Мотивация педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
статья

Елена Викторовна Самойлова

   В данной статье мы рассмотрим основные понятия «мотивация», «взаимодействие».  Далее более подробно раскрыт вопрос взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к взаимодействию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО

                                         Самойлова Елена Викторовна, старший воспитатель

                                  МБДОУ Детский сад № 178 «Россияночка» г.Архангельска

         В данной статье мы рассмотрим основные понятия «мотивация», «взаимодействие».  Далее более подробно раскроем вопрос взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к взаимодействию.

        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

          Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения) [2].

          Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения  [1].    

          Мотивация - то динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность [6].

          Более подробно рассмотрим взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к этому взаимодействию.

          Новый уровень дошкольного образования задается Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОО с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе. Это предполагает разработку модели эффективных партнерских взаимоотношений семьи и ДОО [1]. Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, т.к. родители лучше знают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В ходе реализации основной образовательной программы сталкиваемся со следующими трудностями во взаимоотношениях с семьями воспитанников:

– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;

– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;

          Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Таким образом, многие дошкольные учреждения сталкиваются с одной проблемой – низкий уровень участия родителей в жизни ребенка в детском саду, низкая заинтересованность к совместной с педагогами ДОО работе по воспитанию и развитию своих детей [1].

           Фундаментальными мотивационными механизмами являются по В.К. Вильнасу – эмоциональное переключение, подражание и эмоциональное заражение; механизм сдвига мотива на цель, механизмы формирования произвольного поведения [3].

          Как же повысить мотивацию родителей к участию в образовательном процессе?

          Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. Новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

          Но, несомненно, для организации согласованного эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями необходимо иметь мотивацию с обеих сторон. Инициативу в сторону сотрудничества чаще всего приходится проявлять педагогу, как профессионалу своей деятельности. Именно тут педагогам может потребоваться помощь специалистов. Имея знания по грамотному построению процесса взаимодействия с родителями, обладая навыками эффективной коммуникации и убеждения, педагогу легче будет выстроить отношения с родительским коллективом и привлечь родителей к сотрудничеству [4].

          Показателями эффективности взаимодействия ДОО и семьи можно считать:

1) Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОО.

2) Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОО.

3) Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.

4) Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.

5) Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.

6) Повышение авторитета педагога и других работников ДОО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

7) Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

8) Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка  [8].

            Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали педагоги ДОО. Особую роль в этом, сыграли воспитатели, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с дошкольниками, которые создали прочный фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

          Таким образом, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, реализуемая через разнообразные формы, в процессе которой родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, расширять и совершенствовать свои педагогические возможности помогла создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.

          На сегодняшний день задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями. Для этого необходимо изучать с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные; рассматривать   формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы [7].

          По данной проблеме воспитателям необходима методическая помощь, например -   консультация «Работа с родителями - нетрадиционные подходы», семинар-практикум «Взаимодействие с родителями в свете новых подходов», где можно научить составлять проект нетрадиционных встреч с родителями используя инновационные формы взаимодействия, применение современных технологий в работе с родителями. Провести педсовет на тему «Работа педагогического коллектива с родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашение родителей из состава родительского комитета и др. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо начинать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можем проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

          Современные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации [7].

          На примере опыта дошкольных образовательных организаций можно отметить, что в организациях учтено мнение родительской общественности и совместно с администрацией ДОО разработано «Положение о взаимодействии с семьями воспитанников», в котором такие разделы как: общие положения; основные направления и  задачи работы; новая система взаимодействия ДОО с семьей; основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей; функции работы ДОО с семьей; новые формы взаимодействия с семьей; способы повышения авторитета воспитателя; критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей [5].

          На основании данного примера можно сделать вывод, что в данном учреждении высокая мотивация педагогов и родителей, ведется огромная работа по взаимодействия ДОО и семьями воспитанников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Грига И.А. Организация сотрудничества с семьей в условиях внедрения ФГОС ДО. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://open-lesson.net (дата обращения: 24.01.2017)

2 Ежова М.В. Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota (дата обращения: 24.01.2017

3  Маракушина И.Г. Педагогическая психология. Изд-во: ООО «КИРА», 2012. – 237 с

4 Морозова А.С. Развитие мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями / науч. рук. И.Г. Маракушина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (9). – С. 153-155.

5 Положение о взаимодействии с семьями воспитанников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://madou4.edumsko.ru/documents (дата обращения: 24.01.2017)

6 Психология человека. Мотивация деятельности человека. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php (дата обращения: 24.01.2017)

7 Солодская О.С. Инновационные формы взаимодействия с семьёй. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/10373-innovatsionnye (дата обращения: 24.01.2017)

8 Татаринова Е.С. Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons (дата обращения: 24.01.2017)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно ...

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовл...

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...

Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...