Информационная образовательная среда в ДОУ: подходы и проблемы организации
статья

Сырникова Жанна Владимировна

Основные причины отсутствия глобальных теоретических и методологических исследований информационной образовательной среды в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_ios_2.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ: ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Сырникова Жанна Владимировна

г. Челябинск

В начале третьего тысячелетия правительство РФ наметило план информатизации российского образования, включающий в себя основные направления работы по обеспечению задач его модернизации. В частности, осуществление мер по включению образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные сети, создание электронных библиотек, формирование телекоммуникационной инфраструктуры для работы образовательных учреждений, создание информационных образовательных ресурсов.  

Об этом свидетельствуют «Концепция развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», «Концепции создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ», приказ Минобразования России «Об упорядочении структуры региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий в сфере образования и науки», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Программа модернизации педагогического образования»,  распоряжение Правительства РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» и другие.

Информатизация образовательной сферы невозможна без создания информационно-образовательных сред (ИОС), которые в свою очередь должны предоставлять возможность для самореализации интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами. Поэтому, в современных условиях, формирование и развитие собственной  информационной образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является одной из основных стратегических задач каждого образовательного учреждения для адаптации к быстро меняющимся внешним условиям. Такая среда должна служить фундаментом для организации современного образовательного процесса.

В различных источниках по-разному трактуется понятие информационно-образовательной среды.

В широком смысле, это — подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций, которая выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности;

В дидактике — система влияний и условий формирования личности, а так же возможной для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В концепции создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ информационная образовательная среда понимается как программно-телекоммуникационная система, направленная на ведение учебного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающая его информационную поддержку.

Растущее в последнее время число исследований, проводимых в области информатики, педагогики, социологии, культурологии и т.д., разработка  теоретических, организационно-методических, исторических, технологических аспектов не дает окончательного ответа на основополагающие вопросы самого понятия «информационная образовательная среда», его содержания, структуру, особенностей ее формирования и развития.

В.В. Малиатаки объясняет это как неоднородностью теоретических и практических разработок в данной области, так и стремительной динамикой информатизации образования, определяющей постоянное смещение акцентов в понимании ИОС, нередко приводящее к изменениям понятий о ее составе и содержании.

За последние годы проведено и опубликовано достаточно трудов по теме исследования информационной образовательной среды.  Правительством России реализуются программы и проекты информатизации образования, которые, в основном, касаются области школьного и высшего образования. Однако процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно.

Многие аспекты теории создания информационной образовательной среды получили развитие в работах разных исследователей. Проблемами создания ИОС, его содержанием, структурой, особенностями ее формирования и развития в разное время занимались М.И. Башмаков, Ю. С. Брановский, П. В. Веденеев, С.Г. Григорьев, Р. Ю. Гурниковская, О. А. Ильченко, В. А. Козырев, А.А. Кузнецов, Е. В. Мельникова, В. П. Мозолин, С.В.Панюкова, С.Н. Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В. И. Солдаткин А.П. Тряпицына и другие.

Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Тем не менее, во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и преподаватели. Объектами — средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты — это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности — мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т.д.

Существуют и другие (функциональные) подходы к определению содержания компонентов образовательной среды (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт и др.), когда выделяются: субъекты среды, источники учебной информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также наполнение (учебное и методическое содержание) образовательной среды.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, называют информационно-коммуникационной образовательной средой (ИКОС).

Некоторыми практическими вопросами создания информационной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях занимались З.И. Береснева, С.С. Прищепа, Н.В. Храмцова, И.Ю. Чепцова и др. Современные исследователи работают в рамках создания и развития отдельных компонентов ИОС: внедряют в деятельность ДОУ информационно-коммуникативные технологии, информационно-аналитическое обеспечение, решают проблемы оптимизации потока информации и оптимального использования каналов его поступления.

Однако эта деятельность зачастую сводится к решению технических проблем взаимоувязывания отдельных средств и технологий информатизации, но не решает вопросы унификации содержания и методов, характеризующих использование средств ИКТ. Так же в ДОУ отмечается очевидное отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и дублируют одну и ту же информацию.

В то же время, исследований и рекомендаций, касающихся особенностей содержания, структуры, создания и развития ИОС конкретно в дошкольных образовательных учреждениях ничтожно мало.

Проведенный анализ исследований и опыт управления информационной образовательной средой ДОУ позволили выделить противоречия между потребностью государства и общества в информатизации дошкольного образования и отсутствием программ и проектов, нацеленных на создание ИОС в ДОУ и его управлении; необходимостью управлять ИОС в дошкольном учреждении и отсутствием знаний о создании влияющих на повышение качества образовательного процесса условий при организации информационного пространства и информационной образовательной среды; внедрением информационных компьютерных технологий в управление ДОУ и отсутствием системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения.

На наш взгляд пробелы в исследовании ИОС в дошкольных образовательных учреждениях связаны с несколькими причинами.

Во-первых, небольшой состав педагогического коллектива (по сравнению со школой или ВУЗом), основной часть которого являются воспитатели групп, а не специалисты-предметники, способные разносторонне обогатить информационную составляющую среды, является слишком малой выборкой для масштабных исследований, заставляет исследователей придерживаться узких рамок возможностей исследуемого коллектива.

Во-вторых, организация рабочих мест педагогов оргтехникой и приобретение программного обеспечения требует больших финансовых затрат, которых не достаточно из-за малых вливаний бюджетных и внебюджетных средств в ДОУ.

В-третьих, необходимо, устанавливая любую технику в помещении с детьми, предусмотреть возможный наносимый вред жизни и здоровью воспитанников и предотвратить его появление.

Кроме того, вынужденная многочисленность детей в группах ведет к увеличению количества детской мебели (столы, стулья, кровати), что не позволяет педагогам выделять дополнительное свободное пространство для размещения оборудования. Таким образом, педагоги ДОУ имеют возможность пользоваться необходимыми в информационной образовательной среде средствами ИКТ только в специально отведенном месте — в методическом кабинете, компьютерном классе (при его наличии), в специально отведенное время — во время отдыха детей или до (после) работы.

В-четвертых, возраст воспитанников ДОУ существенно отличается от возраста учащихся и студентов, что не позволяет им самостоятельно пользоваться средствами ИКТ для обучения, самообразования, поиска информации в социально-коммуникационых сетях и т.д., вследствие чего дошкольники не могут быть активными пользователями образовательных ресурсов ДОУ.

В-пятых, в последние годы, по наблюдениям педагогов, у большей части родителей воспитанников наблюдается некоторая отстраненность от проблем дошкольного учреждения, и, напротив, заинтересованность только в их будущем, школьном образовании, что зачастую ведет к пробелам в общении с педагогами, малую информированность посредством общения через сайт (блог) ДОУ.

Выше перечисленное на наш взгляд, и является основными причинами отсутствия глобальных теоретических и методологических исследований информационной образовательной среды в дошкольном образовании (программ, проектов, технологий, рекомендаций по созданию и развитию ИОС).

Таким образом, современные средства информатизации, используемые в рамках ДОУ, требуют принципиально особых методических и технологических подходов, отличных от используемых в школьном и высшем образовании. Необходима разработка проекта, модели объединения информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности ДОУ, в одну унифицированную систему, которая должна быть дополнена общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями. Подобная система призвана объединить все службы в структуре дошкольного учреждения таким образом, чтобы их взаимодействие обеспечивало эффективное управление качеством образовательного процесса ДОУ, систематическое разноплановое образование и самообразование сотрудников, разностороннее развитие воспитанников.

 Роль подобной системы дошкольного образовательного учреждения и должна выполнять правильно спланированная и организованная информационная образовательная среда.

Библиографический список

1. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] // —  http://revolution.allbest.ru.

2. Малиатаки, В.В., Информационная образовательная среда: исторический аспект / Известия Российского государственного педагогического университета им. А,И. Герцена. Аспирантские тетради. – № 38. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3. Педагогика в современных информационно-образовательных средах [Электронный ресурс] // – http://academy.odoportal.ru.

4. Скрипников, А.Н. Информатизация процесса образования [Текст] / Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы // Научно-методический сборник статей. – Челябинск:  Изд-во ИИУМЦ «Образование». – 2009. – № 1 (15). – С.26–32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нача...

«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».

Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разно...

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлен анализ особенностей создания и функционирования информационной среды в дошкольной образовательной организации;рассматривается содержание понятий «информатизация дошко...

Использование проектного подхода в создании информационной образовательной среды в ДОУ

Информационно-образовательная среда  - сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых — информационный — выделяется как базовый...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...