Творческие задания для выразительности речи
методическая разработка (младшая группа)

Жбанова Алена Валерьевна

"Творческие задания для выразительности речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadaniya_dlya_vyrazitelnosti_rechi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

        

Выступление на семинаре по теме «Творческие задания для выразительности речи»

                                                                                      Подготовил: воспитатель

                                                                                       Баринова А.В.

                                                                                     

г.о. Саранск, 2019

Баринова Алена Валерьевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №98»

 «Творческие задания для выразительности речи»

Цель:  Активизировать и разнообразить работу педагогов по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.  

Задачи:

  • познакомить с методами и приёмами развития выразительности речи;
  • упражнять в практическом умении говорить выразительно;
  • учить творчески применять полученные знания в процессе игр, занятий и развлечений с детьми разного возраста.

I. Теоретический материал:

Актуальность: В содержание звуковой культуры речи входят не только правильное произношение, открытая артикуляция, но и общие речевые навыки: хорошее речевое дыхание; умение подавать тихий и громкий голос, более низкий и более высокий; правильный (чаще неторопливый) темп и ритм речи; дикция, интонация; способность соблюдать ритмическую паузу. Правильные речевые навыки являются базой, на которой основывается развитие звукопроизношения.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

 Научить ребёнка говорить выразительно может только тот, кто сам владеет выразительной речью. Для педагога выразительная речь - это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительной речи, отвечающей требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог дает детям образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительную речь и чтение, он «влюбляется» в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов:

- мелодики (повышение и понижение голоса)

- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

II. Практический материал:

Постичь искусство выразительного говорения можно разными методами и приемами.  Сегодня мы вспомним наиболее универсальные из них. Овладение ими позволит воспитателю воздействовать на речевое развитие дошкольника, так как слух и внимание детской аудитории мобилизуются не столько громкостью голоса, сколько содержательностью и смысловой наполненностью речи.

Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным.

Игры на развитие дыхания совмещаются с длительным правильным произношением гласных звуков и согласных С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Л. Основным видом деятельности в этом направлении являются игры со звукопоражаниями: ууу – «гудит корабль» (поезд) или «Воет волк»;   ыыыы- «Сердитый волк, скалит зубы» ссс — «Водичка течёт»  или спускается колесо;  ззз— «Комар» и др.

Воспитанию правильного дыхания способствуют пение песен, декламация стихов под шаги.

Упражнения на регулирование силы голоса

Основной инструмент воспитателя - голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. Для  выразительности речи  необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи.

• Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) и показа ее значимости можно использовать такой прием, как "рассказ проблемной истории": "Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: "Почему вы мне ничего не ответили?" Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали!" - "Ну хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?" - "Да, конечно!" - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?" Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

• Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения (например, игры "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанчик").

  • Громкость. 

 У маленьких детей голосообразующий аппарат еще не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос, оберегать малыша от напряжения, форсирования голоса, длительных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребенок разговаривает слишком громко, кричит.

Учите ребенка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью:

-Как воет ветер тихо? (у-у-у). А громко? (У-У-У).

-Маленький волчонок рычит: ы-ы- ы, а большой волк: Ы-Ы- Ы.

-Скажи тихо, чтобы никого не разбудить: Доброе утро!

-Скажи, чтобы тебя все услышали: ДОБРОЕ УТРО!

Упражнения по работе над дикцией

При выразительной речи и чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное вы-деление гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием речи или литературного произведения.

Упражнения на развитие речевого слуха

Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику - значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.

При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Игры на развитие выразительной речи:

1. «Животные и их детёныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и телёнок».

2. «Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр-карр, тр-тр-тр).

3.  «Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребёнка; слоги: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО; слова: ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

4. «Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса.

Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает:        «Кто в домике живёт?».

 Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

5. «Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук-тук-тук, ту-ту-ту, у-у-у.

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики всё тук, да тук, да тук.

6. «Угадай, кто пришёл» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребёнок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например:

«Долго шёл я, устал, хочу мёду» (медведь — «толстым» голосом).

7. «Оркестр» — отработка голоса и ритма.

Трубачи: ру-ру-ру — грубый голос; скрипачи: ри-ри-ри — более тонкий голос; ударники: ра-ра-ра — отрывистый ритм.

8. «Котёнок» (и другие детёныши). Котёнок ищет свою маму, но не знает, как позвать её: щенок советует полаять, телёнок — помычать, но котёнок так не умеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Если после таких занятий и игр ребёнок при чтении стихотворения будет изменять силу и высоту голоса, темп речи, выделять наиболее важные по смыслу слова, делать остановки в конце каждой строки, и всё это с открытой артикуляцией, а не сквозь зубы, т. е. с чётким произношением и артикулированием гласных звуков, тогда можно сказать, что его воспитатели  и родители полностью владеют средствами выразительности речи и смогли этому научить ребёнка.

Используемая литература:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.

Интернет источники: 

http://logoportal.ru/formirovanie-intonatsionnoy-vyirazitelnosti-rechi-u-doshkolnikov-s-dizartriey/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности и выразительности речи, творческой речевой активности средствами театрализованной деятельности

Одной из основных задач работы с детьми, выбрана театрализованная деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных ч...

Игры и творческие задания для развития речи детей с ОНР

Игры и творческие задания помогут развивать у детей словарный запас, грамматический строй речи, психические процессы и связную речь....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...

Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле ...

Консультация для родителей: "Творческие задания для развития речи дошкольников".

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте  предложить им помещённые ниже творческие задания....

Упражнения и творческие задания для развития речи

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют ...

Мастер класс На тему: «Игра и творческие задания по развитию речи».

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса...