"Организация маркетинговой деятельности в ДОУ"
проект

Щелканова Людмила Константиновна

Проект по организации маркетинговой деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щелканова Л.К. воспитатель МАДОУ Детский сад «Снегурочка»

shelkanova.l@mail.ru

Проект «Организация маркетинговой деятельности в ДОУ».

Актуальность. 

За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений.

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и  коллектива дошкольного образовательного учреждения.

В связи с сокращением контингента детей, пользующихся услугами общественных дошкольных образовательных учреждений, с появлением дополнительных платных услуг, повышением требований, которые родители предъявляют дошкольному учреждению, с предоставлением прав выбора детского сада, учреждения должны привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребности и спрос. Поэтому перед нашим учреждением встали задачи проведения маркетинга оказываемых услуг и их рекламы

 Для того, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, мы выстроили стратегию развития ДОУ так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.  С этой целью был создан проект «Модель  маркетинговой службы ДОУ».

Цель: совершенствовать стратегию развития ДОУ на перспективу, вести поиск союзников в социальном окружении, совершенствовать имидж ДОУ, повышая его рейтинг.

Задачи:

 - повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих в режиме развития;

 -продолжать сотрудничество с общественными, научными, культурными учреждениями города;

-разработать систему мероприятий (аналитической режимной деятельности) по изучению потребностей (спроса) родителей, ребенка, общества.

-обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг.

Сроки реализации проекта 1 год

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Нормативно-правовое:

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677);

 — Типовое положение об образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);

 — О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ МО РФ от 16.06.98 № 1578);

 — О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ (Письмо Минобразования России от 16.12.98 № 01-50-205 ин/32-03);

 — О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);

 — О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94);

 — О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 № 990).

  1. Материально-техническое:
  • Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения физкультурных занятий и занятий ЛФК (зеркала, шведская стенка, гимнастические канаты, баскетбольные кольца, тренажеры, батуты, спортивные маты, комплект разнообразных гимнастических скамеек, ребристые доски, гимнастические мячи, дуги и пр.), имеется методическая литература. Комната для хранения спортивного инвентаря (обручи, дуги, кегли, мешочки для метания и др.) (фото 1 спортивный зал)
  • Бассейн  (дорожки резиновые, плавательные доски, игрушки и предметы, плавающие и тонущие, круги спасательные, нарукавники, трап для спуска, разделительные канаты, мячи, поплавок цветной, термометры, очки, свисток и прочее).(фото 2 бассейн)
  • Музыкальный зал, кабинет для музыкального руководителя (имеется фортепиано, музыкальный центр, DVD-приставка, синтезатор, детские музыкальные инструменты, «дискотечная музыка», зеркальный шар, цветовая пушка, стульчики для детей и взрослых, музыкальные игры, иллюстративный материал и материал для игр, методическая литература). (фото 3 музыкальный зал)
  • Методический кабинет. Компьютер, интерактивная доска, копировально-печатная техника, библиотека по всем разделам развития, обучения и воспитания детей и их оздоровления, организации работы с семьями воспитанников и педагогами ДОУ, имеется демонстрационный материал для организации занятий и совместной деятельности с детьми, подбор картин  по разделам программы, передвижной стенд для организации выставок (фото 4 методический кабинет)
  • Студия изобразительной деятельности «Цветик-семицветик» Здесь собраны необходимые материалы звукового и зрительного ряда, репродукции картин известных художников, изделия народных промыслов, методический материал из опыта работы и методическая литература. (фото 4 изостудия)
  • Медицинский блок, состоит из процедурного кабинета, физиоизолятора. Помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа
  • Принципы организации работы над проектом:

 ■ Принцип научности.

 В настоящее время, особенно за последние 10 лет, объем научной информации в области педагогики быстро возрастает. Обновляется и расширяется содержание знаний. Отмирают одни, преобразуются другие, возникают новые. При работе с литературой, документами, периодикой следует оценить новое, анализировать, сравнивать, чтобы отобрать главное, использовать полученные знания в практической деятельности.

 ■ Принцип систематичности.

 Систематичность обеспечивается деятельностью, выстроенной в определенной последовательности. На каждом этапе работы проводится анализ, вносятся коррективы.

 ■ Принцип сознательности и активности.

 Это один из ведущих принципов, его реализация приводит к успеху, к достижению главной цели. От сознательности, активности, познавательной самостоятельности как руководителя ДОУ, так и каждого члена зависит достижение главной цели. Те результаты, которые определятся на заключительном этапе, послужат показателем этого. Данный принцип требует глубокого проникновения во внутренние процессы понимания и осмысления педагогами детского сада всей сложной системы связей в вопросе маркетинга и менеджмента.

 ■ Принцип наглядности.

 Наиболее широкое применение его прослеживается при решении задачи развития маркетинга и информационно-рекламного обеспечения платных услуг: проведение дней открытых дверей для социума, реклама оказываемых услуг (объявления, реклама в газете, на телевидении).

Содержание проекта

На основании предложенной  структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

 Этапы и содержание маркетинговой деятельности          

 1.Мотивирующий         

  Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных  образовательных услуг.         

 2.Аналитико- прогностический         

     Создание маркетинговой службы ДОУ

     Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу.

    Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:

 -анализ материальных и финансовых ресурсов;

 -анализ возможностей педагогического коллектива;

 -изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;

 -изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;

 -разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;

 -определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.

      Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной  услуги.

     Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения  проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также  определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.         

 3.Организационный         

      Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.         

 4.Координационно-корректирующий         

      Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает  написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения  услуг.

       Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:

     1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.

      2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.

      3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки  проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.         

 5.Рефлексивно-оценочный         

     Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.         

 

 Предполагаемые результаты реализации проекта

   - расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам  на 5% ежегодно;

 - расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;

 -    расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых  в дополнительном образовании на 5%;

 -     положительная динамика результатов творческих конкурсов.

   Осуществление контроля

 - общественная оценка Управляющим советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;

 - показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;

 - опрос родителей.

 Орган, осуществляющий контроль: Управляющий совет.

 Таким образом, реализация данной проекта, по нашему мнению, позволит создать  систему маркетинговой деятельности, направленную на:

 -расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;

 - быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;

 - качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов  воспитанников;

 -  процесс развития  профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

 Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.

          Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.

 Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения -  необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Библиография

1. М.С.Пискунов «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» 1999 г

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003

4. Е.И. Скрипак Шамова Т.И., Третьяков, П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2003.

5 Панкрухин А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Аlma mater. – 1997. №3.

6. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – Москва.: НОРМА, 2000 . – 264 с .  

7. Кульневич С.В., Мигаль В.И., Мигаль Е.А., Гончарова В.И Управление современной школой. Выпуск 7: Образовательный маркетинг в школе. 2005

8.Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru

9.Баталов А.С. «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru

10.Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.

11.  Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России . – 2000. № 5

12. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И. –М.: ЮРИСТЪ, 2001.

13.Мордовин С.К. «Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами». - Москва.: Инфра-М, 2000. – 246 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Маркетинговая деятельность образовательного учреждения"

Развитие рынка услуг в сфере образования, появление новых альтернативных форм оказания образовательных услуг, рост интереса к изучению процессов повышения эффективности использования рыночных инструме...

Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье раскрыты основные направления, цели  маркетинговой деятельности руководителя  дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения качества дошкольного образования в совреме...

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...