Педагогический совет
методическая разработка
Педагогический совет
Тема:
"Здоровьесберегающая система в ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no2_2019.docx | 739.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №2
Тема:
«Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»
Подготовила старший воспитатель
высшей квалификационной категории:
Акопян А.С.
Ессентуки, 2019
Тема:
«Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»
Цель:
Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.
Задачи:
1. Освоение на практике используемых здоровьесберегающих технологий.
2. Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
План проведения педсовета:
1. Планирование работы по физическому развитию на декабрь.
2. Анкетирование педагогов «Компетентность педагогов в вопросах
физического развития детей дошкольного возраста»
3. Актуальность проблемы физического развития детей дошкольного возраста.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
5. Воспитатель и инструктор по физической культуре, связь в единое работе.
6. Практическая часть- тренинги, игры, рекомендации.
7. Итоги педагогического совета по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Вступление
Французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века, утверждал «Здоровье дороже богатства»
Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги?
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…»
(блиц опрос педагогов)совершенно верно
Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются различные формы, технологии для физического развития дошкольников.
И сегодня мы с вами подробно разберем все виды деятельности для развития у наших детей хорошего здоровья.
- Планирование работы по физическому развитию на декабрь
1. Консультация «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы
по физическому воспитанию» - Пучкова Е.И.
2. Консультация «Новые формы работы по физическому воспитанию, укреплению здоровья и снижению заболеваемости» -Брянцев И.Н.
3. Открытые просмотры НОД по физическому развитию:
- вторая младшая группа
-средняя группа
-старшая руппа
-подготовительная к школе группа
Показывает инструктор по физ. культуре и воспитатель
4. Тематический контроль
«Определить уровень эффективности воспитательно-образовательной работы по физическому развитию детей в процессе проведения НОД»
5. Утренники- «Здравствуй Новый год».
- Анкетирование педагогов
«Компетентность педагогов в вопросах
физического развития детей дошкольного возраста»
Цель проведения данного анкетирования– выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в области- физическое развитие.
Вопросы анкеты отражают компетентность педагога:
1. Знания педагога образовательной области- физическое развитие.
2. Постановка целей и задач для физического развития.
3. Мотивация образовательной области в работе с детьми.
4. Информационная компетентность.
6. Компетенции в организации здоровьесберегающих технологий.
- Актуальность проблемы физического развития детей дошкольного возраста
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость
вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях.
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
- создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встречи с красивым и увлекательным миром.
На занятиях по физкультуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Применение нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре, если:
Создать систему интересных физкультурных занятий;
Продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;
Положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей, сложность содержания физкультурных занятий.
Работать сегодня мы будем с вами по подгруппам
Для того чтобы наше общение с вами было комфортным, я предлагаю вам провести разминку. Передавая мяч друг другу, называйте личное качество, которое будет начинаться на первую букву имени Я Светлана - светлая…
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие
- предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
5. Воспитатель и инструктор по физической культуре,
связь в единой работе
Памятка
- Все работники ДОУ отвечают за жизнь и здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и активная помощь каждого воспитателя.
- Воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию (одевание спортивной формы, спортивной обуви, своевременный приход в зал и т. д).
- Во время занятий, воспитатель вместе с инструктором по физической культуре должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления (покраснение лица, учащенное дыхание, если ребенок устал предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть.
- Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания воспитателей и инструктора по физической культуре. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
6. Практическая часть- тренинги, игры, рекомендации
Задание 1. Упражнение «Ассоциации»:
Напишите пожалуйста какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка?
Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы. (на цветных бумажках)
Общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Задание 2. «ТРИ Кита- здоровья»
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Сегодня мы попробуем определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка?
(выставляется модель «ТРИ кита»)
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое, но самое главное жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
(на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения.
Задание 3. «Ответьте на вопросы»
Ответьте пожалуйста на мои вопросы.
- Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц.
Назовите их,пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д).
- Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег)
Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!»
3. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками?
бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.),
бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную),
в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость).
Задание 4. «Виды упражнений сколиоза»
Каждой из команд предлагается задание:
1.Показать комплекс упражнений для профилактики сколиоза.
Система второго кита - дыхательная
Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) - 3-4 часа.
«Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.
Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.).
Задание 5. «Комплекс утреней гимнастики
Каждой из команд показывают комплекс утреней гимнастики.
Физминутка
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ все умеем мы считать
Раз подняться,подтянуться,
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головую три кивка
На четыре руки шире, пять руками помахать
Шесть на стулья тихо сесть.
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста!
(Ответы педагогов)
Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Задание 6. «Продолжи пословицу»
А сейчас я предлагаю Вам проверить свои знания и продолжить пословицы о здоровье. Отвечают по очереди каждая команда.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Боль без языка, а сказывается.
В добром здоровье и хворать хорошо.
Где здоровье, там и красота.
Не поддавайся, не ложись; а сляжешь — не встанешь.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Релаксация
Включается звуки лесного водопада
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Подведение итогов
Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:
- Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.)
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
- Рационально сочетать физкультурные упражнения с закаливающими процедурами
- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Участие в работе методических объединений или педагогических советов, методических советов, экспертных советов по плану работы ДОУ
Педагогические советы...
Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.
1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....