Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
методическая разработка

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями  воспитанников всегда остается актуальным вопросом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_semey.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Благополучность воспитательного процесса зависит от того, как складываются и формируются взаимоотношения между воспитателями и родителями. Значительная часть воспитательной работы должна быть основана одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие трудности, поставленные задачи решать вместе, чтобы не возникали разногласия, и не происходило ущемление интересов друг друга.

Результат воспитание воспитателей и родителей зависит от успешного союзничества между собой. Основой данного союза, является единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи.

Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей :

1.Родительское собрание

2.Беседа

3.Тематические консультации

5. Дневники

6. Записки

7. Постоянный стенд

8. Информационный листок

9.Доска объявлений

10.Информационная корзина

11.Газета

12.Тематические выставки

13.Визиты в группу

14. Посещение семьи

15. День открытых дверей

Затем проанализируем наиболее тщательно характеристики каждой формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.

Родительское собрание— форма деятельности людей (родителей) связанных с целью, совместного решения задач адаптации, воспитания и обучения детей, с дошкольным образовательным учреждением.

Функции:

- организация коллектива родителей,

- управление воспитательно-образовательным процессом,

- решение наиболее значимых проблем.

«Состав» родительского собрания:

- вводная часть призвана организовать родителей, создавать доброжелательную и доверительную атмосферу, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение трудностей.

- основная часть: призвана начинаться с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

- «разное»: обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал дня бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя.

Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время.

Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

Тематические консультации для родителей но своему характеру близка к беседе, служит одной из форм работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать, им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультации разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Формой проведения консультаций может стать практикум на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п.

После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Записки. Часто в детсад приводят бабушки или дедушки, старшие братья и сестры, близкие знакомые семьям. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этих записках воспитатель сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, спец ящик и др.)

Дневник. Может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения ребенком совместно с родителем.

В дневнике фиксируются поставленные задачи воспитания и обучения, и анализируется результативность работы.

С его помощью родители вовлекаются в педагогический процесс детского сада, обеспечивается обратная связь.

Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять его не реже одного раза в неделю.

Информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Должен быть коротким и легко читаемым.

Может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь, рекомендации, но выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от человека нового мышления, умения взаимодействовать с преобразованным миром, требует иного понимания своей роли в мире, новых компетенций, связанных, прежде всего с деятельностью.

Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Существующие сегодня проблемы в сфере дошкольной организации и трудности вызваны теми явлениями и процессами, которые происходят в современном мире.

Традиционное понимание дошкольной образовательной организации как присматривающего, дающего основные знания, умения и навыки, которые требуют в школах, уже вытесняются более широким взглядом на становление личности ребенка в условиях детского сада. Концептуальным ориентиром для современной системы дошкольного образования должны стать парадигма культуры, построенная на идеях целостности, любви, поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Данная деятельность раскрыта в исследованиях О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, И.С. Якиманской и др.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностного ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.  В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.

Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в философских, психоло - педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Почти параллельно шли исследования в этой области отечественными ученными – С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы рассматривали особенности и условия применения проектной деятельности и метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. [18]

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, мероприятий, работ, замысел для создания реального объекта, предмета, создания уникального продукта.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практические заданий (проектов).

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Существует типология проектов по Е. С. Евдокимовой:

По методу, доминирующему в проекте: исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико – ориентированный.

По характеру содержания проекта: ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проектировании: заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

По количеству участников проекта: индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный. [17]

Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.

Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения.

Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомесова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу возможность помочь ребенку, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия. Таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение, энтузиазм, у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Проектирование меняет роль родителей в управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями, меняет отношения в системе «дети – родитель - педагог». В проектной деятельности появляются ценные отношения в этой триаде: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности. Родители начинают видеть в педагогах своих помощников по воспитанию детей. Детский сад открывается для родителей такой стороной, которая понимает и принимает детей и родителей. Родители понимает, что дошкольная организация готова оказать необходимую поддержку родителям – партнерам, поскольку имеет необходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики и психологии.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями. Если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОО, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку благодаря реализации детско – родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников

Данная публикация  поможет работникам дошкольных учреждений при проведении работы по взаимодействию с родителями воспитанников....

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В данной статье описывается опыт работы по применению компьютерных технологий в работе с родителями,который позволяет укрепить союз «родители – педагоги», повышает уровень доверия и информироварованно...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...

Материал в помощь воспитателям ГБДОУ. Формы взаимодействия педагогов ГБДОУ с родителями воспитанников.

Информационный материал для воспитателей , о взаимодействии с родителями детского сада. Умение находить  точки соприкосновения, повышать педагогическую грамотность родителей....

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ  с родителями воспитанников»...

Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Педагогам важно убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Вед...