«Организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении»
статья по коррекционной педагогике

ЧЕРНОВА НАТАЛЬЯ

Аннотация: В статье рассматриваются организационно- педагогические условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении.  Освещены проблемы перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определены функции специалистов, включенных с процесс инклюзивного образования. Раскрыты компоненты организации работы над инклюзивным образованием в образовательной организации: организационное, материально-техническое, психолого-педагогическое, кадровое обеспечение.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная общеобразовательная программа, особая (инклюзивная) среда, специальные условия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении»

Чернова Наталья Анатольевна, студентка 1-го курса магистратуры

ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Научный руководитель: Соловьева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики

Аннотация: В статье рассматриваются организационно- педагогические условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении. Освещены проблемы перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определены функции специалистов, включенных с процесс инклюзивного образования. Раскрыты компоненты организации работы над инклюзивным образованием в образовательной организации: организационное, материально-техническое, психолого-педагогическое, кадровое обеспечение.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная общеобразовательная программа, особая (инклюзивная) среда, специальные условия.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

- отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения;

- отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

По данным статистики Росстата в нашей стране проживают более 735 тыс. детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), около 90 тыс. детей с ОВЗ обучаются и воспитываются вместе с нормально развивающимися детьми в классах и группах детских садов. Наша общая задача - сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя равным и значимым членом общества. Однако этот процесс осуществляется вынужденно, стихийно, что обусловлено рядом факторов:

- недостаточным количеством специальных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями (как правило, в маленьких городах и сельской местности);

- отказом родителей от посещения их детьми специальных (коррекционных) организаций, что связано с отдаленностью их от места проживания семьи, трудностями транспортировки детей к ним, нежеланием воспитывать ребенка в условиях специальных (коррекционных) организаций, особенностями общественного мнения и др.;

- стремлением родителей обучать детей среди нормально развивающихся сверстников.

Сегодня инклюзивный подход представляет собой социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими людьми возможности.

Принятие Концепции обеспечит родителям возможность осознанного выбора места для получения детьми с особыми потребностями качественного образования, поможет избежать многочисленных проблем, которые приводят к напряженности и обострению межличностных отношений, нарушению семейных связей, ослаблению института семьи в целом.

Однако осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ОВЗ высвечивает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:

- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;

- отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях;

- недостаточное развитие в образовательных организациях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;

- нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;

- недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;

- неготовность общества и самих лиц с ОВЗ к взаимному принятию.

Инклюзивное образование в настоящее время уже нельзя рассматривать как новшество для образовательной системы России, хотя оно по-прежнему требует всестороннего изучения, развития и адаптирования к существующему в обществе менталитету. Специальные условия для организации инклюзивной среды отражены в Федеральном законе от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». В данных документах отмечается необходимость создания специальных образовательных программ, разработки методов, технологий и форм обучения, методических пособий, учебников и дидактических материалов, наличие особых технических средств и оборудования для реализации инклюзивного образования. Особо подчеркивается, что одной из главных задач инклюзии является создание специальных условий для обучения лиц с ОВЗ, которые бы учитывали особенности развития каждого обучающегося (воспитанника) конкретной образовательной организации. Но нельзя забывать и о том, что внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые дополнительные условия.

В работе образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (АООП), наличие специалистов, сопровождающих обучающихся (воспитанников), является одним из обязательных требований в организации образовательной деятельности. Требования же к профессиональной деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях, поскольку в Федеральном государственном образовательном стандарте обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на уровень профессиональной подготовки специалистов. Анализ имеющихся нормативных документов и методической литературы позволил кратко определить функции специалистов, включенных с процесс инклюзивного образования.

1. Дефектолог ведёт работу по коррекции и развитию умственной деятельности, формированию и развитию высших психических функций и анализаторных систем; определяет формы и методы работы по улучшению качества усвоения образовательной программы; индивидуально работает с обучающимися, имеющими отклонения в развитии или трудности в усвоении образовательной программы, разрабатывает план индивидуальной работы. Наличие таких узких специалистов, как олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог является одним из необходимых компонентов образовательной среды, в которой обучается ребёнок с ОВЗ.

2. Психолог проводит диагностику психического развития, профилактику и коррекцию отклонений в развитии, организует консультации с родителями и педагогами; корректирует поведение обучающихся, особенности организации их коммуникативной деятельности, эмоционально-волевую сферу; подбирает формы и методы работы, наиболее подходящие для усвоения учебного материала; способствует сохранению психологического благополучия каждого обучающегося; определяет актуальный уровень развития и зону ближайшего развития. В индивидуальные занятия психолога включается работа и по развитию познавательных процессов.

