Методическая разработка: "Культурные практики в детском саду"
методическая разработка

Консультация для воспитателей "Культурные практики в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_tekst.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ДОУ НА ТЕМУ:

«КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

 В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.

Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Культурные практики это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка (Н.Б. Крылова).

Культурные практики начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.

В детском саду культурные практики проводятся как правило во второй половине дня. Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Программа «ДЕТСТВО» включает в раздел «Культурные практики»:

  •  Совместная игра
  • Ситуация общения
  •  Творческая мастерская
  •  Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг
  • Детский досуг
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

СОВМЕСТНЫЕ  ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ  И ДЕТЕЙ

  • Сюжетно-ролевые
  • Режиссерские
  • Игра-драматизации
  • Строительно-конструктивные

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

это проблемные ситуации  (разрешаем  разные проблемы)

  • Реально-практические: Поможем малышам. Украсим детский сад к празднику и др.
  • Вербальные: задушевные разговоры, обсуждения, как решать разные проблемы…
  • Имитационно-игровые: Кукла Маша заболела, Мы самые старшие в саду….

Творческие мастерские:

создание  книг-самоделок, детских журналов, оформление коллекций, составление своих маршрутов экскурсий, изготовление подарков…

  • Занятие рукоделием
  • Приобщение к народным промыслам
  • Оформление книжного уголка
  • Игры и коллекционирование

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ

 ГОСТИНАЯ (ДЕТСКАЯ СТУДИЯ)

  • Восприятие музыки и литературных  произведений.
  • Творческая деятельность художественного плана.
  • Свободное общение воспитателя и детей на литературном и музыкальном материале.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ

 ГОСТИНАЯ (ДЕТСКАЯ СТУДИЯ)

  • Восприятие музыки и литературных  произведений.
  • Творческая деятельность художественного плана.
  • Свободное общение воспитателя и детей на литературном и музыкальном материале.
  • ДЕТСКИЕ ДОСУГИ
  • Музыкальные. Литературные.
  • Физкультурные
  • (Здоровья и подвижных игр).

Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. 

По, мнению Н.А. Коротковой без смысловых контекстов, наполняющих деятельность ребенка смыслом и содержанием, она становится чередой скучных упражнений.

 Ребенку рекомендуется включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Здравствуй, лето!" для детей среднего возраста с ОНР.

Методическая разработка праздника "Здравствуй, лето!" для формирования творческой деятельности детей через различные виды искусства: музыку, стихи, живопись; для обогащения жизненного опыта детей чере...

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности по ПДД

Данный материал был представлен на городской конкурс методических материалов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста, как спортивно-развлекател...

Методическая разработка "Культурно - гигиенические навыки в первой младшей группе. "

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...

Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)

В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...

Методическая разработка “Культурно-досуговая деятельность детской библиотеки”.

Методика организации библиотечных выставок – это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций,...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

Методическая разработка культурно-образовательный проект «Страницы памяти славной истории нашего района»

laquo;Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем...