Моделирование игрового пространства по ФГОС
консультация

Копысова Юлия Александровна

Дети в дошкольном возрасте активно познают мир, поэтому пространственное окружение в гркппе должно быть ярким, безопасносным, способствовало пробуждению положительных эмоций.

Главная задача ФГОС для дошкольного образования, вернуть игровую деятельность и статус игровых занятий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_prostranstvo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Копысова Ю.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 2 Приморского района

Санкт-Петербурга

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу1сентября2014года.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста, быть содержательно насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в развивающей среде группы должны быть представлены пять образовательных областей. Предметно-игровое пространство группы должно быть создано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию и развитию детей предметно- развивающая среда создаётся с учётом интересов мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная среда в группе играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в ДОУ целый день, и поэтому необходимо, чтобы окружающая его обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию эстетического вкуса.
Дети в дошкольном возрасте активно познают мир, поэтому пространственное окружение в группе должно быть ярким, интересным, эмоционально привлекательным. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Главная задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;  

3. Полифункциональность материалов предполагает:

 • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 • наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4. Вариативность среды предполагает:

 • наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

 • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 5. Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

 • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

 • исправность и сохранность материалов и оборудования

 Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

   Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.

 Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью.  Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

При формировании игрового пространства необходимо:

·     избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

·     создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб “глаз – рука”), роста и предметного мира взрослых;

исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).

Предметно-пространственная среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Литература.

 1.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Белошистая А.В. Формирование и развитие творческих способностей дошкольников. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.: ил.

3.Гафурова Л. Н., Диагностика игровой деятельности в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей. – Альметьевск, 2012. – 20с.

4.Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды :из опыта работы – Волглград:Учитель,2009.-143с.

5.Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения , советы, рекомендации.- СПб,Детство-Пресс,2010.-128с.

6.Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ(Методические рекомендации). Учебно – методическое пособие.-М., Центр педагогического образования 2008.- 96с.

7.Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика .Курс лекций :Учебное пособие для студентов педагогических факультетов . – СПб., Детство –пресс.2010.-120с.

8.Яковлева Л. Н., Игровая деятельность в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей. – Альметьевск, 2014. – 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОСВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с вве...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

Моделирование игрового пространства в подготовительной группе ДОО с учетом требований ФГОС.

Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь она играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду...

Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

О создании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО....