Семинар-практикум в рамках работы Школы молодого педагога "Проведение педагогической диагностики в ДОУ"
консультация

Павличенко Ольга Владимировна

Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работапо лепке и аппликации, построек и поделок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая диагностика в ДОУ28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум в рамках  работы муниципальной Школы молодого педагога "Проведение педагогической диагностики в ДОУ"

Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работ по лепке и аппликации, построек и поделок и пр.).

Процедура диагностики осуществляется по каждому виду деятельности два раза в год.

Если по результатам диагностики ребенок развивается в соответствии с возрастными показателями, видимые отклонения в его развитии отсутствуют, рекомендуемые показатели проявляются устойчиво (всегда) и в этой деятельности ребенок проявляет самостоятельность, то он находится в зоне актуального развития. Следовательно, результаты диагностики достаточны и нет необходимости в дополнительном мониторинге.

Если рекомендуемые показатели развития ребенка по результатам диагностики проявляются неустойчиво (не всегда) или с помощью взрослого, но, вместе с тем, видимые отклонения в развитии ребенка отсутствуют и в целом он развивается в соответствии с возрастными показателями, в данном случае ребенок находится в зоне ближайшего развития. Следовательно, результаты экспресс-диагностики достаточны и нет необходимости в дополнительной диагностике.

Показатели развития ребенка в диагностике могут быть низкими по всем или по отдельным видам деятельности. Поэтому требуется проведение дополнительной диагностики только по тем видам деятельности, по которым у ребенка низкие показатели в диагностике.

Для проведения педагогической диагностики по ФГОС предлагается пособие, автор-составитель которого Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, практикующий педагог-психолог и учитель-дефектолог с детьми дошкольного возраста.

 Пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или, когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:         индивидуальная; подгрупповая; групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Мы несколько лет работали по этому пособию, использовали трех бальную систему. Но в таблицах отражены не все параметры образовательных областей. По требованию данных для какого-либо отчёта приходилось вычленять или проводить мини-диагностику. Это было не очень удобно. Поэтому в мае этого года мы решили организовать рабочую группу и создать свои таблицы для проведения педагогической диагностики. Работали мы с программой «Детство».

Сначала мы в каждой области определили основные параметры для диагностики. А затем вычленили задачи по каждому параметру. Так же используем трех бальную систему: самостоятельно выполняет, с помощью взрослого, не справляется с заданием.  А на каждую область в XL где система сама считает.

Сделано это на все возраста и сейчас проходит апробацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

Школа молодого воспитателя: "Педагогическая диагностика и мониторинг в ДОУ"

Данная консультация может быть использована старшими воспитателями для педагогов ДОУ, проводивших мониторинг....

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"...

Консультация на тему: «Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником.» (в рамках работы «Школа молодого воспитателя»)

Консультация на тему: «Игровая  деятельность  основа   познания   окружающего мира дошкольником.»...

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...