Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»
методическая разработка на тему

Башкова Евгения Владимировна

 

            В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями: узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с про­фессиями; обменяться имеющимся опытом по организации рабо­ты с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon деловая игра55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему:

« Калейдоскоп профессий»

Цель деловой игры:  организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Задачи:

  • Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Способствовать построению модели организации организованной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.
  • Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Планируемый результат работы.

            В процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями: узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями; обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Оформление музыкального зала: экран, проектор, ноутбук, на стенах буквами выложены слова «Ярмарка профессий», на другой стене картинки с профессиями, карусель.

Оборудование: карточки для игр «Найди пару», «Разложи профессии по возрастным группам», «Пословицы», сундук с монетами для подсчета очков команд, бумажные пряники с загадками - узор на пряниках 2 видов для разделения педагогов на две команды, столы для команд. Костюмы для ряженья воспитателям - ведущим семинар.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель в русском народном костюме - Хозяюшка, предлагает педагогам разделиться на команды, для этого предлагает с подноса взять пряник с загадкой. Отгадав загадку, педагог проходит в зал и садится на место указанное в прянике. Так педагоги поделены на две команды.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие, приглашаю Вас на нашу ярмарку профессий. Для участия в нашей игре, отведайте моих пряничков. ( Педагоги подходят к ведущему и угощаются пряниками).

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги мы начинаем нашу работу, а о чем пойдет речь, предлагаю послушать стихотворение:

Четыре педагога в нарядах читают стихотворение:

Жил человек пещерный

В дебрях седых времен

Дом его был пещерой,

Не было мебели в нём.

Ел лишь сырое мясо

Без вилки, ложки, ножа.

Одеждой была лишь шкура,

Оружие камень большой.

2. Но человек всё думал,

Как дальше так можно жить?

И стал делать он орудия-

Топор, копьё, ножи.

Из шкур стали шить одежду,

Из дерева мебель творить.

Так стал человек разумным.

Детей стал своих учить.

3. Различным ремёслам да делу,

Чтоб им жилось веселей.

Уютными стали жилища,

Чтоб мебель, посуда была.

И двор со скотиной домашней,

И вдоволь еды и питья.

И стали уже развиваться

Профессии разные.

4. Много прошло столетий,

Древность угасла в веках.

Но человек собирает

Злаков зерно на лугах.

Воину нужны доспехи,

Людям продукты и кров.

5.Значит нельзя на свете

Обойтись без мастеров.

Сапожник, столяр, портниха,

Повар, пекарь, гончар,

Врач, музыкант, учитель

Работают и сейчас.

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово на экране и по первым буквам угадать слово.

На экране слайд со словами: пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.

Старший воспитатель: Правильно, это слово-профессии. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.  Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, – возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрослых.

Итак, мы начинаем нашу игру:


Конкурс 1. «Доскажи пословицу»

Педагогам зачитывается первая часть пословицы, педагоги заканчивают пословицу.

  1. Врач должен иметь глаз сокола, сердце-льва, руки женщины.
  2. Если труд- удовольствие, то жизнь- наслаждение.
  3. За трудовую копейку – бейся, нетрудовой копейки – бойся.
  4. Легко добыто, легко и прожито.
  5. Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
  6. От труда здоровеют, от лени болеют.
  7. Рукам работа, душе праздник.
  8. Чтобы хорошо жить, надо труд любить.
  9. Языком богу – молись, а руками работать не ленись.

Конкурс 2. «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

1. Если нет охоты – мало толку от работы.

2. Дело мастера боится.

3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.

4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Если не трудиться – можно в жизни заблудиться.

7. Кончил дело - гуляй смело.

8. От труда здоровеют, а от лени болеют.

9. На работу с радостью, а с работы с гордостью.

Конкурс 3. «Головоломка» 

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс 4. «Самая – самая» 
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?». 

Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы. 
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7. 
Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии. 
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. 
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) 
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) 
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) 
4. Самая волосатая (парикмахер...) 
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) 
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...) 
7. Самая смешная (клоун, пародист...) 
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) 
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) 

Старший воспитатель: Пока жюри считает очки, мы продолжаем дальше путешествие по нашей ярмарке профессий. Нас встречает хозяюшка и предлагает нам покататься на «Карусели профессий».

Хозяюшка: Предлагаю педагогам выйти из-за стола, и поиграть в карусель.

Водящий берет шест карусели, звучит музыка из мультфильма карусель, поехала карусель. Музыка останавливается, педагоги должны показать задание водящего: «Как делает врач», «Как делает повар», «Как делает шофер», «Как делает маляр»…

Старший воспитатель: Молодцы педагоги справились с заданиями «Карусели профессий», а теперь мы предлагаем занять свои места и мы продолжаем работу на ярмарке профессий, который очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии в группы по различным признакам.

Конкурс № 5 для педагогов: « Разложи профессии по возрастным группам».

Цель: закрепить знания педагогов, в каких возрастных группах, с какими профессиями знакомить детей.

Оборудование: карточки с профессиями и возрастными группами.

Задание: Разложить группы по возрастанию и приложить к ним профессии в соответствии с возрастной группой. Выигрывает команда, которая первой соберет столбики.

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

воспитатель,

младший воспитателя,

музыкальный руководитель,

врач,

продавец,

повар,

шофер,

строитель

учитель,

почтальон

работников сельского хозяйства

транспорта, торговли,

связи, работники банка

Конкурс № 6: «Ты мне, я тебе»

Цель: умение показать жестами содержание пословицы.

Задание: Команде дается по выбору одна пословица, команда готовится и без слов должна проиграть свою пословицу. Выигрывает та команда, которая первая угадает и озвучит пословицу.

Пословицы для команд.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
  • Работа - с зубами, а лень - с языком.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Делу - время, потехе - час.
  • Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
  • Труд кормит, а лень портит.

Конкурс № 7: «Музыкальный …»

Старший воспитатель: Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.

Выигрывает команда, которая вспомнит и пропоет больше песен о профессиях.

Конкурс № 8: «Вспомнить всё…»

Старший воспитатель: Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями.

Предполагаемые ответы: организованная непосредственно образовательная деятельность; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; самостоятельная деятельность ребенка; познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых; коммуникативная деятельность; чтение художественной литературы; художественно-творческая деятельность; игровая деятельность; моделирование; целевые прогулки и экскурсии; культурно-досуговая деятельность; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых.

Старший воспитатель: Для подведения итогов нашей игры предоставляю слово нашему уважаемому жюри.

Члены жюри: игра была горячая, каждая команда правильно отвечала на поставленные вопросы, и при подсчете очков, количество очков равное, играли дружно, победила – дружба.

Список литературы:

 

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.

2. Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.

3. Ильчук Н.П. Хрестоматия для детей старшего дошкольного - М.: АСТ, 1998.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.

6. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде-М.: Просвещение,1974.

7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста– спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

9. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.

10. Материалы с сайтов: « Маам.ру, Дошкольник.ру и др.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами дошкольных образовательных учреждений по теме: «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Деловая играс педагогами дошкольных образовательных учрежденийпо теме:  «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»

Аннотация:   В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесспрофессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольно...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему "Калейдоскоп профессий"

Сценарий деловой игры для педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетенции....

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: " Калейдоскоп профессий"

Цель деловой игры:  организация работы по повышению уровня профессио­нальной компетенции педагогов посредством организации рабо­ты по формированию представлений о социальной зна...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»

Сценарий деловой игры  для воспитателей дошкольных образовательных организаций  на тему: « Калейдоскоп профессий»...