3. Социальный педагог – специалист, контролирующий соблюдение прав обучающихся, синтезирует информацию о социальных потребностях семьи и обучающегося; подбирает организации, предоставляющие необходимые услуги и защищающие права обучающегося, реализует комплекс мероприятий, направленных на получение образовательных услуг в объеме, соответствующем Законодательству Российской Федерации.

4. Логопед осуществляет деятельность по развитию и коррекции речи (устной и письменной), определяет методы и формы работы по развитию и коррекции всех видов речевой деятельности, занимается диагностикой речевых нарушений обучающихся, заполняет речевую карту, разрабатывает программы по развитию речи, индивидуальные маршруты и календарно-тематические планы на основе поставленного диагноза.

5. Тьютор осуществляет сопровождение ребёнка в процессе его обучения, воспитания и развития; помогает в выполнении задач, поставленных педагогами и другими специалистами; ведёт работу по адаптации обучающегося к новым условиям, регулирует его поведение в образовательной среде и с ближайшим окружением. Организует режим дня, помогает в выполнении самостоятельной работы, выстраивает индивидуальную работу с педагогами. Тьютор является связующим звеном в организации взаимодействия и работы всех участников образовательных отношений.

6. Методист (координатор инклюзивной практики) – специалист, координирующий работу всех членов педагогического коллектива по организации инклюзии. Методист является одним из работников, организующих мероприятия по развитию инклюзивной практики и культуры в образовательной организации; координирует взаимодействие между специалистами и уточняет направления деятельности по созданию инклюзивных условий; информирует о практических, теоретических, законодательных и информационных новшествах в сфере инклюзивного образования.

7. Педагог – специалист, который осуществляет преподавательскую деятельность и является одним из основных источников передачи информации в специальной области обучения (русский язык, математика, окружающий мир и т.п.).

Все из вышеперечисленных специалистов ведут консультирование родителей и планирование деятельности по дальнейшему развитию обучающегося, выстраивают образовательный маршрут, способствующий наиболее благоприятной адаптации и социализации в общество, проводят диагностическую деятельность, на основании которой определяют слабые стороны в обучении и развитии; готовят индивидуальную программу на основе анализа и обследования обучающегося; ведут индивидуальные и групповые занятия, направленные на коррекцию, формирование и развитие необходимых умений и навыков для жизни. При отсутствии в образовательном учреждении перечисленных выше специалистов важна работа по организации сетевого взаимодействия.

В инклюзивной образовательной среде существует множество факторов, которые необходимо учитывать при вводе её в образовательную систему. Образовательная организация должна быть готова к переменам в своей деятельности. Принципиально важна система ценностного отношения сверстников друг к другу, образовательной организации – к инклюзивному образованию. Важно, чтобы система могла подстроиться под потребности обучающихся и активно применяла индивидуальный подход в отношении лиц с ОВЗ.

Индивидуализированность такой системы образования предполагает составление индивидуального образовательного маршрута, разработку адаптированной общеобразовательной программы, создание особой (инклюзивной) среды, специальных условий, которые будут соответствовать потребностям ребёнка с отклонениями в развитии.

Благодаря тому, что в настоящее время дети могут посещать образовательную организацию по месту жительства, многие явления, касающиеся адаптации, социализации, будут преодолены автоматически либо при поддержке со стороны педагогов.

Под созданием специальных условий для детей с особыми потребностями понимается анализ имеющихся отклонений с определением необходимой индивидуальной коррекционной помощи. Так как форм и видов нарушений много, то существует многообразие в вариативности предоставления специальных условий. В организации работы над инклюзивным образованием в образовательной организации учитывают следующие компоненты: организационное, материально-техническое, психолого-педагогическое, кадровое обеспечение.

В организационном обеспечении рассматриваются все условия, касающиеся нормативно-правовых актов, общего обслуживания детей (работа со специалистами, питание, медицинское обслуживание), сетевое взаимодействие, финансовая работа и материально-техническое обеспечение.

Нормативно-правовые акты должны защищать как права обучающихся с ОВЗ, так и права остальных детей. Важно, чтобы договор заключался и с родителями. В договоре необходимо предусмотреть условия в отношении всех участников образовательного процесса, права и обязанности родителей по отношению к образовательной организации, педагогов в разработке индивидуальной работы, образовательного маршрута и специальной работы, кроме того, условие о возможности изменения в индивидуальном образовательном маршруте.

