Деловая игра "Воспитатель-творческая профессия"
консультация

Дурнева Юлия Сергеевна

Работа воспитателя, специалиста дошкольного образования — одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Многие известные, знаменитые и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный Мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Попробуем разобраться, что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delovaya_igra_vosp-tvorch_prof.zip1.44 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ВОСПИТАТЕЛЬ – ТВОРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Дурнева Ю.С.

Работа воспитателя, специалиста дошкольного образования — одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности. (слайд 3)

Многие известные, знаменитые и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный Мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Попробуем разобраться, что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога дошкольного образования.

(раздать кружочки двух цветов)

Выберите, пожалуйста, себе кружок и сядьте вместе те, у кого кружки одного цвета. У нас получилось две команды.

Для разминки я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на технологии ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач.

1. «Свойства-антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: легкий-тяжелый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.

2. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву (например «продается певчий пушистый попугай, предпочитает питаться печеньем, пожалуйста, приходите посмотреть»).

(слайд 4)

Основным качеством творческого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно проводить в виде театрализованного представления и циркового аттракциона. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.

Использование в работе метода «превращения» детей.

Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения».

Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни и т. п. Постарайтесь осуществить необходимое «превращение» как можно ближе к теме вашего занятия. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова-заклинания для подобного «превращения», лучше всего, если они будут зарифмованы, чтобы легче произноситься.

Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т. д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов либо ученых.

Еще один способ настроить ребят на нужный лад — начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, будильник, дудочку, волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.

Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда "нового" бывает так много, что переварить весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Не пытайтесь «объять необъятное»! Выберите себе то, что вам нравится, что близко, что, может быть, напоминает ваше детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в ваш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой.

(слайд 5) Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала. Тогда дети, выполняя то или иное задание, будут иметь возможность выбора цвета, формы, количества и набора элементов. Во-первых, это развивает самостоятельность мышления, во-вторых, ускоряет процесс обучения, в-третьих, помогает избежать однообразия при выполнении задания.

Индивидуальный принцип оценивания детских работ.

Оценивать работы по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку свои, особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения либо участие в другом виде творчества.

Игры в «словотворчество»

Чтобы расширить лексический запас, полезно проводить игры в «словотворчество» с детьми в группе. Такая игра может длиться 10—15 минут до или после занятия либо вместо него, потому что сама по себе интересна и способствует развитию детей.

Например, игра «Придумай название». У 1 команды в руках апельсин, у второй лимон. Как может называться сказочная страна, где живут апельсины или лимоны? Пять вариантов. (Лимония? Лимонландия? Соединенные штаты Лимонов? Лимоностан?) А как называются ее жители? Пять вариантов. (Лимончане, лимонцы, лимоняне?) Пусть дети помогут вам в этом разобраться.

Попробуйте провести такую игру: все дети берут по игрушке, которая им нравится, а потом пытаются объяснить, что в этой игрушке их особенно привлекает. Например, то, что она большая или маленькая, мягкая или твердая, крепкая или нежная, яркая, красивая, интересная, необычная, новая, старая, любимая, добрая, страшная, смешная, веселая, говорящая, двигающаяся, поющая и т. д.

Такие игры можно проводить и в помещении, и на прогулке. Предметов для сравнения и определения по признакам вокруг множество. Занятия обогатят речь детей и разовьют наблюдательность, помогут им научиться выражать свои чувства.

Еще один пример несложного занятия для детей от трех лет и старше. Игра «королевский бутерброд». Она помогает собрать внимание детей, увеличивает запас активных слов, используемых в речи, и укрепляет память.

Желательно, чтобы дети сидели в кругу на ковре или на стульях. С «помощником» начинаем делать «бутерброд». Сначала берем кусочек хлеба, затем каждый ребенок поочередно кладет на него что-либо съедобное. Повторять продукты нельзя, (команда 1). Когда круг завершится, «помощник» «съедает» бутерброд и начинается веселая часть игры: все вспоминают, что же попало в живот «помощнику» (команда 2).

Если дети маленькие, им достаточно просто вспомнить в любом порядке, что же было съедено. Детям постарше задание можно усложнить: называть продукты в прямом или в обратном порядке их появления на «бутерброде». Можно отдельно указать овощи, мясные и молочные продукты, зелень, соусы, если таковые имеются. Вы можете заранее определять содержание «бутерброда», который будет видоизменяться, становясь чем угодно, чтобы вместить необходимый набор предметов, определять их форму и величину. Все зависит от вашей фантазии, которая, кстати, является обязательной составляющей «творческой личности».

(слайд 6) Тренировка фантазии.

Для развития фантазии педагогу полезно вначале освоить некоторые условия возникновения и проведения игры.

Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать, как ее организовать и на чем построить.

Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй у вас возникли?

Попробуем вместе:

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать «каляки-маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;
  • карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и
  • хочет об этом рассказать;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Пока достаточно.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Первая тема: поиски друзей-карандашей. Возникают несколько вариантов:

  • можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;
  • можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это могут быть страны разных предметов, фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб и т. д.

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего-навсего необходимо творчески подойти к решению, которое может возникнуть в той или иной ситуации.

Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное — нужно принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

Чтобы поддерживать себя в «творческом тонусе», полезно иногда устраивать подобные импровизации. Если опыта еще недостаточно, лучше заранее готовить каждое занятие и необходимые материалы и пособия к нему.

(слайд 7) Анализ неудачного занятия.

Иногда случается, что все приготовлено: и пособия, и материалы в избытке, а занятие прошло скучно, и дети плохо включались в него, результат оказался неважный, да и дисциплина во время занятия была не на высоте. Почему такое происходит? Попробуйте проанализировать занятие:

  • не была ли тема или методика проведения занятия сложна для
    данного возраста (или слишком проста, неинтересна);
  • хорошо ли дети поняли, что нужно было сделать;
  • не были ли дети слишком возбуждены перед занятием или, наоборот, слишком долго просидели без движения.

А может быть, не доставало импульса, интриги, тайны, чтобы заинтересовать детей, стимулировать их деятельность?

Причин может быть сразу несколько, потому что дети есть дети!

Самое трудное — это беспристрастно оценить происшедшее, не мучить себя необоснованной критикой и не утратить интереса к дальнейшим исканиям.

(слайд 8) Включение в занятие элементов театрализации.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. Как бы ни была жестка спланирована работа в группе, как бы ни требовалось следовать рекомендациям и установкам, всегда можно найти возможность внести свои коррективы.

Больше всего дети любят элементы театрализации. Для проведения занятия всегда пригодятся куклы-перчатки, би-ба-бо или пальчиковый театр. Какой бы материал вы ни объясняли, можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если некоторые дети никак не могут понять суть задания, помогает такой прием: вы как бы объясняете игрушке, что нужно сделать. А потом спрашиваете у нее, все ли понятно. Игрушка «отвечает» неправильно или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объяснят задание своим, детским, языком, исходя из детского опыта. Другим детям будет проще понять своих сверстников и исполнить то, что требуется.

(слайд 9-11) Приемы привлечения и удержания внимания детей.

Если содержание занятий и различных игр можно найти в сборниках и методических рекомендациях, то вопросы дисциплины и активизации внимания детей приходится нарабатывать собственным опытом. Порой навести тишину в группе и начать вовремя занятие бывает непросто. (слайд 12) Поможет элемент неожиданности. Подумайте, чего дети не ждут от вас в данный момент? Можно пропеть первую фразу начала занятия вместо того, чтобы требовать тишины. Можно позвонить в колокольчик, засвистеть в свисток, дудочку, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, взять за руку самого расшалившегося малыша и попросить его помочь делать какое-либо действие вместе с вами. Поверьте, все остальные не останутся равнодушными. Главное, не ждать, не повышать голоса, не стучать и не топать ногами. Иногда вообще не нужно обращать внимания на громкие разговоры и возбужденное состояние детей. Начните раздавать материалы, спокойно поднимая с мест самых шумных детей и включая их в подготовку занятия. Они могут помочь раздать необходимые пособия, сосчитать какие-либо мелкие предметы и выполнить любые другие действия, для которых не требуется долгого объяснения.

Чтобы у вас не возникало трудностей с созданием тишины перед началом занятий, имейте в запасе короткие и простые общие игры, которые всегда помогут навести необходимый порядок и собрать внимание.

Например, такая игра: дети передают друг другу небольшой мячик или какую-то игрушку в достаточно быстром темпе до вашего хлопка в ладоши. После хлопка передавать предмет нельзя. Чтобы он снова пришел в движение, нужно сказать «заветное» слово.

Еще один пример. Короткая зарядка: руки — вверх — потянулись; руки — в стороны — покачали головой вправо-влево; сложили ладони перед собой, плотно прижали пальцы и, не разъединяя мизинцев и больших пальцев, "раскрыли цветок-тюльпан".

Очень хорошо помогает собрать внимание группы и, кроме того, развивает голос, дыхание, снимает застенчивость у слишком тихо говорящих детей следующий прием:

  • "зажимаем" в кулачок гласную "а", затем бросаем её – «а-а-а-а»;
  • "зажимаем" в кулачок гласную "о", затем бросаем её – «о-о-о-о»;
  • повторяем действие с другими гласными: "э", "у", "ы"; затем "сматываем" в клубочек гласную "и" — и-и-и-и-и-и-и-и-и, пока хватит дыхания.

Обычно выработкой правильного произношения звуков с детьми дошкольного возраста занимается специалист — учитель-логопед. С дикцией, как таковой, в детском саду не работают. Есть простая и веселая игра, которая и детей займет на три-четыре минуты, и поможет в тренировке правильного произнесения проблемных звуков. Она называется "Мой автомобиль".

Дети встают в большой круг, педагог делает упражнения вместе с ними. Все действия выполняются с произнесением звуков.

Сначала "проверяем" колеса машины. Попеременно левой и правой ногой нажимаем на "педаль насоса": накачиваем шину, произнося звук "с" на каждое нажатие педали. Затем "цокаем" языком, проверяя, хорошо ли накачаны шины и выпускаем "лишний" воздух со звуком "ш-ш-ш-ш-ш".

Затем "наливаем" бензин в бак со звуками "буль-буль-буль" и "закручиваем" крышку бака со звуками "вжик-вжик". Настало время проверить "мотор". Нужно "повернуть ключ" — "чик-чик". Мотор начал работать: "д-д-д-д-д", потом — "бр-бр-бр", потом "ж-ж-ж-ж" и "з-з-з-з". Наконец, мотор заработал в полную силу — "р-р-р-р", можно ехать в путешествие — на выполнение задания, к которому мы приготовились.

Есть еще одна игра, она называется "Продавец слов". С ее помощью можно коллективно сочинять целые стихотворения. Игра проводится после объяснения детям, что такое рифма, и небольшой тренировки с подбором рифмующихся пар: кошка — ложка; слон — лимон; картина — малина и т. п. Затем из группы детей выбирается "продавец" слов, остальные будут покупателями. В процессе игры "продавца" можно заменить. Дети поочередно подходят к "продавцу" и ведут с ним диалог.

Покупатель:         "Тук-тук!"        

Продавец:         "Да-да, войдите".

Покупатель         "Извините, вы мне словечко не продадите?"

Продавец:         "Какое?"

Покупатель         "Продайте мне рифму для слова..." (допустим,

                            "шапка").

Продавец:        «Для слова "шапка" купите рифму "лапка"».

(подбирает пару)

Покупатель         «Мне нравится рифма "лапка", я ее покупаю для

                             слова "шапка"».

Если рифма не нравится, покупатель вправе потребовать другую рифму со словами: «Мне не нравится рифма "лапка", продайте другую для слова "шапка"». Затем к "продавцу" отправляется следующий покупатель. Воспитатель записывает слова-пары, а в конце игры помогает детям придумать с ними стихотворение. Постепенно словарный запас детей увеличивается, они сами начинают складывать по две-четыре строчки забавных стишков, с большим удовольствием разучивают стихи поэтов и быстрее их запоминают.

(слайд 13) Начиная самостоятельную работу с детьми, полезно записывать наиболее удачные игры, занятия, отдельные слова и приемы ведения игры. Со временем можно утратить то, что удалось найти кропотливым трудом. Кроме того, свои собственные находки всегда пригодятся с большей пользой при творческом осмыслении сценариев, подготовке к праздникам или адаптации нового материала.

Если вы полюбите работу с детьми, то Вам будут благодарны родители, видя, с каким нетерпением собираются в "садик" их дети, чтобы, играя с вами, познавать мир. Помните: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». В заключении хочу дать вам небольшие листовки (несколько советов и запретов, помогающих в работе). (слайд 14) Спасибо за внимание!


Несколько советов

  • Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.
  • Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство приходит не сразу.
  • Пополняйте свой «багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы и т.д.
  • Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под "настроением" нужно понимать настрой на работу.
  • Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если вдруг придется изменить ход начатого занятия или понадобится провести его вне плана. Готовьтесь к занятию с "запасом". Лучше пусть останется неиспользованный материал, чем его не хватит.
  • Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят.
  • Старайтесь соблюдать "кодекс" справедливости, У маленьких детей обостренное чувство несправедливости
  • Учите наизусть детские стихи, особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.
  • Можно завести себе "помощника" в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы будете советоваться, как поступить.

Несколько запретов

  • НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями.
  • НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить.
  • Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он будет готов искренне попросить прощения.
  • Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания.
  • НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду.
  • Старайтесь добиться того, чтобы виновный сам признал свою вину, желательно, как ошибку, а не думал, что он "плохой", "невоспитанный" или делает все "назло".
  • Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.
  • НЕ проводите игру или занятие, если вы в них не разобрались или недостаточно готовы, чтобы провести на должном уровне.
  • НЕ прерывайте детскую инициативу словами: "Скажешь, когда тебя попросят", или "Начнешь делать, когда тебе разрешат", иначе они перестанут что-либо делать без вашего руководства.
  • НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения. Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило.
  • НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или расстройства при неудаче, не лишайте их возможности проявить сочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства.

Приемы привлечения и удержания внимания детей

Прием

Описание

Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса

Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи

Прерывание речи, использование «догадки»

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь

«Провалы памяти»

«Забывание»достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить

Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной жестикуляцией (ладони открыты, жесты широкие и свободные)

Риторические вопросы

Построение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы делает ответ педагог

Контрольные вопросы

Задаются по только что изложенному с исчерпывающим ответом

Активное ассистирование

Закончив, прервав смысловой блок, попросить детей дополнить рассказ на основе имеющихся у них знаний

Экстрараздражители

Как бы случайно, но главное-внезапно, уронить ручку, книгу, включить музыку, свет и пр.

«Ошибка» педагога

Педагог намеренно допускает ошибку, дети должны ее отметить. Если дети не заметили, вернуться к ошибке: «Я верно говорю?»

Приемы привлечения внимания детей
перед началом занятия

Прием

Описание

Метод «превращения»

Например, собрать внимание детей, подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия с помощью "превращения" в умных мальчиков и девочек, художников, артистов, ученых

Момент неожиданности

Пропеть первую фразу начала занятия; позвонить в колокольчик; засвистеть в свисток, дудочку;

включить говорящую игрушку; начать надувать воздушный шар и т.д.

Короткие простые игры

Передавать мячик по кругу до «заветного» слова; небольшая зарядка;  звуковые игры;

игра «Продавец слов» (рифмы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая ролевая игра(с элементами логоритмики)«Все профессии важны!»

Цели:   Развивать речь детей и познавательные способности (знания о профессиях; умение их различать, называть; называть профессии людей по предметам-принадлежностям). Развивать мелку...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»

 В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»

Аннотация:   В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесспрофессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольно...

деловая игра "Готовы ли вы к будущей профессии?"

развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей, которые являются фундаментом профессиональной деятельностью педагога...

Деловая игра Горжусь профессией своей

Цель: повышение авторитета профессии «Воспитатель».Задачи:- способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме;- формировать творческое мышление педагогов, поиск новых ...

Деловая игра "Горжусь профессией своей"

Цель: повышение авторитета профессии «Воспитатель».Задачи:- способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме;- формировать творческое мышление педагогов, поиск новых ...

Деловая игра "Горжусь профессией своей"

Цель: повышение авторитета профессии «Воспитатель».Задачи:- способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме;- формировать творческое мышление педагогов, поиск новых ...