Программа наставничества структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 уч.годы
учебно-методический материал

Мокеева Мариана Борисовна

Программа наставничества структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 уч.годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_nasha.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад», государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Программа наставничества

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

на 2016 – 2019 уч.годы.

        п.г.т. Балашейка

Содержание:

Пояснительная записка                                                                         3

Цель и задачи программы                                                                         4

Реализация программы                                                                         5

План работы с молодым специалистом на 2016 – 2019 уч. годы                            8

                                                                

Пояснительная записка

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации системы образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

  1. Активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть педагогом дошкольного образования
  2. Организация внутрисадовской методической работы с молодым специалистом.
  3. Организация наставничества по различным направлениям с молодым специалистом.
  4.  Ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  5.  Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ДОО и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

Этапы становления молодого специалиста включают:

І этап – Адаптационный. На первом этапе проходит адаптация молодого педагога, просмотр открытых занятий у опытных педагогов, знакомство с передовым педагогическим опытом в ознакомлении с новыми образовательными технологиями;

ІІ этап – Стабилизационный. Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, применение новых образовательных технологий на практике, завоевание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог продолжает изучать опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО, повышает свое профессиональное мастерство, проходит курсы повышения квалификации т. д.

ІІІ этап – Самосовершенствования. Складывается система работы, имеются собственные разработки, педагог внедряет в свою работу новые технологии, происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Параметры

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  • профессиональное самоопределение,
  • творческая самореализация,
  • проектирование профессиональной карьеры,
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность,
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Программа наставничества ДОО направлена на становление молодого специалиста и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств профессионала. Именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество

социализация

Появление новых качеств личности

Реализация программы

Основной подход в оказании помощи молодым специалистам – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении воспитателей являются первый, второй годы работы в ДОО.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии воспитанников, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет затруднения в его умениях и навыках, чтобы выработать план совместной работы.

2 этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует план работы с молодым специалистом, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу ДОО, воспитанникам и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста с ДОО;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу дошкольного образования, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непрерывной образовательной деятельности, режимных процессов, специфических видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения НОД, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ДОО, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически информировать старшего воспитателя  о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед педагогом-наставником и методистом.

План работы на 2016 – 2019 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательного процесса.

Задачи: создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; развить потребности и мотивации в непрерывном самообразовании через следующее:

  • Изучение нормативно-правовой базы
  • Организацию  учебно - воспитательного  процесса в детском саду
  • Ведение  документации дошкольного учреждения
  • Формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем
  • Механизм использования дидактического, наглядного и других материалов
  • Разработки календарного - тематического планирования
  • Структура непосредственной образовательной деятельности, задачи и цели
  • Общие вопросы методики организации работы с родителями
  • Выбор методической темы для самообразования
  • Подготовка к аттестации на первую квалификационную категорию

Мероприятия

Сроки

1.

 Анкета «Почему я выбрала профессию – воспитатель»

Изучение нормативно-правовой базы:

Ознакомление с:

 - Федеральным законом «Об образовании».

 - Федеральным законом «Об основных гарантиях    прав ребёнка Российской Федерации».

 - Конвенцией ООН о правах ребёнка.  

 Тематические консультации:                                        

1. Консультация на тему: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»                      

2. Консультация на тему: «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка».

  Деловая игра на тему:                                              

 1. «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

 2. «Знаем ли мы права детей?»        

Сентябрь – октябрь  2016г.

2.

Изучение нормативно-правовой базы:

Ознакомление с:                                                                       - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОО.                                                                    

- Уставом ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка  

Консультация на тему: «СаНПиН для воспитателя»

Деловая игра: «Ребёнок и его здоровье»

Анкета «Для молодого воспитателя».

Ноябрь – декабрь 2016г.

3.

 Изучение нормативно-правовой базы:

Ознакомление с:      

Федеральными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы реализации ФГОС ДО

Консультация на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС дошкольного образования»

Деловая игра: «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС ДО».

Анкета «Реализация ФГОС ДО»

Январь -     февраль 2017г.

4.

Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.

- Изучение программы учреждения

- Изучение задач и целей годового плана

- Структура перспективного планирования

- Структура календарного планирования

 - Структура комплексно - тематического планирования

 - Инструктаж по организации работы с родителями и ведение  документации

Итоговое задание для стажёра, разработать семинар – практикум на тему: «Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО».

Заполнение контрольно – оценочной таблицы усвоения знаний на тему: «Семья, документы, педагогические технологии, ИКТ, СаНПиН, ФГОС, охрана труда».  

Март – апрель – май  2017г.

5.

Анкета на выявление трудностей.

Консультация на тему: «Самообразование как одна из форм успешной работы молодого педагога»  

Корректировка методической темы самообразования:

- Выбор темы и направление работы

-  Подборка методической литературы

-  Собеседование по изученной методической литературе 

Цикл взаимопосещений  режимных моментов:

- Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы                            

  - соблюдение структуры дневной прогулки                

 -организация детской деятельности во второй половине дня

Сентябрь – октябрь 2018г.

 

 

 

6.

 Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.

Совместная подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. Публикация в социальной сети работников образования (nsportal.ru) учебно-методических материалов по образовательной работе с детьми.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие стажёра в подготовке материала для родителей.

Деловая игра: Семейное воспитание»

Организация подготовки детей к праздникам и педагогическая позиция при проведении праздников в ДОО.

Самостоятельное составление сценария новогоднего утренника.

Ноябрь – декабрь 2018г.

7

Психологический практикум «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации воспитательно-образовательного процесса»

Тренинг:

-  Организация  и обеспечение режимных моментов во время пребывания ребенка в ДОУ                                                               - Организация и проведение прогулки (все составляющие части)                                                                                                                - Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время                                                                            - Организация воспитателем самостоятельной игровой деятельности детей

Цикл взаимопосещений  НОД по всем образовательным областям.

Подготовка и проведение открытого показа НОД на внутриучрежденческом уровне

Январь – февраль 2019

8.

Консультация на тему: «Подготовка и проведение открытого показа НОД на окружном уровне»

Консультация на тему: « Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников»

Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников.

Практикум по решению педагогических ситуаций.  Имидж педагога. Педагогическая этика, культура поведения. 

Выявление профессиональных затруднений и совместное  определение путей их устранения.

Анкета: «Выявление трудностей в организации воспитательно – образовательного процесса в ДОО»                Заполнение контрольно – оценочной таблицы усвоения знаний на тему: «Образовательная программа ДОУ, предметно - развивающая среда, непосредственно образовательная деятельность»

Март – апрель – май 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2019 - 2020 учебный год.

Учебный план структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2019 - 2020 учебный год...

Программа наставничества структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг.

Программа наставничества структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг.т...

Дорожная карта развития молодого педагога структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг.

Дорожная карта развития молодого педагога структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг....

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю февраля)СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области. Тема недели: "Военная техника".

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю февраля) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. ...

Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р.Сызрански Самарской области на 2020 - 2021 учебный год

Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2020 - 2021 учебный...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе (шестой год жизни) по образовательной программе "Мозаика"на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области...