Сетевое взаимодействие представляет организацию взаимодействия с другими организациями и учреждениями, которые способствуют организации помощи, консультирования и обмена опытом (психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), методические центры, ресурсные центры по развитию инклюзивного образования, образовательные организации, реализующие АООП, органы социальной защиты, здравоохранения, общественные организации). Важно закрепить и оформить такое сотрудничество соответствующими договорами. Это будет способствовать всесторонней помощи и поддержке ребёнка с отклонением.

В общем обслуживании детей необходимо учитывать особенности их развития. Медицинское обслуживание предполагает оказание помощи при соматических заболеваниях. При этом одним из главных компонентов оказания помощи является ранняя диагностика и поддержка анализаторных систем. Наличие медицинского сопровождения является одним из важных элементов в работе образовательной организации.

В организации питания присутствует и учитывается тот факт, что при разных формах нарушения специалисты рекомендуют организовывать диетическое питание. Под организацией питания также предполагается создание особых условий, в частности специально организованное место питания, необходимые приборы для детей с разными формами нарушений в развитии.

Финансовая работа проводится на основании требований, указанных в заключении ПМПК, нормативно-правовых актах, локальных актах местных органов управления. К этой сфере относится также оплата труда специалистов, которые сопровождают ребёнка.

Под организацией информационного обеспечения предполагается наличие в организации специальных информационно-технологических средств (персональные компьютеры, специальное оборудование, специальные информационные образовательные программы для детей с ОВЗ) для социализации и формирования представлений об окружающей действительности.

Материально-техническое обеспечение – компонент, который включён в работу каждой организации. Это направление подразумевает соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание условий доступа к образовательной среде (пандусы, адаптированные дверные проёмы, напольные покрытия, дверные пороги, лестницы, перила внутри и снаружи здания, специально оборудованные помещения личной гигиены, оборудованные места работы в классе, кабинеты специалистов, сенсорная комната, гардеробы), обеспечение учебно-методическими материалами (учебные пособия, специальные программы, наборы диагностических методик, интерактивные доски, мобильные комплексы для работы каждого из специалистов, специальное оборудование). При указанной организации учитываются интересы всех участников образовательного процесса, поскольку это связано с общей вовлечённостью в обучение и воспитание в инклюзивном социуме. Вопросы, касающиеся организации материально-технического обеспечения, включены в работу по Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (в редакции постановления

Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 г. № 449).

В психолого-педагогическом направлении работа нацелена на реализацию программно-методического обеспечения (индивидуальная программа развития). В федеральном государственном образовательном стандарте указано на необходимость обеспечения адаптации и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка. Важно выделить особые образовательные потребности, особенности психолого-педагогической и медицинской помощи, предоставить возможность освоить основную образовательную программу.

В кадровом обеспечении предполагается наличие компетентных специалистов в области инклюзивного, дефектологического, педагогического, психологического и медицинского образования. При этом важна квалификация специалистов и ее постоянное повышение.

В повышении квалификации важно освоение дополнительных профессиональных программ, специальных программ под индивидуальные нарушения детей (нарушения слуха, зрения, речи). Специалисты, работающие в образовательной организации, имеют соответствующий функционал.

Программно-методическое обеспечение предполагает формирование всех документации по образовательным программам: их адаптации, изменению, формированию, а также по воспитательным программам, направленным на внедрение инклюзивной культуры и предоставлению каждому обучающемуся равных условий в саморазвитии. Также должна быть библиотека, имеющая всю необходимую литературу по проблемам и развитию обучающихся с ОВЗ, внедрению инклюзивного образования и работе с нормативно-правовой документацией в этом ключе, включать в себя литературу для обучающихся с ОВЗ.

Организационно-педагогические условия являются одними из основных условий в преподавательской деятельности. Они направлены на то, чтобы каждый из обучающихся получил полное и эффективное образование. Организационно-педагогические условия включают в себя подбор методов, форм, средств в работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, адаптацию основных общеобразовательных программ или их разработку (в т.ч. разработка и создание материалов, которые необходимы в процессе освоения образовательных программ).

Помимо образовательной деятельности включается также и воспитательная деятельность, которая ориентирована на следующие направления:

– создание благоприятной социальной среды и окружения;

– формирование мотивации в обучении и общении со сверстниками;

– учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

– предоставление условий для саморазвития и самообучения, а также предоставление возможностей для творчества и представления себя социуму;

– адаптацию обучающихся с ОВЗ в среде сверстников.

Таким образом, при создании организационно-педагогических условий важен учёт индивидуальных потребностей обучающегося (воспитанника). Заключение ПМПК и составленный образовательный маршрут, в организацию работы которого включены все компоненты образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Педагогические условия полоролевого воспитания детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения

ВведениеОгромная роль дошкольного детства для формирования личности ребенка является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируют...