Методическая разработка “Культурно-досуговая деятельность детской библиотеки”.
методическая разработка (подготовительная группа)

Методика организации библиотечных выставок – это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки. Одной из задач методики является обеспечение четкой взаимосвязи и правильного размежевания разделов выставки. Ознакомление с экспонируемой литературой по существу есть разновидность познавательного процесса, протекающего в специфических условиях, поскольку в процессе изучения материалов выставки пользователи познают новые факты, законы, явления.[1]

Поскольку пользователи познают новые факты, законы, явления, теории, то общие закономерности научного познания применимы к новому процессу, но в несколько своеобразной форме. В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, осмысления, изучения материалов выставки возникают определенные представления о явлениях, предметах, направлениях в науке и искусстве. При этом познавательная активность сказывается не только на усвоении какой-либо информации, но и на становлении личности, на отношении к окружающей действительности, что является необходимым условием формирования жизненной позиции индивида и способствует реализации идей саморазвития, самосозидания в современных условиях.[3]

Основным достоинством книжной выставки является то, что она дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с самим произведением печати. Ценность выставки для читателя определяется не только тем, что он получает зрительное впечатление от демонстрации книги, но имеет возможность подержать ее в руках, посмотреть иллюстрации, предисловие, оглавление, а иногда и прочитать отдельные абзацы текста. Кроме того, с выставки читатель может сразу получить интересующее его произведение.[3]

Непосредственный показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей различных групп, помогает выявить их конкретные интересы. Но книжная выставка требует большой подготовки, поэтому необходимо профессионально и творчески подходить к организации этого мероприятия. Задача библиотеки – своевременно отражать в выставочных экспозициях актуальные вопросы современности, важнейшие события международной и внутренней жизни, достижения науки и культуры, политические и хозяйственные кампании, памятные даты и юбилеи.[7]

Необходимо на начальном этапе оформления книжной выставки уточнить тему. Состав читателей, уровень их подготовки, запросы и интересы – вот основной фактор, из которого исходит библиотекарь при уточнении границ избранной темы. Чтобы правильно ограничить проблему, библиотекарь не может полагаться только на собственные знания. Следует ознакомиться с энциклопедиями, справочниками, дающими представление о теме и ее проблематике. Очень полезен для библиотекаря совет квалифицированного специалиста. Завершается работа точной формулировкой темы, что сразу же дает направление и облегчает поиски нужного материала.[2]

Выявление литературы значительно упрощается при наличии новых библиографических пособий по теме выставки. Большую помощь библиотекарю оказывают методические разработки. Они содержат готовые планы выставок, указывают литературу и нужные иллюстрации применительно к условиям данной области лил края.[4]

После подбора литературы наступает завершающий этап – оформление выставки. Выставка должна производить интенсивное зрительное впечатление на читателя.[4]

Практически оформление выставки сводится к трем моментам:

- техническое оснащение;

- экспозиция литературы;

- применение и оформление текстов и иллюстраций.

Сейчас основными компонентами хорошего оформления считаются: широкие современные витрины, дающие простор экспозиции и показывающие книгу на переднем плане, красочные иллюстрации, характеризующие основные моменты, яркие, выразительные заголовки. При оформлении выставки принимают участие разные работники: библиографы, сотрудники массового отдела или отдела обслуживания, художники. Им необходим согласованный до деталей тематико-экспозиционный план.[5]

Значительно повышает эффективность выставки ее связь с другими видами воздействия на читателей, беседой и обзором.

Ориентиры или принципы, на которые следует опираться при разработке замысла выставки:

- самоформирование проблемного мышления, т.е. выставка должна побуждать читателя к размышлениям;

- «очеловечивание» ценностей и переживание содержания ценностей – на выставке в первую очередь должна просматриваться личная позиция автора;

- культуросообразность, т.е основная идея выставки должна соответствовать тем культурным ценностям, которые являются привычными для читателя;

- учет социально-проффесионального опыта тех категорий читателей, кому адресована выставка – выставка не может быть ориентирована на всех, это означает ни для кого;

- включение «обыденных» пониманий действительности, т.е. выставка, безусловно, должна поднимать читателя до уровня библиотекаря, но в то же время понятной – необходимо уметь говорить просто о сложном;

- кумулятивный эффект выставки достигается за счет сочитания разных видов воздействия на читателя и разных носителей информации.[10]

Своеобразие и оригинальность требуют сохранения определенного алгоритма работы. Можно создать красивую концепцию, но, упустив какой –либо технологический момент, можно разрушить целиком идею.[7]

Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса:

1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.

2. Предварительное знакомство с темой.

3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.

4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями.

5. Выявление по СБА источников.

6. Подбор выявленной литературы в фонде.

7. Знакомство с литературой.

8. Отбор литературы.

9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.

10. Определение структуры выставки.

11. Группировка литературы.

12. Оформление выставки.

13. Доукомплектование выставки.

14. Учет эффективности книжной выставки.[2]

Организация книжных выставок регламентирована нормами времени, утвержденными Министерством труда и социального развития РФ от 3.02.97.

В этих нормативах дается несколько отличный от предыдущего алгоритм создания библиотечных выставок:

1. Составить план организации и проведения книжной выставки.

2. Выявить и отобрать документы.

3. Подготовить сопроводительную документацию к выставке.

4. Создать художественный проект.

5. Монтаж выставки.

6. Организовать информационно- рекламную работу по популяризации выставки.

7. Подвести итоги работы.[6]

Алгоритм создания библиотечной выставки достаточно редко рассматривается как руководство к действию в практической работе библиотек. Как правило, он используется в процессе обучения или предлагается для ознакомления вновь принятому сотруднику. Однако при переходе к новым формам выставочной деятельности знание алгоритма может оказаться чрезвычайно полезным.[9]

Подготовка Дня (Недели, Декады) информации включает несколько этапов.

Первый этап: уточнение проблематики мероприятия. Такое комплексное мероприятие предполагает раскрытие максимально возможных аспектов проблемы, однако многое будет зависеть от информационной обеспеченности. Одним из главных шагов на данном этапе является просмотр и отбор литературы для выставки- просмотра. Необходимо разработать тематико-экспозиционный план выставки и продумать оформительские средства, с помощью которых специалист сможет воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное назначение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь.[1]

 

Следующим этапом является определение программы работы Дня или Декады информации. Эта программа включает в себя различные формы информирования читателей: библиографические обзоры, беседы; также могут проводиться круглые столы по проблематике мероприятия, деловые игры и пр.[2]

Третий этап – непосредственная организация мероприятия: подготовка пресс – релизов, рассылка рекламных сообщений, рассылка индивидуальных приглашений; организация выставки- просмотра в специально выделенном помещении; оформление и размещение необходимых указателей и сопроводительной информации, работа по плану или программе мероприятия, сбор отзывов и анализ эффективности.[2]

Выставка – просмотр может сопровождаться презентацией электронных информационных ресурсов и баз данных по соответствующей теме. Организационно выставка – просмотр размещается в отдельном помещении на столах и стеллаж. Все или почти все мероприятия по программе Дня (Недели) информации проводятся в этом же помещении.[4]

Время работы выставки – просмотра четко ограничено временем работы мероприятия, в рамках которого она организована. Мероприятие открывается презентацией выставки и заканчивается ее закрытием.[4]

Оценка эффективности работы мероприятия в целом обязательно включает в себя оценку эффективности выставки – просмотра с учетом различных мероприятий, проведенных в рамках комплексного мероприятия.[8]

Анализ работы выставки – просмотра предполагает следующие процедуры:

- текущий анализ посещаемости, количества просмотренных документов;

- сравнение показателей с ежедневными средними показателями и/или аналогичными показателями в других ЦБС;

- анализ выставочной работы в историческом контексте, выявление тенденций и динамики.[8]

Использование выставки – просмотра в рамках комплексного мероприятия позволяет библиотеке привлечь наибольшее число посетителей, т.к. каждое конкретное мероприятие рамках комплексного мероприятия использует в качестве информационной основы конкретные разделы выставки – просмотры и ориентировано на конкретную целевую группу пользователей.[7]

 

На выставках – просмотрах новых поступлений пользователям предлагаются библиографические списки, бюллетени новых поступлений за определенный период года. Дополнением к локальным тематическим выставкам служат тематические картотеки или рекомендательные списки литературы.[3]

В подготовке и организации комплексных мероприятий задействованы практически все структурные подразделения библиотеки или ЦБС, что позволяет реализовать творческий потенциал сотрудников и раскрыть информационный потенциал библиотеки (ЦБС).[2]

Презентация библиотечной выставки, по сути, комплексное мероприятие, т.к. выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем и т.п.

Библиотечная выставка служит информационной основой для обучающих игр, которые проводятся в библиотеках.[6]

Библиотечная выставка как компонент обучающей игры включает в себя наглядные пособия, справочные и учебные издания, натуральные объекты. Являясь документной основой игры, библиотечная выставка представляет собой тематическую подборку литературы из фондов библиотеки независимо от читательского и целевого назначения. В процессе игры участники, так или иначе отберут те источники, которые соответствуют их уровню знаний. Поэтому в выставки литературы могут включать как научно-популярные издания, так учебники и пособия для вузов (особенно в тех случаях, когда иная литература в библиотечном фонде представлена недостаточно).[1]

Таким образом, библиотечная выставка в рамках комплексного мероприятия позволяет реализовать информационную, коммуникационную и познавательную функцию библиотеки.[1]

Библиотеки и библиотекари, как хранители исторического и культурного опыта края (региона), играют важную роль в формировании самосознания жителей края. Целью их деятельности является не только создание массива краеведческих документов, но и раскрытие фондов краеведческой литературы посредством выставочной, рекламной, досуговой и культурно – просветительской работы с читателями.[3]

Краеведческая библиотечная выставка – наиболее эффективный, действенный вид наглядного показа книг и других носителей информации, имеющихся в библиотеке. Читателя привлекает то, что он может взять и просмотреть любой экспонат выставки. Такое предварительное знакомство дает достаточное представление о содержании книги или другого источника информации и позволяет решить, нужно ли его читать. Книжные краеведческие выставки очень разнообразны по содержанию, читательскому назначению и другим параметрам: постоянно действующие универсальные, тематические, новых поступлений, к знаменательным и памятным датам и т.д.[4]

Основными функциями краеведческих библиотечных выставок являются:

- Познавательная функция – предоставление читателю возможности пополнить знания по истории и культуре края.

- Информационная функция – раскрытие фондов краеведческих документов для разных групп и категорий читателей.

- Коммуникативная функция – обеспечение преемственности культурного опыта и традиций посредством тематических выставок.

- Адаптационная функция – обеспечение максимально наглядного и удобного поиска необходимой краеведческой информации.

К основным элементам подготовки и организации краеведческой библиотечной выставки относятся:

- Предмет краеведческой выставки – культура, архитектура и история края.

- Цель и задачи – формирование самосознания жителя края, знаний культуры, архитектуры, истории.

- Информационная основа – фонд документов по краеведению, краеведческий справочно-библиографический аппарат, краеведческие базы данных.[5]

Для выставок – «персоналий» характерна систематизация по периодам жизни. Тематико-экспозиционный план выставок может быть использован в дальнейшем информационно-библиотечным обслуживании как схема обзора для выполнения тематических справок.[5]

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреева М. Встречи на выставке / М. Андреева // Библиотека в школе. 2006. - №1. С. 25-27.

2. Бердникова, И.И. Экскурсия с комментариями: Коллекция книжных выставок / И.И. Бердникова // Библиотека в школе. - 2004. - №6. - С. 48 - 51.

3. Бородина, В. А., Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина - Москва: Либерея, 2004. - 168 с.

4. Выставочная деятельность библиотек [Текст]: методические рекомендации / ЦБС; сост. Н.А. Кожевникова. - Чайковский, 2009. - 24 с.

5. Вяткина, В. В. Организация книжных выставок [Текст] - это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. - 2003. - №7. - С. 37-44.

6. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки Текст науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко - Москва: Либерея - Бибинформ, 2006. 80 с.

7. Ефремова, Н. Есть ли перспектива? [Текст]: досуговая деятельность современной библиотеки / Н. Ефремова // Библиотека - 2002 - №2. - С. 18-21.

8. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек Текст Н.В. Збаровская.- Санкт-Петербург: Профессия, 2004. - 224 с.- Библиотека.

9. Збаровская, Н. Что такое выставочная деятельность библиотек /Н. Збаровская // Библиотека в школе. - 2006. - №13. - С. 19 - 28.

10. Инькова, Л. Творческая лаборатория: стоит обратить внимание [Текст]: инновационная форма общения / Л. Инькова // Библиотека. - 2009 - №7. - С. 62-63с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf.metod_.obespech.skd_polagutina.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка “Культурно-досуговая деятельность детской библиотеки”.
Методика организации библиотечных выставок – это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки. Одной из задач методики является обеспечение четкой взаимосвязи и правильного размежевания разделов выставки. Ознакомление с экспонируемой литературой по существу есть разновидность познавательного процесса, протекающего в специфических условиях, поскольку в процессе изучения материалов выставки пользователи познают новые факты, законы, явления.[1]

Поскольку пользователи познают новые факты, законы, явления, теории, то общие закономерности научного познания применимы к новому процессу, но в несколько своеобразной форме. В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, осмысления, изучения материалов выставки возникают определенные представления о явлениях, предметах, направлениях в науке и искусстве. При этом познавательная активность сказывается не только на усвоении какой-либо информации, но и на становлении личности, на отношении к окружающей действительности, что является необходимым условием формирования жизненной позиции индивида и способствует реализации идей саморазвития, самосозидания в современных условиях.[3]

Основным достоинством книжной выставки является то, что она дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с самим произведением печати. Ценность выставки для читателя определяется не только тем, что он получает зрительное впечатление от демонстрации книги, но имеет возможность подержать ее в руках, посмотреть иллюстрации, предисловие, оглавление, а иногда и прочитать отдельные абзацы текста. Кроме того, с выставки читатель может сразу получить интересующее его произведение.[3]

Непосредственный показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей различных групп, помогает выявить их конкретные интересы. Но книжная выставка требует большой подготовки, поэтому необходимо профессионально и творчески подходить к организации этого мероприятия. Задача библиотеки – своевременно отражать в выставочных экспозициях актуальные вопросы современности, важнейшие события международной и внутренней жизни, достижения науки и культуры, политические и хозяйственные кампании, памятные даты и юбилеи.[7]

Необходимо на начальном этапе оформления книжной выставки уточнить тему. Состав читателей, уровень их подготовки, запросы и интересы – вот основной фактор, из которого исходит библиотекарь при уточнении границ избранной темы. Чтобы правильно ограничить проблему, библиотекарь не может полагаться только на собственные знания. Следует ознакомиться с энциклопедиями, справочниками, дающими представление о теме и ее проблематике. Очень полезен для библиотекаря совет квалифицированного специалиста. Завершается работа точной формулировкой темы, что сразу же дает направление и облегчает поиски нужного материала.[2]

Выявление литературы значительно упрощается при наличии новых библиографических пособий по теме выставки. Большую помощь библиотекарю оказывают методические разработки. Они содержат готовые планы выставок, указывают литературу и нужные иллюстрации применительно к условиям данной области лил края.[4]

После подбора литературы наступает завершающий этап – оформление выставки. Выставка должна производить интенсивное зрительное впечатление на читателя.[4]

Практически оформление выставки сводится к трем моментам:

- техническое оснащение;

- экспозиция литературы;

- применение и оформление текстов и иллюстраций.

Сейчас основными компонентами хорошего оформления считаются: широкие современные витрины, дающие простор экспозиции и показывающие книгу на переднем плане, красочные иллюстрации, характеризующие основные моменты, яркие, выразительные заголовки. При оформлении выставки принимают участие разные работники: библиографы, сотрудники массового отдела или отдела обслуживания, художники. Им необходим согласованный до деталей тематико-экспозиционный план.[5]

Значительно повышает эффективность выставки ее связь с другими видами воздействия на читателей, беседой и обзором.

Ориентиры или принципы, на которые следует опираться при разработке замысла выставки:

- самоформирование проблемного мышления, т.е. выставка должна побуждать читателя к размышлениям;

- «очеловечивание» ценностей и переживание содержания ценностей – на выставке в первую очередь должна просматриваться личная позиция автора;

- культуросообразность, т.е основная идея выставки должна соответствовать тем культурным ценностям, которые являются привычными для читателя;

- учет социально-проффесионального опыта тех категорий читателей, кому адресована выставка – выставка не может быть ориентирована на всех, это означает ни для кого;

- включение «обыденных» пониманий действительности, т.е. выставка, безусловно, должна поднимать читателя до уровня библиотекаря, но в то же время понятной – необходимо уметь говорить просто о сложном;

- кумулятивный эффект выставки достигается за счет сочитания разных видов воздействия на читателя и разных носителей информации.[10]

Своеобразие и оригинальность требуют сохранения определенного алгоритма работы. Можно создать красивую концепцию, но, упустив какой –либо технологический момент, можно разрушить целиком идею.[7]

Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса:

1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.

2. Предварительное знакомство с темой.

3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.

4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями.

5. Выявление по СБА источников.

6. Подбор выявленной литературы в фонде.

7. Знакомство с литературой.

8. Отбор литературы.

9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.

10. Определение структуры выставки.

11. Группировка литературы.

12. Оформление выставки.

13. Доукомплектование выставки.

14. Учет эффективности книжной выставки.[2]

Организация книжных выставок регламентирована нормами времени, утвержденными Министерством труда и социального развития РФ от 3.02.97.

В этих нормативах дается несколько отличный от предыдущего алгоритм создания библиотечных выставок:

1. Составить план организации и проведения книжной выставки.

2. Выявить и отобрать документы.

3. Подготовить сопроводительную документацию к выставке.

4. Создать художественный проект.

5. Монтаж выставки.

6. Организовать информационно- рекламную работу по популяризации выставки.

7. Подвести итоги работы.[6]

Алгоритм создания библиотечной выставки достаточно редко рассматривается как руководство к действию в практической работе библиотек. Как правило, он используется в процессе обучения или предлагается для ознакомления вновь принятому сотруднику. Однако при переходе к новым формам выставочной деятельности знание алгоритма может оказаться чрезвычайно полезным.[9]

Подготовка Дня (Недели, Декады) информации включает несколько этапов.

Первый этап: уточнение проблематики мероприятия. Такое комплексное мероприятие предполагает раскрытие максимально возможных аспектов проблемы, однако многое будет зависеть от информационной обеспеченности. Одним из главных шагов на данном этапе является просмотр и отбор литературы для выставки- просмотра. Необходимо разработать тематико-экспозиционный план выставки и продумать оформительские средства, с помощью которых специалист сможет воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное назначение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь.[1]

 

Следующим этапом является определение программы работы Дня или Декады информации. Эта программа включает в себя различные формы информирования читателей: библиографические обзоры, беседы; также могут проводиться круглые столы по проблематике мероприятия, деловые игры и пр.[2]

Третий этап – непосредственная организация мероприятия: подготовка пресс – релизов, рассылка рекламных сообщений, рассылка индивидуальных приглашений; организация выставки- просмотра в специально выделенном помещении; оформление и размещение необходимых указателей и сопроводительной информации, работа по плану или программе мероприятия, сбор отзывов и анализ эффективности.[2]

Выставка – просмотр может сопровождаться презентацией электронных информационных ресурсов и баз данных по соответствующей теме. Организационно выставка – просмотр размещается в отдельном помещении на столах и стеллаж. Все или почти все мероприятия по программе Дня (Недели) информации проводятся в этом же помещении.[4]

Время работы выставки – просмотра четко ограничено временем работы мероприятия, в рамках которого она организована. Мероприятие открывается презентацией выставки и заканчивается ее закрытием.[4]

Оценка эффективности работы мероприятия в целом обязательно включает в себя оценку эффективности выставки – просмотра с учетом различных мероприятий, проведенных в рамках комплексного мероприятия.[8]

Анализ работы выставки – просмотра предполагает следующие процедуры:

- текущий анализ посещаемости, количества просмотренных документов;

- сравнение показателей с ежедневными средними показателями и/или аналогичными показателями в других ЦБС;

- анализ выставочной работы в историческом контексте, выявление тенденций и динамики.[8]

Использование выставки – просмотра в рамках комплексного мероприятия позволяет библиотеке привлечь наибольшее число посетителей, т.к. каждое конкретное мероприятие рамках комплексного мероприятия использует в качестве информационной основы конкретные разделы выставки – просмотры и ориентировано на конкретную целевую группу пользователей.[7]

 

На выставках – просмотрах новых поступлений пользователям предлагаются библиографические списки, бюллетени новых поступлений за определенный период года. Дополнением к локальным тематическим выставкам служат тематические картотеки или рекомендательные списки литературы.[3]

В подготовке и организации комплексных мероприятий задействованы практически все структурные подразделения библиотеки или ЦБС, что позволяет реализовать творческий потенциал сотрудников и раскрыть информационный потенциал библиотеки (ЦБС).[2]

Презентация библиотечной выставки, по сути, комплексное мероприятие, т.к. выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем и т.п.

Библиотечная выставка служит информационной основой для обучающих игр, которые проводятся в библиотеках.[6]

Библиотечная выставка как компонент обучающей игры включает в себя наглядные пособия, справочные и учебные издания, натуральные объекты. Являясь документной основой игры, библиотечная выставка представляет собой тематическую подборку литературы из фондов библиотеки независимо от читательского и целевого назначения. В процессе игры участники, так или иначе отберут те источники, которые соответствуют их уровню знаний. Поэтому в выставки литературы могут включать как научно-популярные издания, так учебники и пособия для вузов (особенно в тех случаях, когда иная литература в библиотечном фонде представлена недостаточно).[1]

Таким образом, библиотечная выставка в рамках комплексного мероприятия позволяет реализовать информационную, коммуникационную и познавательную функцию библиотеки.[1]

Библиотеки и библиотекари, как хранители исторического и культурного опыта края (региона), играют важную роль в формировании самосознания жителей края. Целью их деятельности является не только создание массива краеведческих документов, но и раскрытие фондов краеведческой литературы посредством выставочной, рекламной, досуговой и культурно – просветительской работы с читателями.[3]

Краеведческая библиотечная выставка – наиболее эффективный, действенный вид наглядного показа книг и других носителей информации, имеющихся в библиотеке. Читателя привлекает то, что он может взять и просмотреть любой экспонат выставки. Такое предварительное знакомство дает достаточное представление о содержании книги или другого источника информации и позволяет решить, нужно ли его читать. Книжные краеведческие выставки очень разнообразны по содержанию, читательскому назначению и другим параметрам: постоянно действующие универсальные, тематические, новых поступлений, к знаменательным и памятным датам и т.д.[4]

Основными функциями краеведческих библиотечных выставок являются:

- Познавательная функция – предоставление читателю возможности пополнить знания по истории и культуре края.

- Информационная функция – раскрытие фондов краеведческих документов для разных групп и категорий читателей.

- Коммуникативная функция – обеспечение преемственности культурного опыта и традиций посредством тематических выставок.

- Адаптационная функция – обеспечение максимально наглядного и удобного поиска необходимой краеведческой информации.

К основным элементам подготовки и организации краеведческой библиотечной выставки относятся:

- Предмет краеведческой выставки – культура, архитектура и история края.

- Цель и задачи – формирование самосознания жителя края, знаний культуры, архитектуры, истории.

- Информационная основа – фонд документов по краеведению, краеведческий справочно-библиографический аппарат, краеведческие базы данных.[5]

Для выставок – «персоналий» характерна систематизация по периодам жизни. Тематико-экспозиционный план выставок может быть использован в дальнейшем информационно-библиотечным обслуживании как схема обзора для выполнения тематических справок.[5]

Список литературы

1. Андреева М. Встречи на выставке / М. Андреева // Библиотека в школе. 2006. - №1. С. 25-27.

2. Бердникова, И.И. Экскурсия с комментариями: Коллекция книжных выставок / И.И. Бердникова // Библиотека в школе. - 2004. - №6. - С. 48 - 51.

3. Бородина, В. А., Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина - Москва: Либерея, 2004. - 168 с.

4. Выставочная деятельность библиотек [Текст]: методические рекомендации / ЦБС; сост. Н.А. Кожевникова. - Чайковский, 2009. - 24 с.

5. Вяткина, В. В. Организация книжных выставок [Текст] - это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. - 2003. - №7. - С. 37-44.

6. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки Текст науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко - Москва: Либерея - Бибинформ, 2006. 80 с.

7. Ефремова, Н. Есть ли перспектива? [Текст]: досуговая деятельность современной библиотеки / Н. Ефремова // Библиотека - 2002 - №2. - С. 18-21.

8. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек Текст Н.В. Збаровская.- Санкт-Петербург: Профессия, 2004. - 224 с.- Библиотека.

9. Збаровская, Н. Что такое выставочная деятельность библиотек /Н. Збаровская // Библиотека в школе. - 2006. - №13. - С. 19 - 28.

10. Инькова, Л. Творческая лаборатория: стоит обратить внимание [Текст]: инновационная форма общения / Л. Инькова // Библиотека. - 2009 - №7. - С. 62-63с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации образовательной деятельности в режимные моменты «Создание детских дизайн-проектов сервировки стола» в старшей группе.

Ваши дети не хотят дежурить по столовой или дежурят одни и те же?! Наверное, в каждом детском саду сталкивались с этой проблемой. Причины такого поведения детей могут быть разные. Это и незаинтересова...

Методическая разработка организации образовательной деятельности в режимные моменты «Создание детских дизайн-проектов сервировки стола» в старшей группе.

Ваши дети не хотят дежурить по столовой или дежурят одни и те же?! Наверное, в каждом детском саду сталкивались с этой проблемой. Причины такого поведения детей могут быть разные. Это и незаинтересова...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Здравствуй, лето!" для детей среднего возраста с ОНР.

Методическая разработка праздника "Здравствуй, лето!" для формирования творческой деятельности детей через различные виды искусства: музыку, стихи, живопись; для обогащения жизненного опыта детей чере...

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности по ПДД

Данный материал был представлен на городской конкурс методических материалов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста, как спортивно-развлекател...

Детский дизайн. Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетической деятельности «Подарок для маленькой хозяюшки». 2 младшая группа.

Детский дизайн. Методическая разработка  непосредственной образовательной деятельности  по художественно-эстетической деятельности «Подарок для маленькой хозяюшки». 2 младшая гру...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека»Старшая и подготовительная группаПодготовила воспитатель Макарова Елена Андреевна...