Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.
консультация (подготовительная группа)

Разыгрина Галина Васильевна

 

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опосредованные формы общения: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видеосвязи, электронной почты, социальных сетей, мессенджеров. С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, приводит к ухудшению навыков межличностного взаимодействия, а также к деформации речи, ее искажению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опосредованные формы общения: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видеосвязи, электронной почты, социальных сетей, мессенджеров. С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, приводит к ухудшению навыков межличностного взаимодействия, а также к деформации речи, ее искажению.

В связи с этим, актуальной становится проблема культуры речи людей в целом, и педагогов, в частности. Ведь специфика педагогической деятельности обусловлена необходимостью постоянного деятельного контакта с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, она способствует выработке определенных правил поведения, обеспечивает интеллектуальное развитие человека. Чтобы уметь правильно взаимодействовать с другими людьми, а в особенности с воспитанниками педагог должен обладать навыками профессионального общения. Мы с уверенностью можем сказать, что речь педагога – это основной инструмент педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Задача педагога в первую очередь состоит в передаче знаний и умений своим воспитанникам. Это возможно осуществить только при помощи непосредственного речевого взаимодействия с ними. Нельзя отрицать огромную значимость миссии педагога.  На отношениях педагога и воспитанников выстраивается сложная и многосоставная система обучения и воспитания, через которую педагог как бы проникает в личный мир каждого из учеников, привнося изменения, вырабатывая у них первичные навыки развития собственной личности.

Успешный диалог педагога с воспитанником возможен лишь при правильном построении акта коммуникации, что является необходимой составляющей самой профессии учителя. Вступая во взаимодействие с другими людьми, ему всегда необходимо брать во внимание множество элементов, среди которых особенности взглядов и позиций других людей, умение вести разговор на разные темы, разграничение сфер общения, способность создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Поэтому одним из важных профессиональных качеств, которым должен обладать любой педагог заключается в культуре его собственной речи.

Педагогическое общение должно быть направлено не только на передачу знаний и донесение информации, но и на создание благоприятного психологического климата. Неправильно построенное общение педагога может привести к возникновению у воспитанников страха, неуверенности, ослаблению внимания, памяти, работоспособности, нарушению динамики речи и, как следствие, появлению стереотипных представлений. Это происходит по причине того, что у воспитанников снижается желание и умение думать самостоятельно.

Выработка культуры речи становится первостепенной задачей, современный воспитатель должен отличаться высоким уровнем ее развития. Это значит, что ему необходимо владеть нормами литературного языка на всех уровнях (фонетическом, орфоэпическом, орфографическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, пунктуационном, стилистическом), уметь использовать их во всех формах устной и письменной речи с целью обеспечения наибольшего эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач.

Важно также отметить, что речь педагога является своего рода образцом для воспитанников.

1. Речь должна быть максимально содержательной, точной, логически построенной. Поэтому педагог должен уметь точно доносить нужную информацию, избегая второстепенных элементов, которые помешали бы восприятию.

2. Речь должна быть образцом лексической, фонетической, грамматической и орфоэпической грамотности

3. Речь должна отличаться образностью и смысловой выразительностью. Воспитанникам должно быть интересно слушать информацию, а для этого речь педагога должна обладать и высоким уровнем творческого элемента. Но при том, что речь его должна быть эмоционально насыщенна, необходимо соблюдать правильные громкость и тембр речи, не торопясь и не растягивая слова, при помощи богатых интонаций создавать легкий для восприятия речевой текст.

Помимо вышеперечисленного для педагога жизненно необходимо обладание хорошей дикцией, а также владение нормами речевого этикета, умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И владение этими умением необходимо каждому педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

Культура речи - показатель профессионального мастерства педагога

Актуальность совершенствования культуры речи педагога:- пример для овладения детьми (а порой и родителями) нормами родного языка, культуры общения и поведения;- повышение  имиджа профессии воспит...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...