Презентация к методической разработке занятия для педагогов "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"
презентация

Усанова Евгения Сергеевна

Презентация к методической разработке занятия для педагогов в форме технологической ситуации  "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_razvitie_rechi.pptx240.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности Усанова Е.С., старший воспитатель МБДОУ Выездновского детского сада №1, р .п. Выездное Арзамасского района 2016 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы Современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения Технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи Сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения Характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним Коммуникативные способности человека – важнейшие (налаживание контактов, ориентировка в ситуации и потоке информации, быстрое и адекватное реагирование, адаптация, умение учиться), особенно в профессиях сферы «Человек-Человек» Велика роль коммуникативных способностей в самопрезентации личности, в проявлении ее субъектных качеств

Слайд 3

Учёные о речевом развитии " Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели" "Всякое слово имеет некоторый определенный смысл; поэтому всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание " Аристотель М.В.Ломоносов понимал роль развития речи для культуры людей, " которые красоту языка знают и наблюдают". Е.И Тихеева особое внимание уделяет тесной связи речевого Развития ребёнка с сенсорным: «… Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи …» (Основные положения методики развития речи детей)

Слайд 4

*Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников » под редакцией О.С . Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. *Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М . Бородич , Ф.А. Сохиным , основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения ). *Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин . Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»). *Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леонтьева (образовательная программа «Школа 2100»). Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму. * Предпочтение отдаётся комплексным занятиям и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Большое место отводится объединению различных видов деятельности (речевой, музыкальной, двигательной , изобразительной).

Слайд 5

Работа с текстом *Внимательно прочтите текст ФГОС, п.2.6. Выявите задачи речевого развития дошкольников. - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - освоение позиции субъекта в видах детской деятельности; - развитие мотивационно-потребностной сферы; - формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; - развитие творческих способностей.

Слайд 6

Принципы развития речи: 1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. 2.Принцип развития языкового чутья. 3.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 4.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. 5.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 6.Принцип обеспечения активной языковой практики. Задание. Назовите средства развития речи 1.Общение взрослых и детей. 2.Культурная языковая среда. 3.Обучение родной речи на занятиях. 4.Художественная литература. 5.Изобразительное искусство, музыка, театр. 6.Занятия по другим разделам Программы.

Слайд 7

Работа в группах. Классификация методов развития речи по используемым средствам : Наглядные : непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам); Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть , пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал ; Практические : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. 2. Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности : Репродуктивные ( основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов): метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры. -Продуктивные (основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения): обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования , творческие задания.

Слайд 8

Работа в группах Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение , указания, оценка детской речи, вопрос; Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению ; Игровые: игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание , имитационно- моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Приемы развития речи:

Слайд 9

1.Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией , в которой происходит общение. 2.Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3.Формирование грамматического строя речи: -морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений ); -словообразование. 4.Развитие связной речи: -диалогическая (разговорная) речь; -монологическая речь (рассказывание). 5.Воспитание любви к художественному слову. *Рассмотрение содержания работы по каждому направлению: задачи, принципы, методы, приемы – работа в группах Задание. Назовите основные направления работы по развитию речи:

Слайд 10

Основные проблемы, препятствующие гармоничному развитию детей и учащихся на разных возрастных этапах речевого развития. 3-6 лет 1-4 класс 5-9 класс 11 класс ЗРР, ОНР, скудный словарь, аграмматизмы , ограниченность социальных речевых контактов Трудности в усвоении грамоты, дислексия , дисграфия , нарушение познавательной деятельности Низкий уровень фразовой речи при написании изложений или сочинений, дизорфография , ухудшение успеваемости по русскому языку Трудности при осмыслении текстов, не сформирована монологическая речь, не развиты ораторские способности. Нарушение связанности и последовательности изложения. Трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ. Ролевая игра Учебная деятельность Интимно-личное общение, учебно-познавательная деятельность Профильная направленность и обучение

Слайд 11

Причинно-следственные связи речевого развития Не сформированы зрительно - пространственные представления и зрительный анализ и синтез Не различает на слух акустически близкие звуки ( недостаточно сформировано фонематическое восприятие) Не сформирован навык звукового, слогового и буквенного анализа слов Владеет преимущественно диалогической, ситуативной формой устноречевой коммуникации Не сможет полноценно усвоить начертания букв, обязательно будет их путать на письме Обязательно будет допускать замены букв Будет искажать слоговую структуру слова, допускать грамматические ошибки Не всегда способен передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства

Слайд 12

Сензитивность возрастных периодов В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития» (Л.С. Выготский ). «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны … сензитивные периоды, ……Известно, … что речевой слух , артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя … впечатление как бы спонтанного развертывания ; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…» (А.Н. Леонтьев). «...мы располагаем данными о том, как постепенно складывается весь этот процесс, как каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадий развития, что является постоянной и переменной «величинами» психического развития , каковы новообразования развития и т.д.» (Б.Г. Ананьев).

Слайд 13

Имитативный принцип овладения языком Имитативный принцип овладения языком основан на подражании. Благодаря ему , ребенок: усваивает от взрослого готовые речевые образцы ; выделяет по аналогии грамматические конструкции; многократно их повторяет и запоминает. По мнению ученых, активность ребенка при таком способе овладения языком сводится к подражательной активности. Усвоение языка - процесс творческий , который происходит не только и не столько в результате простого повторения. Ребенок строит свои высказывания на основе: образцов речи взрослых, поиска связей и отношений между элементами языка и с опорой на правила. Речь, как всякая деятельность, характеризуется: определенным мотивом , целью и состоит из последовательных действий. Главным в обучении должна быть: организация творческого познания слова, действий с ним, а не метод имитации . ВЫВОД : нужно изменить подходы к проблеме обучения родному языку в ДОО: не имитативный , а коммуникативно-деятельностный подход.

Слайд 14

Направления работы по развитию речи детей в ДОУ. Структурное Функциональное Когнитивное Фонетика З.К.Р.: Звуковосприятие Звукопроизношение Орфоэпия Интонация Лексик а Словарь: обогащение и активизация Грамматика Морфология Словообразование Синтаксис Связная речь Типы речи: Описание Повествование Рассуждение Диалог : Этикетные фразы Диалогические единства Монолог Рассказы По игрушкам и предметам По картине, серии картинок Из личного опыта Творческие Звуки речи Слоги Слова Предложения

Слайд 15

Виды речевой деятельности дошкольника Общение (диалог) Пересказ текста Декламация (чтение стихов) Рассказ-описание игрушки (группы игрушек, композиции) Рассказ-описание предмета (человека, животного, растения, одежды и др.) Рассказ-описание картины пейзажной Рассказ-повествование по картине сюжетной Рассказ-повествование по серии сюжетных картин Рассказывание из опыта (о каком-либо происшествии, о событии) Сочинение - творческое рассказывание рассказа, сказки, небылицы Сочинение рассказа-этюда (о предмете, природном объекте) Рассуждение (доказательство).

Слайд 16

Коммуникативно-речевая деятельность воспитанников Цели и мотивы Средства Способы Результат Предполагаемый результат и что будет побуждать ребенка к речевой деятельности 1.Внутренние. что должно быть в опыте ребенка: 1)знания – о предмете разговора…; 2)знание норм – каких? 3)умение – какое? владение – чем? или какими действиями? понимание – чего? представление – о чем? 2.Внешние – наличие каких материалов, оборудования? Алгоритмы и правила (этапы достижения целей) Что проявится в результате?

Слайд 17

Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности. 1.Игровая 2.Двигательная 3.Общение 4.Коммуникативно-речевая 5.Познавательно-исследовательская (экспериментирование) 6.Конструктивно-модельная 7.Изорбразительная (рисование, лепка, аппликация) 8.Трудовая 9.Восприятие художественной литературы 10.Музыкально-художественная Задание: Продумать развитие ребенка в каждом виде деятельности, максимально привлекая возможности коммуникативно-речевой деятельности

Слайд 18

Коммуникативно-речевая компетентность педагога . Коммуникативная компетентность характеризует человека как субъекта определенного социума в системе общественного труда и предполагает: глубокое понимание сути коммуникативных задач, знание содержания темы общения, наличие опыта , имеющегося в данной области, активное его использование, умение выбирать коммуникативно - речевые средства и способы , адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувство ответственности за достигнутые результаты способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения коммуникативных целей (на основе рефлексии ).

Слайд 19

КОММУНИКАЦИЯ – 1 ) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации ; 3) Общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

Слайд 20

Задание для педагогов. Отметьте из представленных в списке 10 качеств, которыми должен обладать воспитатель детского сада ( дошкольной образовательной организации): 1. Общительность 11.Чувство юмора 22.Умение убеждать 2. Требовательность к людям 12.Умение слушать 23.Внимательное отношение к людям 3. Преданность делу 13.Самокритичность 24.Искренность 4. Принципиальность 14.Вежливость 25.Справедливость 5. Инициативность 15.Тактичность 26.Работоспособность 6. Умение предвидеть 16.Доверчивость 27.Умение оценить работу 7. Умение контролировать исполнение 17.Выдержка 28.Умение заинтересовать работой 8. Воображение 18.Умение инструктировать 29.Умение организовывать людей 9. Умение показать личный пример 19.Активность в общественной работе 10. Умение управлять своими эмоциями 20.Требовательность к себе

Слайд 21

Практическое задание педагогам. Работа по подгруппам: 1)Разработать педагогические ситуации (фрагмент занятий, проектов и т.п.), выделив приёмы, стимулирующие детскую любознательность; 2)Предложить вариативные способы взаимодействия взрослого и ребёнка, стимулирующие детскую инициативу в коммуникативно-речевой деятельности.

Слайд 22

Работа с карточками. 1. Деятельностный подход к речевому развитию наиболее эффективен потому, что…….. 2. Внутренняя речь сопровождает любую деятельность ребенка, поэтому….. 3. Возможности речевого развития содержатся в любой образовательной области, например…………… 4. Речь ребенка развивается в большей степени в повседневном общении, значит……….. 5. Речевое развитие, не соответствующее возрасту, оказывает следующее отрицательное влияние на …… 6. Коммуникативная компетентность, как важнейший показатель профессионализма воспитателя, включает………. 7. Важно не упустить сензитивные периоды развития речи ребенка, так как……….. 8. Я наметила основные задачи работы над собственной речью, которые заключаются в …………… 9. В достижения наиболее эффективных результатов по развитию речи детей мне необходимо……… 10. Для полноценного участия родителей в решении задач речевого развития детей, мне необходимо до них довести следующие идеи……

Слайд 23

Подведем итоги. 1. Мне понравилось на занятии… 2. Я узнала… Раньше я не знала… 3. Больше всего мне запомнилось… 4. Удивительно было то, что… 5. Не совсем понятно было следующее… 6. Думаю, это занятие… 7. Чтобы применить усвоенное на практике, мне нужно… 8. Одной из причин слабого развития речи детей является…

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!