Воспитание принимающего общества в условиях инклюзивного дошкольного учреждения
статья

Гончарова Лариса Ивановна

В статье представлен опыт работы МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" городского округа город Воронеж по формированию инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опубликовано: Гончарова Л.И. Воспитание принимающего общества в условиях инклюзивного дошкольного учреждения // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. – Часть 1. – Пенза: РИО ПГАУ, 2019. – С.43-47.

ВК-22-19

УДК 373.24

ВОСПИТАНИЕ ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Л.И. Гончарова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» 

г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: инклюзивная культура, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, стартовые возможности.

В статье представлен опыт работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» городского округа город Воронеж по формированию инклюзивной культуры  участников образовательного процесса.

        

EDUCATION OF THE HOST SOCIETY

IN TERMS OF INCLUSIVE PRESCHOOLS

L.I. Goncharova

Municipal budget preschool educational institution

«Kindergarten of combined type № 29»

Voronezh, Russia

Key words:  inclusive culture, limited health opportunities, special educational needs, starting opportunities.

The article presents the experience of the school «Kindergarten of combined type № 29» of the city district of Voronezh on the formation of inclusive culture of participants of the educational process.

«Зайцы бывают разные. И уши у них тоже разные: толстые, тонкие, длинные, короткие, ушки-обрубочки, ушки-кружочки и даже ушки вялые-стебельки. А был на свете заяц и вовсе без ушей. Безухий заяц. Представляете? Он умел делать всё, что и другие зайцы» - «быстро бегать», «высоко прыгать», «рыть глубокие норки», «не успеешь глазом моргнуть – сгрызть целую гору морковки», «играть в прятки у него и вовсе лучше других получалось». «Но вот беда – никто из обычных зайцев не хотел с ним дружить» [2, с. 2-14].

В настоящее время особенно актуальной стала проблема формирования культуры принятия других людей, не таких, как ты сам. Понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, иных форм поведения, мы осознанно говорим не о толерантности и терпимости, а об особой культуре принятия.

Путь к формированию такой культуры непрост, это серьёзный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, поскольку возможен он только при условии изменения самого себя, своих стереотипов и своего сознания.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» городского округа город  Воронеж (далее – МБДОУ № 29), являясь региональной инновационной площадкой по направлениям «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа», «Создание, апробация и распространение комплексных инновационных образовательных моделей, обеспечивающих эффективную реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», реализует модель «инклюзивный детский сад» и создаёт условия, необходимые для осуществления прав маленького человека.

Необходимость воспитания культуры принятия, инклюзивной культуры возникает с самых первых дней обучения. Ведь в МБДОУ № 29 «живут» 405  разных детей:  дети с ограниченными возможностями здоровья (с РАС, С ТНР, С ЗПР, с УО, с НОДА – всего 67 детей, 25 детей имеют инвалидность); одаренные, билингвы (дети, одинаково владеющие русским и азербайджанским, русским и армянским и русским и японским языками), с проблемами в поведении (гиперактивные, агрессивные, с повышенным уровнем тревожности, с низким уровнем самооценки), дети со сложной жизненной ситуацией (те, которые находятся под влиянием  психотравмирующих событий), дети, сложно адаптирующиеся к детскому саду. Дети посещают группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, лекотеку и «ресурсную группу». Но направленность группы – это не главное. Ведь каждый из них, придя в детский сад, должен попасть в уникальный микроклимат, благодаря которому разнообразие человеческих потребностей и ценностей не мешает, а способствует успеху. Компонентами такого микроклимата являются атмосфера эмоционального тепла и готовность принять другого таким, какой он есть; признание равенства; способность к сочувствию и сопереживанию; доверие, умение слушать и слышать другого; единая комфортная образовательная среда для детей, имеющих разные стартовые возможности.

Чтобы создать такой микроклимат, в МБДОУ № 29 принята система неких правил и действий, которую кратко можно обозначить следующими пунктами: приобретение знаний, формирование ценностного отношения, получение опыта совместной деятельности и положительное отношение к существующей действительности. Эти составляющие очень тесно связаны, у них тонкая, иногда едва различимая грань. Но все они необходимы для решения задачи формирования инклюзивной культуры.

Все дети хотят учиться. Всем нужно чувствовать, воспринимать и думать. В дошкольном учреждении необходимо таким образом организовать деятельность, чтобы всё это было возможно. Чтобы все дети получили максимум для своего развития. Чтобы всем было комфортно от взаимодействия. При этом не нужно учить детей специальному поведению. У них еще нет единой картины мира, поэтому нет даже намёка на то, что кто-то странный, потому что им всё странно. Дети воспринимают особенность, только если в поведении другого ребёнка есть конкретные неадекватные действия, ярко проявляющиеся внешне. И, конечно, детям и родителям не нужно говорить: «Он такой, полюбите его таким». Необходимо дать простое объяснение: как ребёнок слышит окружающих, что он может и чего не может, как с ним лучше взаимодействовать. Не нужно требовать, чтобы с особенным ребёнком общались как с нормой. Надо разъяснить, в чем может понадобиться помощь, потому что одни дети помощь воспринимают спокойно, а другие обижаются и говорят: «Я сам!» Нужно объяснить характерные реакции: например, если ребёнок с РАС кричит, не надо его уговаривать, а надо просто посидеть спокойно.

И самое главное: ребёнка нельзя научить против его воли, ребёнок разбирается, вникает, запоминает и учит то, что хочет знать – а среда, окружающие могут лишь направить, помочь, объяснить.

В ходе реализации просветительской работы педагоги МБДОУ № 29 обогащают запас знаний детей о датах и праздниках, посвящённых людям с ограниченными возможностями здоровья (Всемирный день человека с Синдромом Дауна, Всемирный день человека с аутизмом, Международный день белой трости, Фиолетовый день, Всемирный день глухих, Всемирный день психического здоровья и др.). Специалисты дошкольного учреждения рассказывают своим воспитанникам и воспитанникам других детских садов об истории знаменательной даты, о её символике, описывают нарушения и рассказывают в доступной форме о причинах их возникновения, а самое главное – рассматривают психологическую составляющую: как человек чувствует себя, каким видит мир, какие трудности испытывает, в какой помощи нуждается. Педагоги также знакомят детей с историей людей, которые, несмотря на свои ограниченные возможности здоровья, смогли добиться успеха в жизни (Ольга Ивановна Скороходова, Дмитрий Васильевич Кокарев, Даниил Плужников, Ник Вуйчич, Стивен Хокинг, Пабло Пинеда и др.). В МБДОУ № 29 ребят знакомят с мультфильмами, которые способны сделать лучше и детей, и взрослых («Ёжик должен быть колючим?», «Цветик-семицветик», «Макрополис», «Подарок», «Про Диму», «Тайна Маэля» и др.).

В МБДОУ № 29 символом инклюзивного образования является кудрявый ёжик из трилогии мультфильмов «Ёжик должен быть колючим?», «На чёрный день», «Муравьиный ёжик». Этому герою в дошкольном учреждении не один раз посвящались конкурсы и выставки, на которые откликнулись как воспитанники МБДОУ № 29, так и воспитанники других образовательных учреждений города Воронежа.

В работе с родителями и педагогами  специалистам помогает журнал «Правила жизни», издаваемый творческой группой работников МБДОУ № 29.  В выпусках данного журнала педагоги МБДОУ № 29 знакомят читателей с терминами, касающимися инклюзивного образования, рекомендуют к семейному просмотру мультфильмы и художественные фильмы, в которых раскрываются проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуют к прочтению соответствующую литературу, как научную, так и художественную, пишут о своих успехах и трудностях и многом другом.

Получение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство образования детей. Совместная деятельность помогает всем ребятам поменяться внутренне и даже внешне. Ведь «дошкольный возраст оптимален для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе толерантности, поскольку именно в этот период: происходит интенсивное психическое развитие детей; начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения; начинают развиваться произвольность и саморегуляция; становится самоценным общение со сверстниками; появляется потребность в сотрудничестве с другими людьми, в признании и уважении с их стороны; появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно решать конфликтные ситуации» [3, с. 15-16].

Положительное отношение к действительности – это максимальное включение педагогов, детей и родителей в инклюзивное пространство. Это какая-то хорошая, нужная реакция на происходящее всех участников образовательного процесса – это театр детей для детей, это совместные праздники со спокойными, счастливыми родителями, это доброжелательное и внимательное отношение педагогов, родителей к своим и к другим детям, к друг другу, к детскому саду, к обществу в целом.

Мы разные, но мы вместе! – вот девиз МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29». Инклюзивное образование доступно любому ребёнку, несмотря на его трудности или дефициты. Если создать инклюзивную культуру, культуру принятия, то все дети без исключения могут получить дошкольное образование наравне со своими сверстниками.

Библиографический список литературы:

  1. Базарова Н.А., Никитенко А.В., Дурнева О.В., Фролова Е.А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н.А. Базарова, А.В. Никитенко, О.В. Дурнева, Е.А. Фролова // Образование и воспитание. – 2016. - № 5. –С. 29-31.
  2. Клаус Баумгарт, Тиль Швайгер. Безухий заяц и ушастый цыплёнок / Баумгарт Клаус, Швайгер Тиль. – М.: Издательство «Мелик-Пашаев», 2015. – 49 с.
  3. Сиротюк А.С. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.С. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
  4. Токарева И.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из основных направлений работы с детьми и родителями в рамках сопровождения инклюзивного образования / И.А. Токарева, Т.В. Загоскина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции / под редакцией С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – С.276-279.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена исследованию формирования навыков взаимодействия детей друг с другом в инклюзивном дошкольном учреждении. Автором обозначена актуальность и практическая значимость выбранной темы. Рас...

Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения

Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учрежденияАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна  «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – не...

Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.

Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения....