ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
методическая разработка

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА МБДОУ "Детский сад № 108"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta_doo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

1.Общие сведения

Название образовательного учреждения

Адрес образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108»

606025, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Терешковой , д. 12-А

2. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного опыта

Разработка и апробация отдельных компонентов авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы тенниса для дошкольников» для формирования конгруэнтного здоровья у детей дошкольного возраста средствами общей физической подготовки с элементами тенниса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в рамках сетевого сотрудничества с Нижегородской областной федерацией тенниса под эгидой Департамента образования Администрации города Дзержинска и при научной поддержке факультета физической культуры ННГУ им. К. Минина в лице декана Д.И. Воронина и при консультативной поддержке д.п.н. Быстрицкой Е.В., а также при экспертной поддержке  Нижегородского института развития образования

Источник изменений

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется преобразованиями, связанными с изменением содержания образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Так ФГОС в качестве основной цели дошкольного образования определяет -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Таким образом ФГОС ДО определяет задачей дошкольного образования — формирование  гармоничного трехкомпонентного здоровья, в которое входит:

  • состояние  соматического здоровья, как залог успешного дальнейшего развития ребенка;
  • состояние психического здоровья, как основа психологической готовности ребенка к обучению в школе;
  • состояние социального здоровья, как потенциал успешного формирования личности и адаптации ребенка в коллективе и обществе.

Дошкольный возраст сензитивен для решения задач формирования здоровья на занятиях по физическому воспитанию. Однако, традиционно задачей физического воспитания в ДОО считается повышение уровня только биотелесного, соматического здоровья, тогда как компонентам психического и социального здоровья не отводится на занятиях должного внимания. Это в частности, происходит из-за недостаточного количества образовательных программам по физической культуре в ДОО, которых в качестве основной задачи ставили бы формирование  гармоничного трехкомпонентного здоровья у дошкольников на основании включения в структуру занятий по физической культуре элементов олимпийского вида спорта. Оценивая позитивный вклад современного законодательства в создание возможности для реализации этого процесса, которые отражены в требованиях ФГОС ДО следует отметить  ряд факторов, которые необходимо учитывать в реализации указанной задачи:

1. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития в  дошкольном возрасте

2. Возрастные и индивидуальные особенности психического  развития в  дошкольном возрасте.

3. Возрастные и индивидуальные особенности социального взаимодействия, общения и адаптации дошкольников в коллективе.

4. Отсутствие образовательных программам по физической культуре в ДОО, в которых в качестве основной задачи ставили бы формирование  гармоничного трехкомпонентного здоровья у дошкольников на основании включения в структуру занятий по физической культуре элементов олимпийского вида спорта на примере тенниса.

5. Необходимость исследования проблемы формирования  гармоничного трехкомпонентного здоровья у дошкольников на занятиях по физической культуре в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования с включением элементов олимпийского вида спорта (тенниса).

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МБДОУ по проблеме формирования конгруэнтного (гармоничного трехкомпонентного) здоровья у детей дошкольного возраста средствами общей физической подготовки с элементами тенниса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Идея изменений

Спортизация образовательного пространства ДОО должна способствовать формированию мотивации воспитанников здоровому образу жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО, повышению стрессоустойчивости и снижению уровня тревожности в период подготовки к обучении в школе. Программа включения элементов олимпийского вида спорта в образовательную деятельность ДОО позволит провести селекционную работу, определив способности и склонности воспитанников к занятиям в спортивных секциях и вовлечь их в деятельность системы дополнительного образования. Использование в программе занятий по физической культуре биомеханических моделей, связанных с развитием двигательных качеств в теннисе позволяет сформировать опыт технически правильной двигательной активности, улучшить осанку, походку, укрепить мышечный корсет.

Концепция изменений

На основании принципов: комплексности образовательных, воспитательных и оздоровительных воздействий;  игрофикации образовательного процесса; индивидуализации траектории образования и оздоровления дошкольников; конгруэнтности физического, психического и социального здоровья дошкольников; комплексного мониторинга трехкомпонентного здоровья воспитанников; информатизации образовательного пространства; интеграции семейного и школьного физического воспитания; спортизации  образовательной среды разрабатывается и реализуется   дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы тенниса для дошкольников» для формирования конгруэнтного здоровья у детей дошкольного возраста средствами общей физической подготовки с элементами тенниса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

 Условия реализации

1. Наличие команды изменений, состоящих из сотрудников образовательной организации готовых к участию в деятельности региональной инновационной площадки

2. Наличие  мониторингового комплекса для оценки  трехкомпонентного здоровья дошкольников;

3. Наличие адекватной  ресурсной базы для разработки и реализации указанной программы;

4. Ратифицированный  договор о сотрудничестве с Нижегородской областной федерацией тенниса в лице ее президента Логинова Андрея Дмитриевича;;

5. Согласованная деятельность  команды изменений с родителями воспитанников на основании  договора о сотрудничестве;

6. Участие в  Национальном проекте «ГТО для дошкольников»;

7. Взаимодействие  с системой дополнительного образования в рамках проекта «Малые Олимпийские игры»;

8. Научно-аналитическая поддержка специалистов в области образования и здравоохранения

Результат изменений

Результатом инновационной деятельности МБДОУ станет разработка и реализация отдельных компонентов авторской  дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей) программы физкультурно-оздоровительной направленности «Основы тенниса для дошкольников» для обучающихся  5-7  лет в целях обеспечения  формирования конгруэнтного здоровья дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, учитывающей последние научные исследования в области дошкольной педагогики, детской психологии, теории и методики физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста, а также теории и методики тенниса. Технология может найти широкое применение в работе дошкольных образовательных организаций Нижегородской области и других регионов страны. Кроме того, значимым вкладом в теорию и практику формирования конгруэнтного здоровья обучающихся разных возрастных групп должна стать разработка и апробация:

-  проекта авторской  дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей)  программы физкультурно-оздоровительной направленности «Основы тенниса для дошкольников» для обучающихся  3-4 лет в целях обеспечения преемственности формирования конгруэнтного здоровья дошкольников

-  проекта авторской  дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей)  программы физкультурно-оздоровительной направленности «Основы тенниса для дошкольников» для обучающихся  7-8  лет в целях реализации селекционной работы, позволяющей определить тип и уровень спортивной одаренности воспитанников в целях их привлечения  к занятиям в спортивных секциях по определенным видам спорта в системе дополнительного образования, в частности по теннису при поддержке Нижегородской областной федерации тенниса,  а также в целях преодоления последствий  кризиса 7-летнего возраста и для улучшения адаптации к обучению детей к школе.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности

  • Повышение статуса и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, реализующей инновационную технологию.
  • Обеспечение качества образовательных услуг дошкольной образовательной организации.
  • Формирование конгруэнтного трехкомпонентного здоровья воспитанников МБДОУ как основы для дальнейшего успешного физического, психического и социального развития  и повышение их эффективности  адаптации в учебных, творческих коллективах и обществе.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Голованова О.В.  «Разработка технологий физического развития и оздоровления дошкольников на основании элементов видов спорта» /Городской сборник, 2014/

Кротова С.В.  «Разработка технологии комплексного мониторинга физического, психического социального развития и оздоровления дошкольников на занятиях по физической культуре» /Городской сборник, 2015/

Кротова С.В., Голованова О.В. «Технология игрофикации образовательного пространства в МБДОУ в целях гармоничного физического психического и социального здоровья дошкольников» /Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные аспекты гуманизации дошкольного образования (к 85-летию Ш.А. Амонашвили), НИРО, 2016)

Сырчина Н.М. «Использование информационно-коммуникативных технологий интеграции семейного и школьного физического воспитания» /Городской сборник, 2016/

Кротова С.В. «Использование методов и технологий создания здоровьесберегающей среды на занятиях по физической культуры с элементами видов спорта» /Материалы работы муниципального ресурсного центра «Создание условий для физического развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»

Кротова С.В., Голованова О.В. «Модель функционирования единого образовательного пространства ДОУ в процессе активного взаимодействия с семьей» /Сборник научно-практического областного семинара для руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Эффективное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», Дзержинск, 2017/

3. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

- проведение методических объединений по теме инновационной работы на базе МБДОУ;

- участие в конференциях;

- публикации: тезисы, статьи и учебно-методическое пособие;

- размещение информации на сайте МБДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта

Информационная карта  инновационного опыта  I. Общие сведения.Ф.И.О. автора опыта.Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.Должность с указанием преподаваемого предмета и...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

Информационная карта инновационного опыта

Тема моей разработки "Этнокультурное воспитание дошкольников на основе познания традиций, культуры, истории и природы родного края"....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы...