Педагогический проект «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Мыскова Татьяна Николаевна

Технология «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Муниципальный конкурс

«Современные системы взаимодействия образовательных учреждений и семьи»

Номинация: Методические разработки педагогических работников

(различные формы работы с семьями обучающихся и воспитанников)

Педагогический проект

 «Квест игры в реализации взаимодействия

с родителями воспитанников»

Автор-разработчик:

Мыскова Татьяна Николаевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 27»

Северск

2019

Содержание

Аннотация

3

Актуальность реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

3

Цели и задачи педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

5

Основное содержание проекта. Пути и методы достижения поставленной цели. Механизм реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

6

Распространение информации о проекте

7

Партнеры реализации проекта

7

Целевая аудитория

7

Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта

7

Преимущества игровой технологии «квест-игры»

8

Сущность детского квеста. Принципы организации квестов. Виды  квестов.

8

Задания для квестов. Значение квест игр

11

Задачи квест  игр. Приёмы проведения квест игр

12

Методика организации и проведения квест игр для дошкольников.

Типология квестов

13

14

Этапы прохождения квеста

14

Примеры оформления игрового маршрута

15

Примеры заданий

16

Рекомендации по проведению и организации квест игр. Алгоритм работы над программным содержанием игры

16

Требования к сценарию квеста

17

О чём нужно помнить при подготовке квеста

17

План-график реализации этапов проекта

18

Этапы и сроки реализации проекта

18

Тематическое планирование проведения квест игр

19

Ожидаемые результаты

20

Перспективы развития проекта

20

Ресурсы для продолжения проекта

20

Используемая литература

21

Приложение

Оценка эффективности взаимодействия МБДОУ и семьи в рамках реализации проекта

Педагогический проект

 «Квест  игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

Аннотация

Одним из ведущих видов детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. В связи требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании изменился подход в организации образовательной деятельности дошкольников. ФГОС также делает акцент на расширение взаимодействия с родителями и активное вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ. Учитывая предъявляемые требования ФГОС, было принято решение апробации игровой технологии «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Актуальность

реализации педагогического проекта «Квест игры

в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

В связи с социальными изменениями в обществе, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми.  Данный педагогический проект призван вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой ребёнок взрослеет.

Главное, что может сделать взрослый – это научить ребенка играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самовыражения и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию. Квесты - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Преимущество квестов заключается в том, что  их можно организовать в любой тематической направленности.

Но самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья, родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ.

Квест игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Цели и задачи педагогического проекта

 «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

В настоящее время направление квест игра набирает всё большую популярность. Квест -это увлекательная «живая» игра. Она  пришла к нам из компьютерных игр. Современного ребенка с самого детства окружают компьютеры, игровые приставки, электронные игрушки. Их сложно чем- либо удивить. И педагог, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать квест  игру

Уже давно доказано, что в игре ребенок не только познает мир, но и, самопроявляет себя и саморазвивается. Как известно, образовательный процесс детьми часто воспринимается, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Чтобы заинтересовать детей, и было предложено использовать квест  игру, в которой одновременно совмещены и элементы обучения и отдыха. Обучение происходит как бы незаметно, ненавязчиво, и при решении поставленных игровых задач узнается много нового.

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять «живые» квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.  

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Основное содержание проекта. Пути и методы достижения поставленной цели

Механизм реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

Задачи

Основные мероприятия

Ожидаемый результат

Определение направлений и содержания работы по реализации взаимодействия с родителями воспитанников

Изучение и анализ специальной литературы, педагогического опыта  по проблеме проекта.

Основное содержание проекта. План реализации проекта.

Разработка модели реализации  педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»

Интеграция адаптированной образовательной программы МБДОУ с содержанием педагогического проекта.
Выбор контрольно-измерительных материалов для определения эффективности реализации проекта.
Утверждение инструментария диагностики эффективности реализации педагогического проекта.
Разработка методических рекомендаций.

Разработка тематического планирования.
Комплект материалов по диагностике результативности.
Комплект методических рекомендаций.

Практически проверить эффективность использования квест игр в повышении эффективности взаимодействия с родителями

Проведение стартовой диагностики.
Реализация проекта.

Корректировка плана реализации проекта.
Итоговая диагностика.
Анализ  полученных данных.

Определение стартовых результатов.
Определение эффективности реализации проекта на заключительном этапе.
Оформление методических рекомендаций по теме проекта.

Распространение информации о проекте

- публикации на личном  сайте воспитателя;

- выступление и презентация проекта на заседании Педагогического совета МБДОУ;
- выступление на заседании методического объединения воспитателей МБДОУ;
- выступление на заседании городского методического объединения воспитателей ДОУ;

- выступление и презентация проекта на родительском собрании МБДОУ;
- публикации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 27»;

- публикации в сборниках материалов педагогических конференций, семинаров и т.п.

Партнеры

МБУ ДО «Центр «Поиск» (г. Северск, ул. Крупской, д.16а)

МБУ «Центральная детская библиотека» (г. Северск, ул. 40 лет Октября,15)

Северский театр для детей и юношества (г. Северск, пр. Коммунистический, 48)

МУ «Музей г. Северска» (г. Северск, пр-т Коммунистический, 117а)

Целевая аудитория

Принципы отбора участников проекта: добровольность, активность, ответственность, заинтересованность.

Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители) воспитанников группы № 2 МБДОУ «Детский сад № 27».

Предполагаемое количество участников проекта: 15 воспитанников, 30 родителей воспитанников, 20 бабушек и дедушек.

Возраст участников проекта: от 5 до 70 лет

Социальный статус участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, бабушки и дедушки (пенсионеры).

Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта

Целью в реализации проекта было применение возможностей квест игр для вовлечения родителей в образовательную деятельность. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы выделить из родительской группы энергичных родителей, которые станут активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу старались опираться в подготовке различных мероприятий, как с детьми, так и с родителями.

Вместе работая над проектом, педагоги, родители и дети образовали детско-взрослое сообщество, которое предполагало партнерскую позицию взрослого.

Совместный проект помог сплотить коллектив родителей, дал возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод. 

Данный проект, с одной стороны, направлен на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дал возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Проект расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помог выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.  

 

 

Преимущества игровой технологии «квест игры»

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности  ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

 С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:

 реализовать проектную и игровую деятельность,

 познакомить с новой информацией,

закрепить имеющиеся знания,

отработать на практике умения детей.

Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Роль педагога-наставника в квест игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: 

образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Сущность детского квеста

Детские игры квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.

Принципы организации квестов

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);

- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

При разработке и проведении квестов важно учитывать следующие  принципы:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Виды  квестов

1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но тем не менее неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Задания для квестов

Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

- загадки;

 -ребусы;

- игры «Найди отличия»,

- «Что лишнее?»;

- пазлы;

- творческие задания;

- игры с песком;

- лабиринты;

- спортивные эстафеты.

Обучение в форме игры - замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. 

Квест - это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное - искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.


Значение квест игр

- обучают умению планирования и прогнозирования;

-закладывают основы самоанализа;

-воспитывают навыки коллективного сотрудничества;

-развивают волевые качества и целеустремлённость;

-создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;

- способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест  игр

- активизировать интерес к познанию окружающего мира;

- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

-создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

-воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

-способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

-стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

- социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);  

-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

-театрально-музыкальной;

-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Приёмы реализации квест игр

 С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:  

-дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;

- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);

-интеллектуальные викторины;

-задания творческого характера;

-загадки, кроссворды, ребусы;

-конструирование, моделирование;

-экспериментирование.

Методика организации и проведения квест игр для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

 20–25 минут для младших дошкольников;

 25–30 минут для воспитанников средней группы;

 30–35 минут для старших дошкольников.

Типология квестов

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые - круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д.

 Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста - команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог - вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

Организационная часть квеста также включает:

- распределение детей на команды;

- знакомство с правилами;

- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Экспозиция - прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

Что вызвало наибольший интерес?

Что узнали нового?

 Что показалось трудным?

Довольны ли вы своими результатами?

Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута

- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.

- Карта - изображение маршрута в схематической форме.

- «Волшебный экран» - планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

- «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки. 
         
- «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:

заморозить в кубике льда;

 написать «секретное письмо» - ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

 положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;

 искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

 спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;

спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Примеры заданий

- «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.  

- «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
           
- «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

- «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

- «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

- «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.

- «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».

- «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Квесты бывают разной направленности: экологические, туристические, нравственные, познавательные и т.д.

Рекомендации по проведению и организации квест игр.

Алгоритм работы над программным содержанием игры

1. Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:

Какие задачи наиболее важны для детей?

Какие темы были бы действительно актуальными?

Что дети моей группы не знают и не умеют делать?

Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?

Какой результат хотелось бы видеть?

2. Сформулировать цели и задачи.

3. Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.

4. Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).

Требования к сценарию квеста

- первое задание не должно быть слишком сложным, его задача - заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;

-поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;

- зоны игрового маршрута не должны пересекаться;

-игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;

-целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию);

- задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.

5. Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:

-продумать методику проведения игровых испытаний;

-подготовить презентацию для вводной части;

-продумать музыкальное оформление;

-подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке квеста

-Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.

-Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

-Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.

-Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

-Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

-Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

-Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

-Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

-В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

План-график реализации этапов проекта

Этапы

Подэтапы

август

сентябрь

сентябрь

октябрь

- май

май

июнь

Подготовительный

Теоретический

Прогностический

Организационный

Основной

Практико-внедренческий

Заключительный

Обобщающий

Аналитико-прогностический

Этапы и сроки реализации проекта

Этапы

Подэтапы

Пакеты работ

Сроки выполнения

Планируемый результат

Подготовительный

Подготовительный

Теоретический

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме

август

Список литературы. Выявление условий реализации проекта,  методов, форм и средств.

Прогностический

Разработка содержания и плана реализации проекта

сентябрь

Определение цели, задач, модели реализации проекта, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности

Организационный

Разработка методического обеспечения проекта.

сентябрь

Методический инструментарий проекта.

                      Основной

Практико-внедренческий

Изучение социального статуса семей и особенностей семейного воспитания

октябрь-май

Определение стартовых результатов  мотивации родителей к взаимодействию с МБДОУ

Реализация проекта

Оформленный педагогический проект

Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка плана реализации проекта

Определение изменений во взаимоотношениях с родителями.

Мониторинг (оценка эффективности взаимодействия с родителями)

Результаты мониторинга.

                                 Заключительный

Обобщающий

Обработка данных. Соотнесение результатов с поставленной целью. Анализ полученных данных.
Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

май

Выявление эффективности реализации проекта.
Определение теоретической и практической значимости проекта.

Оформление и описание хода и результатов проекта.

Разработка рекомендаций по реализации квест игр.
Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях и педагогическом совете.

Аналитико-прогностический

Распространение результатов проекта. Перспективы реализации проекта.

Внешняя оценка результативности проекта.

Тематическое планирование проведения квест игр

Тема квеста

Сроки проведения

Сетевое взаимодействие

1

Отправляемся в поход

 август

Родители воспитанников

2

В поисках новых знаний

сентябрь

Родители воспитанников

3

В поисках бабушки и дедушки

октябрь

Родители воспитанников

4

Самая любимая мамочка моя

ноябрь

Родители воспитанников

5

Новогодний переполох

декабрь

Родители воспитанников

6

Путешествие по Центру «Поиск»

январь

МБУ ДО «Центр «Поиск» (г. Северск, ул. Крупской, д.16а)

7

Экокешинг «Спасение Земли»

февраль

Родители воспитанников

8

Секретный пакет.

февраль

Родители воспитанников

9

Поиски Масленицы.

март

Родители воспитанников

10

Закулисье

апрель

Северский театр для детей и юношества (г. Северск, пр. Коммунистический, 48)

11

Сказочные помощники

апрель

МБУ «Центральная детская библиотека» (г. Северск, ул. 40 лет Октября,15)

12

Пройдем дорогами войны

май

МУ «Музей г. Северска» (г. Северск, пр-т Коммунистический, 117а)

13

Все профессии нужны – все профессии важны.

июнь

Родители воспитанников

14

Ребятам о зверятах

июль

Северский зоопарк

15

Заседание родительского клуба (гостиная) по итогам реализации проекта

май

Родители воспитанников, администрация МБДОУ

Ожидаемые результаты

Социальный эффект: расширение взаимодействия с родителями воспитанников, расширение сетевого взаимодействия с внешними партнерами, вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.

Результаты-продукты: видеофильмы, методические разработки, сценарии квестов, педагогический проект.

Результаты-эффекты: положительные психологические изменения во взаимоотношениях с родителями, повышение педагогической грамотности родителей, повышение культурного уровня всех участников проекта.

Перспективы развития проекта

Продолжение реализации проекта с расширением и развитием тематического содержания.

Усиление интерактивности в формах реализации проекта.

Расширение территории проведения квест игр.

Увеличение количества участников квест игр.

Ресурсы для продолжения проекта

Заинтересованность участников проекта в продолжении работы.

Наличие новых идей реализации проекта.

Методическая поддержка организаторов квест игр со стороны администрации МБДОУ.

Управленческие решения администрации МБДОУ с целью совершенствования системы стимулирования педагогической деятельности, направленной на развитие профессиональной компетентности

Используемая литература

1. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ». «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

4. Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.

5. Николаева Н.В. Образовательный квест – проект как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся// Вопросы Интернет – образования, 2002, № 7.

6. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

8. Сокол И.Н. Классификация квестов // - 2014. - Вып. №6 (09). – С.138-140

9. Шеина Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.

10. Щелина Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С.146-149

Интернет-источники:

  1. https://www.maam.ru  Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр.

  2. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kvest-v-detskom-sadu.html Как провести квест-игру в   детском саду

Приложение

Оценка эффективности взаимодействия МБДОУ и семьи

(оценка подготовлена заместителем заведующего по ВМР Автуховой Р.В.)

В данном педагогическом проекте представлен опыт работы педагогов группы № 2 компенсирующей направленности по разработке различных содержательных вариантов взаимодействия МБДОУ и семьи  как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.

Приоритетным направлением работы МБДОУ является коррекция нарушений речевого развития детей. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия мы считаем основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь детям с речевой патологией.

Целью работы по обеспечению взаимодействия с семьями воспитанников является создание условий для формирования активной позиции каждого родителя как участника коррекционно-образовательного процесса, интеграции и социализации ребенка; создание благоприятного психо-эмоционального климата в семьях детей с особенностями в развитии, положительных установок в сознании родителей.

В ходе реализации педагогического проекта  «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»  решены задачи:

  • Установлен контакт с родителями детей, посещающих группу компенсирующей направленности.
  • Выявлены образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Разработана и апробирована система мероприятий активизации взаимодействия с родителями средствами квест игр.

     Работа  строилась в соответствии с планом.Одним из направлений реализации поставленной цели было внедрение новой формы работы с семьями детей – реализация технологии квест игры.

      Одним из важных условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 27» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

При апробации квест игр в условиях группы компенсирующей направленности был проведен мониторинг эффективности взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников, в котором участвовали родители воспитанников группы № 2 и педагоги группы.

Были определены основные направления взаимодействия с родителями:

- выявление особенностей семей воспитанников и семейного воспитания;

- выделение областей особого внимания;

- совместное планирование работы;

- выполнение плана действий:

- наблюдение педагогов за детско-родительскими отношениями;

- оценка полученных результатов,  оценка эффективности процесса взаимодействия с родителями в ходе проекта.

В начале учебного года администрация МБДОУ выявила степень готовности  воспитателей и специалиста, работающих на группе, к взаимодействию с родителями и уровень компетентности в данном направлении деятельности. В то же время педагоги провели самооценку профессиональной деятельности. Затем для преодоления субъективности оценки были соотнесены результаты самодиагностики педагога и его оценки заместителем заведующего по ВМР и старшим воспитателем. Для объективности оценки  учитывалось мнение родителей.

Мониторинг проведен поэтапно:

1 этап мониторинга - первичный мониторинг, он был направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей.

2 этап мониторинга – промежуточный, он позволил оценить представления и умения родителей в конкретных областях, определил выбор квестов, при корректировке были внесены изменения в содержание процесса взаимодействия с родителями. Промежуточный мониторинг проводился и как дополнительный с теми семьями, дети которых проявляли сложности в развитии.

3 этап - итоговый мониторинг, который помог определить эффективность проделанной работы, оценить удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, поставить задачи на будущее.

Процедура мониторинга позволила педагогам оценить степень заинтересованности родителей и их стремление активно участвовать в образовательном процессе МБДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами.

В результате были выделены группы родителей: активные родители, ситуативно-активные, равнодушные.Изучение особенностей семей позволило спланировать индивидуальную работу с разными группами родителей.

Заинтересованные родители активно участвовали в деятельности МБДОУ, группы, вносили свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигали идеи, оказывали существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывали совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвовали. Эта группа составила 53%.

Ситуативно-активные родители были социально активны, по просьбе педагогов приходили на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение могло резко меняться. В связи с этим возникали определенные трудности во взаимодействии. Эта группа составила 27%.

Равнодушные родители – не чувствующие ответственности за воспитание детей, не занимающиеся организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвующие в деятельности МБДОУ, группы, не выполняющие отдельные поручения – отмечена тенденция уменьшения их количества от 20% в начале года и их отсутствие в конце года.

Эффективность проводимой работы с семьями воспитанников определена  активностью педагогического персонала группы, которые не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьиобразовании родителей и т.д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.

В начале учебного года крайне важно было выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Одна из трудностей заключалась недостаточности у педагогов необходимых знаний и навыков в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, средний коммуникативный уровень. Поэтому педагоги определили для себя содержание работы по самообразованию и прошли дистанционное обучение по дополнительной профессиональной программе  «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО» в НОЧУ ОДПО   «Актион-МЦФЭР» (г.Москва) в объеме 120 часов.

 В качестве критериев эффективного включения семей в образовательное пространство МБДОУ были взяты следующие:

1. Изменение уровня компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

2. Оптимизация условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство МБДОУ.

3. Рост уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МБДОУ.

4. Повышение эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как

5. Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия МБДОУ с семьями разных категорий.

Для анализа данного вопроса было сделано следующее:

1) проведен в МБДОУ социологический срез для получения данных о семьях;

2) изучен уровень педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) изучена эффективность использования разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;

4) изучены запросы, нужды, интересы родителей;

5) выявлен лучший опыт семейного воспитания;

6) изучены мнения родителей о работе МБДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки был определен уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг через анкетирование. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.

Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки.

       Были использованы индивидуальные листы оценки успешности реализации взаимодействия с родителями в ходе реализации педагогического проекта (таблица 1 Приложения), затем подготовлен сводный отчет по всем полученным данным и составлена обобщающая таблица (таблица 2 Приложения). 

Вывод: Результаты, полученные в ходе реализации педагогического проекта, свидетельствуют о том, что используемая игровая технология ксест игр действительно способствовала повышению эффективности взаимодействия МБДОУ с родителями воспитанников.

Таблица 1

Оценка успешности реализации взаимодействия

с родителями в ходе реализации педагогического проекта

(для индивидуального опроса участников проекта)

Критерии

оценки

Оценка по шкале от 1 до 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Охрана и укрепление здоровья детей

Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений

Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений

Коммуникативная роль взаимоотношений

Профессиональное самосовершенствование

Педагогическая компетентность родителей

Таблица 2

Результаты успешности реализации взаимодействия

с родителями в ходе реализации педагогического проекта

ФИО

педагога

Охрана и укрепление здоровья детей

Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений

Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений

Коммуникативная роль взаимоотношений

Профессиональное самосовершенствование

Педагогическая компетентность родителей

Средний результат

Мыскова Татьяна Николаевна

10

10

9

9

9

8

9,2

Попадейкина Людмила Александровна

10

10

9

9

9

8

9,2

Соколова Светлана Анатольевна

10

10

8

8

8

8

8,7

Средний результат

10

10

8,7

8,7

8,7

8

9

Оценка успешности реализации взаимодействия

с родителями в ходе реализации педагогического проекта

(сводные данные по итогам опроса участников проекта)

Критерии

оценки

Оценка по шкале от 1 до 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Охрана и укрепление здоровья детей

Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений

Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений

Коммуникативная роль взаимоотношений

Профессиональное самосовершенствование

Педагогическая компетентность родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...

Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в рамках введения и реализации ФГОС ДО»

Активизация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребенка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО; Оптимизация системы взаимодействия с семьей через исп...

Обобщение собственного педагогического опыта: Мастер -класс "Организация взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду"

Формирование представлений у родителей о значимости детско – родительских отношений....

Проект "Квест -современная игра" в ДОУ

Проект "Квест -современная игра"...

Педагогический опыт: «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ

План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:«Народные игры –путь к здоровью»...

Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»

Вовлечение  родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....

Педагогический проект «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» во второй группе раннего развития № 8 «Звездочки»

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностн...