Методическая разработка учебного занятия на тему "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"
методическая разработка

Усанова Евгения Сергеевна

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАЗНОСТОРОНЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_rechi.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ «РАЗНОСТОРОНЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Усанова Евгения Сергеевна,

старший воспитатель МБДОУ

Выездновского детского сада №1

р.п. Выездное

Арзамасского района

Нижний Новгород 2016

Содержание:

1.Актуализация выбранной темы……………………..............................3

2.Технологическая ситуация по теме……………………………………..5

3.Система средств к технологической ситуации…………………………9

4.Список литературы……………………………………………………..33

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Неповторима прелесть первых детских слов! Долго ещё вспоминаются в семье первые, произнесённые ребёнком слова, такие дорогие родительскому сердцу. Проходят годы, ребёнок подрастает, овладевает активной речью, осваивает грамматический строй речи. Разнообразные впечатления, всё, что поражает его новизной, яркостью красок, мелодией звуков, побуждает малыша к высказываниям.

  К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с замедленным развитием речи, снижается уровень речевого развития детей, дошкольники не так часто используют речь по своей инициативе. В повседневной жизни речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудное. Если на занятиях ребёнок, подчиняясь воспитателю, произносит и запоминает слова и фразы, описывает предмет, рассказывает об увиденном, то вне занятий выбор игр и увлечений, связанных с речью, вызывает у дошкольников затруднения. Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, использование синтаксических конструкций, речевые высказывания на поступок показывают недостаточный уровень речевого развития. Причинами нежелания высказываться являются также речевые дефекты. Дети молчат, боясь насмешек, что подавляет ребёнка психологически. Неустойчивость внимания, плохая память также мешают речевому развитию.Современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения. Технические средства (телефон, телеграф) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. А также сократилось время передачи информационных потоков, увеличился их объем, сократилось расстояние между участниками общения.  Характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера  по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.

 Коммуникативные способности человека – важнейшие (налаживание контактов, ориентировка в ситуации и потоке информации, быстрое и адекватное реагирование, адаптация, умение учиться), особенно в профессиях сферы «Человек-Человек».  Велика роль  коммуникативных способностей в самопрезентации   личности в проявлении ее субъектных качеств. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.

Модель коммуникативного процесса

1. Кто (передаёт сообщение)                         - Коммуникатор

2. Что (передаётся)                                         - Сообщение (текст)

3. Как (осуществляется передача)                - Канал связи

4. Кому (направлено сообщение)                    - Реципиент

5. С каким эффектом                                      - Эффективность

Технологическая ситуация по теме «Разносторонее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности»

Цели

Действия

Средства

Результат

Мировоззренческая цель: осознание роли качественного образования современного общества.

Формирование ценностного отношения к языковой культуре народа

Понимание речедеятельности как средства и способа своевременного и полноценного развития человека.

Предметная цель:

Развивать представление о  динамике, механизмах и закономерностях развития речедеятельности детей

Умение рефлексировать свой опыт, включаться в обсуждение, высказывать мнение, доказывать точку зрения, выстраивать перспективы саморазвития.

1. Целевое пространство:

 1.1. Сообщение темы

1.2.Беседа об актуальности темы, о низком уровне речевого развития дошкольников.

1.3. Беседа «Ученые о развитии речи дошкольников». Привлечение внимания слушателей к степени изученности и разработанности учеными данной проблемы, обсуждение высказываний.

2. Поиск.пространство:

 2.1. Раб.с текстом ФГОС. Привлечение внимания слушателей к задачам, принципам по речевому развитию с целью акцентации внимания на то, что задачи в комплексе с другими направлениями. Задание: «Назвать средства развития речи»

 

2.2. Работа в группах «Методы и приемы развития речи». Привести примеры наглядных, словесных, практических, репродуктивных и продуктивных методов и приемов развития речи дошкольников с записью в тетради. Обсуждение подбора методов и приемов работы с детьми с целью оценивания их сочетания и взаимодействия при эффективном  обучении.

2.3.Задание слушателям: «Назовите основные направления работы по развитию речи».

2.4. Лекц. часть: Рассмотрение содержания работы по каждому направлению: задачи, принципы,

методы, приемы – работа в группах . Работа с понятиями «Развитие словаря», «Звуковая культура речи», «Грамматический строй речи» («Морфология», «Синтаксис», «Словообразование»), «Диалогическая речь», «Монологическая речь». Обсуждение результатов групповой работы, обобщение знаний.

2.5. Разговор об основных проблемах, препятствующих гармоничному развитию личности детей.

2.6. Работа с таблицей и текстом разработки «Причинно-следственные связи речевого развития».

2.7. Беседа о сензитивном периоде развития речи, обсуждение высказываний. Подведение к выводу о своевременности реч. развития детей.

2.8.Беседа «Имитационный принцип овладения языком».  Исследование понятий «Имитационный принцип», «Деятельностный подход». Подведение к выводу об изменении подхода к проблеме обучения родному языку в ДОО: не имитативный, а коммуникативно-деятельностный подход.

2.9. Работа с таблицей «Направления работы по развитию речи в ДОУ»

2.10. Беседа «Виды речевой деятельности дошкольника». Работа с понятием «Речевая деятельность»

2.11. Работа в группах. Составление технологической карты «Коммуникативно-речевая деятельность воспитанников» по теме «Описание картины».

2.12. Работа по карточкам «Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности». Задание педагогам: Продумать развитие ребенка в каждом виде деятельности, максимально привлекая возможности коммуникативно-речевой деятельности. Обсуждения, выводы.

2.13. Беседа «Коммуникативно-речевая компетентность педагога», обсуждение современного понимания проф.компетентности и компетентности педагога в работе над развитием речи детей. Оценить роль компетентности педагога в развитии ребенка. Работа со словарем.

Задание педагогам: «Качестка педагога 21 века»

2.14. Творческое задание: разработать пед.ситуации (фрагменты занятий, проектов…), выделив приемы, стимулирующие детскую любознательность и детскую инициативу. Обсуждения, выводы.

3.Рефлексивное пространство.

3.1.Обобщение информации, подведение итогов работы. Задание педагогам «Продолжите предложение» (работа с карточками).

3.2. Рефлексия результатов совместной деятельности, высказывания о своем состоянии.

1.1. Тема на слайде №1

1.2. Работа со слайдом №2

1.3. Текст разработки, слайды №3,4

2.1 Текст ФГОС (п.2.6), слайд №5, №6

2.2. Работа со слайдом №7, 8.

2.3. Работа со слайдом №9

2.4. Работа с текстом разработки. Работа со словарем.

2.5. Работа со слайдом № 10.

2.6. Работа со слайдом № 11, запись выводов

2.7. Работа со слайдом № 12

2.8. Работа со слайдом № 13, со словарем, с текстом ФГОС (2.6).

2.9. Слайд № 14

2.10. Слайд № 15. Работа со словарем (понятие «Речевая деятельность»).

2.11. Работа со слайдом № 16. Работа в тетрадях.

2.12. Карточки с видами деятельности.

Работа со слайдом № 17.

2.13. Работа со слайдами № 18-19. Работа с понятиями «Коммуникация», «Коммуникативная компетентность».

Работа со слайдом № 20.

2.14. Работа со слайдом № 21, обсуждение в подгруппах.

3.1 Работа со слайдом № 22. Карточки с предложениями.

3.2.Работа со слайдом №23

      Осознание себя, как   носителя языковой культуры народа, ответственности за качество проф. деятельности.

Систематизация  

 знаний о задачах развития речи.

Понимание объективных закономерностей разв. речи и мышления, обоснованности принципов работы.

Потребность в собственном саморазвитии.

Умение работать со словарем, исследовать ключевые слова, тексты документов

Умение включаться в обсуждение, слышать, высказываться, самокритичность, видеть перспективы проф. роста. Умения ставить цели к разным этапам работы над содержанием.

Способность анализировать и оценивать качество постановки целей, аргументировать свою точку зрения.

Умение рефлексировать свою компетентность в целеполагании.

Потребность в освоении технологичных средств.


Ученые о проблеме речевого развития дошкольников (Слайды 3,4)

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (Y–IY века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Знаменитые законы Солона (каждый афинянин должен сам защищать себя на суде) заставили многих обращаться к услугам ораторов. Изучение красноречия становилось необходимостью. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: "Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели" (1, с. 21). Или: "Всякое слово имеет некоторый определенный смысл; поэтому всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое–нибудь знание" (1, с. 29). Особый подход Аристотеля к поэтической речи неоднократно подчеркивали В. Гумбольдт, Л.П.Якубинский.

Первые реформы русского языка связаны с именем М.В.Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, "которые красоту языка знают и наблюдают". Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д.И.Фонвизин и автор учебников по риторике А.Ф.Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н.Ф.Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.

Этот небольшой исторический экскурс нам понадобился для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно,и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются  учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей). Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов. Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли. Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией  О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях  сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»). Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леонтьева (образовательная программа «Школа 2100»). Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.  Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся комплексным занятиям и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Большое место отводится объединению различных видов деятельности (речевой, музыкальной, двигательной, изобразительной).

Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (п. 2.6). (Слайд 5).

 Задачи речевого развития:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • освоение позиции субъекта в видах детской деятельности;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • формирование и развитие самопознания;
  • развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие творческих способностей.

Принципы развития речи (слайд 6):

1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2.Принцип развития языкового чутья.

3.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

5.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

6.Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства развития речи:

1.Общение взрослых и детей.

2.Культурная языковая среда.

3.Обучение родной речи на занятиях.

4.Художественная литература.

5.Изобразительное искусство, музыка, театр.

6.Занятия по другим разделам Программы.

Классификация методов развития речи (слайд 7):

-по используемым средствам:

- Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

- Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;

- Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

-в зависимости от характера речевой деятельности:

-Репродуктивные (основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов): метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры.

-Продуктивные (основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения): обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Приемы развития речи (слайд 8):

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос;

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению;

Игровые: игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры.

Основные направления работы (слайд 9):

1.Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствиис контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3.Формирование грамматического строя речи:

-морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

-словообразование.

4.Развитие связной речи:

-диалогическая (разговорная) речь;

-монологическая речь (рассказывание).

5.Воспитание любви к художественному слову.

1.Развитие словаря.

Задачи лексического развития дошкольников:

  • обогащение словаря новыми словами, усвоение дошкольниками ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
  • закрепление и уточнение словаря; углубление понимания уже известных слов; наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами;
  • активизация словаря;
  • устранение из речи дошкольников нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных).

Содержание словарной работы связано с развитием:

- бытового словаря:названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов быта, пищи, помещений;

- природоведческого словаря:названия явлений неживой природы, растений, животных;

-обществоведческого словаря: слова, обозначающие явления общественнойжизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

-эмоционально-оценочной лексики: слова, обозначающие эмоции переживаний, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), фразеологических сочетаний (бежать, сломя голову); слова, в собственном лексическом значении которых  содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);

-лексики, обозначающей время, пространство, количество. В активном словаре дошкольников должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (название отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.), отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Направления словарной работы:

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различение и обобщения предметов по существенным признакам.

Критерии отбора слов для развития словаря дошкольников:

  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь дошкольников;
  • учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;
  • необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренного Образовательной программой;
  • значимость слова для решения воспитательных задач;
  • отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, грамматическим, фонетическим особенностям, то есть по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;
  • отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Принципы словарной работы:

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
  • решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
  • семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование);
  • опора на активное и действенное познание окружающего мира;
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
  • связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельность дошкольников.

Методы словарной работы:

I группа: методы накопления содержания детской речи

-методы непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, прогулки и экскурсии;

-методы опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач;

-рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых.

II группа: методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны:

-рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

-дидактические (словарные) упражнения;

-загадывание и отгадывание загадок;

-рассматривание игрушек;

-чтение художественных произведений;

-дидактические игры.

Приемы работы над словом

  • накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения;
  • объяснение педагогам значений слов;
  • лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств текста):
  • подбор слов для характеристики героев литературного произведения;
  • употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию литературного произведения;акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку.

2.Воспитание звуковой культуры речи

Направления и задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи

1.Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения:

  • развитие речевого слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие моторики артикуляционного аппарата.

2.Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

3.Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

4.Формирование выразительности речи – развитие умения пользоваться высотой, силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Причины нарушений в звукопроизношении:

В зависимости от причины нарушений:

 - органические – прирожденные или приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией;

- функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости от локализации нарушений:

 - центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

 - периферические – повреждение или врожденные аномалии периферического органа или нерва.

Содержание работы:

В младшем возрасте:

  • преодоление общей смягченности произношения;
  • воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, о, у, и, э;
  • уточнение и закрепление произношения согласных звуков п,б,т,д,н,к,г,ф,в,свистящих с,з,ц;
  • развитие речевого дыхания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
  • подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

В среднем возрасте:

  • закрепление произношения гласных и согласных звуков;
  • отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • продолжение работы над дикцией, а также развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

В старшем возрасте:

  • совершенствование произношения звуков;
  • выработка отчетливого произношения слов;
  • развитие умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать их;
  • развитие звукового анализа слов;
  • определение места звука в слове;
  • продолжение работы по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

3.Формирование грамматической стороны речи

- Морфология – подраздел грамматики, изучающий строй слова, грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

- Синтаксис–  подраздел грамматики, изучающий строй предложения, словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

-Словообразование  подраздел грамматики, изучающий закономерности образования слова на базе другого слова  (или других слов),которым оно мотивировано, то есть выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств.

Задачи образовательной работы по формированию грамматического строя речи

- помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);

- помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении и сочетанию их в связном тексте;

-сообщить знания о некоторых нормах образования слов – словообразования.

Пути формирования грамматически правильной речи

1) создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

2) специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

3) формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

4) исправление грамматических ошибок.

Исправление грамматических ошибок

  • исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, различать правильную речь. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые слышат;
  • необходимо не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно;
  • ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени;
  • с детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их;
  • в качестве образца используется пример правильной речи одного из детей;
  • при исправлении детских ошибок взрослым не следует быть навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными, чуткими.

Содержание образовательной работы по формированию грамматического строя речи

Разделы грамматики

Возраст дошкольников

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Морфология

Согласование слов в роде, числе, падеже; употребление существительных с предлогами в, на, над, под, за

Совершенствование умения правильно называть предметы; употреблять форму повелительного наклонения глаголов хотеть, ехать, бежать

Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными и прилагательными; формирование умения использовать несклоняемые существительные

Закрепление умения согласовывать существительные с другими частями речи

Слово-образование

Употребление существительных в форме единственного и множ. числа; существительных, обозначающих животных и их детенышей; формы множ.числа существительных в родительном падеже

Образование множ.числа существительных, обозначающих детенышей животных, по аналогии, употребление этих сущ-х в именительном и винительном падежах; правильное использование формы множественного числа родительного падежа существительных

Образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; образование однокоренных слов по образцу

Образование по образцу существительных с суффиксами, глаголов с приставками; сравнительных и превосходных степеней прилагательных; совершенствование умения образовывать однокоренные слова

Синтаксис

Употребление предложения с однородными существительными; обучение правильному согласованию слов в предложении

Правильное согласование слов в предложениях; обучение использованию простых форм сложных предложений

Обучение составлению простых и сложных предложений; обучение использованию прямой и косвенной речи

Использование предложений разных видов

Методы формирование грамматически правильной речи

  • дидактические игры;
  • игры-драматизации;
  • словесные упражнения;
  • рассматривание картин;
  • пересказ коротких рассказов и сказок.

4.Развитие связной речи

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Главная функция связной речи – коммуникативная.

Формы связной речи и направления работы по развитию связной речи

Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Для диалога характерно:

  • разговорная лексика и фразеология;
  • краткость, недоговоренность, обрывистость;
  • простые и сложные бессоюзные предложения;
  • кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутреняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Но они занимакют подчиненное место.

Для монолога характерно:

  • литературная лексика;
  • развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
  • синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов);
  • связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Формы обучения связной речи:

Диалогическая:

Монологическая:

  • диалог;
  • беседа.

  • рассказ об игрушке;
  • рассказ по картине;
  • рассказ по серии картин;
  • рассказ из личного опыта;
  • пересказ;
  • рассуждения

Методы и приемы обучения связной речи:

1.Совместное рассказывание – совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. Применяется в основном в младшем возрасте.

2.Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми.

Частичный образец – начало или конец рассказа – разновидность образца рассказа.

Анализ образца рассказа привлечет внимание детей кпоследовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющих его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместес образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа может сопровождаться коллективным обсуждением.

Коллективное составление рассказа.

-Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.

-Составление рассказа подгруппами – «командами» - разновидность коллективного составления рассказа.

-Составление рассказа по частям – также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок.

- Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Основные проблемы, препятствующие гармоничному развитию детей и учащихся на разных возрастных этапах речевого развития (слайд 10).

3-6 лет

1-4 класс

5-9 класс

11 класс

ЗРР, ОНР, скудный словарь, аграмматизмы, ограниченность социальных речевых контактов

Трудности в усвоении грамоты, дислексия, дисграфия, нарушение познавательной деятельности

Низкий уровень фразовой речи при написании изложений или сочинений, дизорфография, ухудшение успеваемости по русскому языку

Трудности при осмыслении текстов, не сформирована монологическая речь, не развиты ораторские способности. Нарушение связанности и последовательности изложения. Трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ.

Ролевая игра

Учебная деятельность

Интимно-личное общение, учебно-познавательная деятельность

Профильная направленность и обучение

Это все то, что формирует неуспешность в обучении, дискомфортность в общении, неуспех в будущем.

Причинно-следственные связи речевого развития (слайд 11).

Не сформированы зрительно -  

пространственные представления

и зрительный

анализ и синтез

Не различает на слух акустически близкие звуки

(недостаточно сформировано фонематическое восприятие)

Не сформирован

навык звукового,

 слогового и

буквенного

анализа слов

Владеет

преимущественно

 диалогической,

ситуативной

 формой

устно-речевой

коммуникации

Не сможет полноценно усвоить начертания букв, обязательно будет их путать на письме

Обязательно

будет

допускать

замены

букв

Будет искажать

 слоговую

структуру

слова, допускать

грамматические ошибки

Не всегда способен передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства

Непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.

Сензитивность возрастных периодов (слайд 12)

В этот период определенные влияния оказывает чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие  глубокие изменения. В другие периоды те же самые  условия могут  оказаться  нейтральными или даже оказать  обратное влияние  на ход развития» (Л.С. Выготский).

   «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно  точно  указаны … сензитивные периоды, ……Известно, … что речевой слух, артикуляция и вообще речь  формируются в раннем  детстве необыкновенно легко, производя … впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либоисключительных условий формирование речи задерживается нанесколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…» (А.Н. Леонтьев).

   «...мы располагаем данными о том, как постепенно складывается весь этот процесс, как каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадий развития, что является постоянной и переменной «величинами» психического развития,  каковы  новообразования развития и т.д.»    (Б.Г. Ананьев).

Сензитивный период развития речи  -  от года до 3 лет.Если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно.

 Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно

для его своевременного развития, в период становления функции:

дыхание, фонация, звуки, слоги, слова, словосочетания. Устойчивые выражения, простые предложения, сложные предложения, текст.

Подготовка к новым психологическим новообразованиям должна осуществляться на предыдущем периоде.

Имитативный принцип овладения языком (слайд 13)

Имитативный принцип овладения языком основан на подражании. Благодаря ему, ребенок:

  • усваивает от взрослого готовые речевые образцы;
  • выделяет по аналогии грамматические конструкции;
  • многократно их повторяет и запоминает.

            По мнению ученых, активность ребенка при таком способе овладения языком сводится к подражательной активности.

Усвоение языка - процесс творческий, который происходит не только и не столько в результате простого повторения.

Ребенок строит свои высказывания на основе: образцов речи взрослых, поиска связей и отношений между элементами языка и с опорой на правила.Речь, как всякая деятельность, характеризуется: определенныммотивом, целью и состоит из последовательных действий.

Главным в обучении должна быть: организациятворческого познания слова, действий с ним, а не метод имитации.

ВЫВОД: нужно изменить подходы к проблеме обучения родному языку в ДОО: не имитативный, а коммуникативно-деятельностный подход.

Направления работы по развитию речи детей в ДОУ (слайд 14).

Структурное

Функциональное

Когнитивное

Фонетика

  З.К.Р.:

Звуковосприятие

Звукопроизношение

Орфоэпия

Интонация

Лексика

Словарь: обогащение и активизация

Грамматика

Морфология

Словообразование

Синтаксис

Связная речь

Типы речи:

     Описание

     Повествование

     Рассуждение

Диалог:

Этикетные фразы

Диалогические единства

Монолог

Рассказы

По игрушкам и предметам

По картине, серии картинок

Из личного опыта

Творческие

Звуки речи

Слоги

Слова

Предложения

Речевая деятельность входит в состав любой деятельности
(согласно коммуникативно-деятельностному подходу к речи).

Развитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка. Речь всегда входит в другуюдеятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую. В каждой из них она может использоваться по-разному.

Педагогу важно определять:

  •  с помощью каких приемов;
  •  при использовании каких языковых средств;
  •  применительно к конкретным видам детской деятельности

   можно решить задачу совершенствования мыслительной,речевой и  практической деятельности ребенка.

       Речевая деятельность -   целенаправленный, мотивированный, активный процесс приема и (или) выдачи сообщения, организованного социально отработанными средствами (язык) и способом (речь) формирования и формулирования мысли в общении людей друг

с другом.          

Виды речевой деятельности дошкольника (слайд 15)

  1. Общение (диалог)
  2. Пересказ текста
  3. Декламация (чтение стихов)
  4. Рассказ-описание игрушки (группы игрушек, композиции)
  5. Рассказ-описание предмета (человека, животного, растения, одежды и др.)
  6. Рассказ-описание картины пейзажной
  7. Рассказ-повествование по картине сюжетной
  8. Рассказ-повествование  по серии сюжетных картин
  9. Рассказывание из опыта (о каком-либо происшествии, о событии)
  10. Сочинение  - творческое рассказывание рассказа, сказки, небылицы
  11. Сочинение рассказа-этюда (о предмете, природном объекте)
  12. Рассуждение (доказательство).

Коммуникативно-речевая деятельность воспитанников (слайд 16)

Цели и мотивы

Средства

Способы

Результат

Предполагаемый результат и что будет побуждать ребенка к речевой деятельности

1.Внутренние.

что должно быть в опыте ребенка:

1)знания – о предмете разговора…;

2)знание норм – каких?

3)умение – какое?

владение – чем? или какими действиями? понимание – чего?  представление – о чем?

2.Внешние – наличие каких материалов, оборудования?

Алгоритмы и правила (этапы достижения целей)

Что проявится в результате?

Разностороннее   развитие ребенка
в коммуникативно-речевой деятельности (слайд 17).

1.Игровая

2.Двигательная

3.Общение

4.Коммуникативно-речевая

5.Познавательно-исследовательская (экспериментирование)

6.Конструктивно-модельная

7.Изорбразительная (рисование, лепка, аппликация)

8.Трудовая

9.Восприятие художественной литературы

10.Музыкально-художественная

Коммуникативно-речевая компетентность педагога (слайд 18).

Коммуникативная  компетентность  характеризует человека

как субъекта определенного социума в системе  общественного труда и

предполагает:

  •   глубокое понимание сути коммуникативных задач,
  •   знание  содержания  темы  общения, 
  •   наличие опыта, имеющегося в данной области, активное его использование, 
  •   умение выбирать  коммуникативно - речевые средства  и  способы

    адекватные  конкретным  обстоятельствам места и  времени, 

  •   чувство  ответственности  за  достигнутые результаты
  •   способность учиться на ошибках и вносить  коррективы 

 в  процесс  достижения коммуникативных целей (на основе рефлексии).

КОМУНИКАЦИЯ (слайд 19) –  

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) акт и процесс установления контактов  между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации;

3) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся  главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

Задание для педагогов (слайд 20). Отметьте из представленных в списке 10 качеств, которыми должен  обладать воспитатель детского сада (дошкольной образовательной организации):

1. Общительность

11.Чувство юмора

22.Умение убеждать

2. Требовательность к людям

12.Умение слушать

23.Внимательное отношение к людям

3. Преданность делу

13.Самокритичность

24.Искренность

4. Принципиальность

14.Вежливость

25.Справедливость

5. Инициативность

15.Тактичность

26.Работоспособность

6. Умение предвидеть

16.Доверчивость

27.Умение оценить работу

7. Умение контролировать исполнение

17.Выдержка

28.Умение заинтересовать работой

8. Воображение

18.Умение инструктировать

29.Умение организовывать людей

9. Умение показать личный пример

19.Активность в общественной работе

10. Умение управлять своими эмоциями  

20.Требовательность к себе

Практическое задание педагогам. Работа по подгруппам (слайд 21):

  1. Разработать педагогические ситуации (фрагмент занятий, проектов и т.п.), выделив приёмы, стимулирующие детскую любознательность;
  2. Предложить вариативные способы взаимодействия взрослого и ребёнка, стимулирующие детскую инициативу в коммуникативно-речевой  деятельности.

Задание педагогам (слайд 22).

1. Деятельностный подход к речевому развитию наиболее эффективен

потому, что……..

2. Внутренняя речь сопровождает любую деятельность ребенка, поэтому…..

3. Возможности речевого развития содержатся в любой образовательной области, например……………

4. Речь ребенка развивается в большей степени в повседневном общении, значит………..

5. Речевое развитие, не соответствующее возрасту, оказывает следующее отрицательное влияние на ……

6. Коммуникативная компетентность, как важнейший показатель профессионализма воспитателя, включает……….

7. Важно не упустить сензитивные периоды развития речи ребенка,

так как………..

8. Я наметила основные задачи работы над собственной речью, которые заключаются в ……………

9. В достижения наиболее эффективных результатов

по развитию речи детей мне необходимо………

10. Для полноценного участия родителей в решении задач речевого развития детей, мне необходимо до них довести следующие идеи……

Подведем итоги (слайд 23).

1. Мне понравилось на занятии…

 2. Я узнала…             Раньше я не знала…

 3. Больше  всего мне запомнилось…

 4. Удивительно  было то, что…

 5. Не совсем понятно было следующее…

6. Думаю, это занятие…

7. Чтобы применить усвоенное на практике, мне нужно…

8. Одной из причин слабого  развития  речи  детей  является…

Литература:

1.Аристотель. О стиле ораторской речи // Об ораторском искусстве. М.: Госполитиздат, 1963.

1.Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. – 1993 - № 9.

2.Атанов Г.А. Методологические основы деятельностного подхода в обучении - //Пост. Методика, 2002. - №2-3. – с.7-11.

3.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9.

4.ФГОС дошкольного образования «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г., рег. В Минюсте России 14.11.2013 г. № 22303.

5.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.

6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"

методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....

Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...

Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе

ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности

В этой презентации я показала, как можно эффективно обогатить словарь детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с признаками объектов окружающего мира....

Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно – речевой деятельности

Разностороннее развитие  ребенка в коммуникативно – речевой деятельности...

Презентация к методической разработке занятия для педагогов "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"

Презентация к методической разработке занятия для педагогов в форме технологической ситуации  "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"...