"Основные функции оценивания"
статья

Бородулина Татьяна Николаевна
ПОДГОТОВИЛА:
ИНСТРУКТОР ПО ПЛАВАНИЮ
МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» –
ДЕТСКИЙ САД № 30
ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
 КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЛЕПНЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Тема: «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ»

ПОДГОТОВИЛА:

ИНСТРУКТОР ПО ПЛАВАНИЮ

МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» –

ДЕТСКИЙ САД № 30

ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

 КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЛЕПНЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

2017 ГОД

         Под функцией в педагогике понимают значение компонента в системе, его связь с другими компонентами и с системой в целом. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими компонентами (т. е. отсутствие функций) ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Положение о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность системы оценивания через выделение ее функций в профессиональной деятельности педагога.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.

 Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность. 

При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания:

Контролирующая функция – заключается в определении достижений отдельного ученика (группы, класса) и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.

Учебная функция – предопределяет такую организацию оценивания, если ее проведение способствует повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.

Диагностическая и корректирующая функция – предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесении в деятельность ученика и педагога коррективов, направленных на устранение этих пробелов.

Мотивационная функция – определяет такую организацию оценивания, когда его проведения стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.

Воспитательная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умение ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Например, текущая оценка путем выставления оценок в классный журнал на каждом уроке не является обязательным. Оно может осуществляться по желанию учителя с учетом особенностей темы. Но в случае применения оценка должна выполнять поощрительную, стимулирующую и корректирующую функции.

Стимулирующая и поощрительная роль оценки может заключаться в том, что по результатам текущего оценивания автоматически может выставляться тематическая оценка (в случае, если ученик соглашается с ней).

При этом каждую оценку учитель должен мотивировать, ставить в известность ученика, учитывая индивидуальные особенности каждой личности.

Также классификацию функций системы оценивания, можно рассматривать и с другой точки зрения:

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения.

С другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связана с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Требования к системе оценивания:

В первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности(усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок должна была быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения.

В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.    

Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

В-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Как представляется, основной путь для достижения этого – внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Перечисленные положения должны формировать скелет системы оценивания, задавать общие рамки ее функционирования и, одновременно, служить критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.

Плюс к перечисленному следовало бы упомянуть, конечно, еще и соответствие ее утвержденным государством требованиям, но, поскольку, безусловно обязательным и жестко нормированным является только порядок итоговой аттестации, это обстоятельство можно вывести «за скобки».

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Деятельность педагога и  система оценивания неразрывны, поэтому каждый педагог обязан владеть системой оценивания, знать ее функции, понимать ее цели и задачи.

Литература:

  1. Образовательный портал Ucheba.com // <http://www.ucheba.com/met_rus/k_pedagogika/otsenka.htm> – 2015. – 11янв.
  2. Академик // <http://educational_technology.academic.ru/> – 2015. – 11янв.
  3. Молодой учёный // <http://www.moluch.ru/archive/38/4357/> – 2015. – 11янв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как одна из основных функций управления ДОУ

Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....

Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...

Планирование - как основная функция управления.

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений....

Консультация для воспитателей "Основные функции дидактической игры"

Дидактическая игра является игровым методом обучения, формой обучения самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка....

Доклад на тему "Основные функции дидактической игры".

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида 2 категориидетский сад №5                    ...

Понятие семья и её основные функции

семья – это основанная на браке или родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственностью. Одновременно – социальный инсти...