Самообразование руководителя средствами ментальных карт.
статья

Самообразование  руководителя средствами ментальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mentalnye_karty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование  руководителя средствами ментальных карт.

Автор-составитель:

 Захарова Татьяна Юрьевна

заведующий ГБДОУ №81 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с людьми.

Только постоянное самообразование помогут руковрлителю всегда быть в отличной управленческой форме, иметь авторитет как среди среди подчиненных.

Что такое «ментальная карта»?

Ментальная карта (от англ. MindMap) переводится как «карта ума», «мыслительная карта», «карта мышления» или «интеллект-карта» – это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Это привычное изложение мыслей словами в письменном виде.

Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления. Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать.

Когда использовать ментальные карты?

В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное .

Для создания идей. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

Чтобы разобраться в новой области. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

Чтобы представить большое количество информации в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Способы применения ментальных карт.

1. Запоминание материала.

2. Упорядочение и систематизация информации.

3. Планирование деятельности.

4. Подготовка к выступлению.

5. Поиск решений.

6. Рассмотрение различных вариантов решения задачи.

Последовательность составления ментальной карты.

1. В центре листа, расположенного по горизонтали, пишется главная тема, которой посвящена карта. Ее необходимо заключить в замкнутый контур.

2. Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня – разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.

3. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения.

4. Слова пишутся печатными буквами.

5. Записываются только ключевые слова, а не предложения.

6. Различные уровни или ветки выделяются цветом, которые добавляются, где только можно.

При составлении ментальной карты важно:

1. Помещать слова именно на ветках, а не в кругах, прямоугольниках.

2. Использовать гибкие ветки. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты.

3. Писать на каждой линии только одно ключевое слово.

4. Все сложные понятия сводить к простым.

5. Записи вести печатными буквами, ясно и чётко.

6. Все повторяемые элементы обозначать одним символом.

7. Размер букв и толщину линий изменять в зависимости от степени важности ключевого слова.

8. Использовать разные цвета для основных ветвей.

9. Не оставлять пустого места, но и не создавать ветви слишком плотно. Областей применения ментальных карт в проведении занятий великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д. Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации.

Это хороший способ, изучать тему, где преобладает огромное количество терминов. Использование ментальных карт позволяет  начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать всё это в логическую интеллектуальную систему

Используемая литература:

1. Тони Бьюзен. Интеллект-карты

2. Бьюзер Тони и Барри. Супермышление. – М.: ООО «Попурри», 2003. – 98 с.
3. Саяпина Н. А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/184/473


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Реклама"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта ИОС

Составлена по материалам книги: Николаева С.Н., Комарова И.А."Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающиеситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами...

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать,понять и запомнить содержание кн...

Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.

Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Мето...

Ментальные карты как средство развития речевых способностей у старших дошкольников

Ментальные карты как средство развития речевых способностей у старших дошкольников...