

    апрель

    Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы.

    Реализация данной Программы для семьи

              Об эффективности работы с родителями можно судить по следующим показателям:

    - степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;

    -  процент посещаемости мероприятий проводимых в ДОУ;

    -  нормализация детско – родительских отношений;

    - применение полученных знаний, умений и навыков в воспитании детей и самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций.

    Реализация данной Программы для специалистов

    -повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.

       Основные этапы работы

    Подготовительный этап работы

    1. Привлечение специалистов ДОУ для реализации данной программы.
    2. Через педагогический консилиум выявление семей с детьми «группы риска».
    3. Разработка и утверждение программы сроком на год на педагогическом совете.
    4. Подготовка диагностического инструментария.

    Основной этап работы

    1. Диагностика семей с детьми «группы риска».
    2. Реализация программы по направлениям:

    -  диагностическая деятельность;

               - организационная деятельность;

               - консультационно-просветительская деятельность;  

               - правозащитная деятельность;

               - коррекционно-профилактическая деятельность.

              Диагностическая деятельность – с помощью анкетирования, опросников, диагностики  сбор информации о семьях «группы риска», выявление особенностей семей с детьми «группы риска» и влияние микросреды на всех членов семьи.

              Организаторская деятельность – просвещение родителей, организация общение родителей и детей в совместных мероприятиях.

              Консультативно-просветительская деятельность – просвещение родителей  через брошюры, наглядную агитацию, консультации, тренинги, беседы.

              Правозащитная деятельность – консультирование родителей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, защиты прав ребенка с помощью наглядной агитации, правовых занятий с детьми, лекций и консультации для родителей, презентаций от социального педагога.

              Коррекционно-профилактическая деятельность – профилактика семей с детьми  «группы риска», предотвращение конфликтных ситуаций в семьях с помощью бесед, индивидуальных консультаций, наглядной агитации.

               Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (психолог, логопед, социальный педагог, заместитель заведующей)  и социальными институтами (работники ПДН и КДН, центр «Леда», «Центр развития ребенка», педагоги дополнительного образования), родители.

    Заключительный этап работы:

    1. Анализ и обработка данных реализации программы.
    2. Соотношение полученных результатов с целью и задачами программы.
    3. Корректировка программы с целью повышения качества выполнения.

    Методическое сопровождение программы

    Список использованных источников:

    1) Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Класс, 2003. – 336 с.

    2) Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

    3) Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие. – СПб.: «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.

    4) Богданова И.В. Система работы с детьми «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anutka.ucoz.ru/publ/sistema_raboty_psikhologa. (Дата обращения: 21.01.2016).

    5) Брутова М.А., Буторина А.Н., Малыхина Е.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации:проблемы и перспективы развития: учебное пособие. – М-во образования педагогики,кафедра педагогики и психологии детства. – Архангельск: КИРА, 2014. – 129 с.

    6) Волобуева  И.В. Дружная семейка: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учр. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 45 с

    7) Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 46 с.

    8) Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2010.- №3.-с.35.

    9) Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001

    10) Майер А.А. Проекты по взаимодействии ДОУ и семьи // Управление ДОУ. – 2008. -№ 3. – с.8-13.

    11)Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с.

    12) Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного  консультирования.- М.: ,2011.- 322с.

    13) Татарникова Г.М.,Вепрева И.И., Кириченко Т.Т.    Индивидуальное  сопровождение детей группы   риска в образовательном  пространстве ДОУ       Методическое пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds68.edubratsk.ru/files/posobie.doc. (Дата обращения: 22.01.2016).

    14) Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.  - Спб., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

    Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях...

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

        Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

    «Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

    Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

    Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты   Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...