Развитие памяти у детей дошкольного возраста
статья

Потаранова Екатерина Алексеевна

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.

Дошкольники в отличие от детей школьного возраста и взрослых запоминают информацию механически. Увиденное, услышанное или тактильно ощутимое, а также знания о предметах сохраняются в памяти без применения специальных приемов запоминания или логического осмысления информации. Так происходит до тех пор, пока родители или педагоги не научат малыша управлять своей памятью. Если процесс развития основных психических функций прошел правильно, то ребенку будет намного проще во взрослой жизни.

Что такое память?

Память — одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Виды памяти

Мало кто задумывался над тем, что существует несколько видов памяти. Обычно у человека какой-то вид более развит, чем другие, и это нормально явление. Память бывает произвольной и непроизвольной. У дошкольников преобладает второй вид. Это значит, что дети 4 – 6 лет запоминают информацию механически, без каких-либо усилий. Произвольная память характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить определенную информацию. Этот вид памяти более развит у школьников и взрослых людей. В зависимости от психической активности выделяют следующие виды памяти:

• Зрительная. Если ребенок быстро запоминает лица людей, которых он видел 1 раз в жизни, то у него преобладает образная память. Или, например, малыш запомнил какой-нибудь запах или образ до самых мелких деталей, то это тоже свидетельствует о зрительной памяти. Ею могут обладать дошкольники и дети старшего возраста.

• Словесная. Если ребенок легко запоминает простые стишки и может пересказать сказку, то он обладает словесно-логическим типом запоминания. Такой кроха может запомнить разговор практически слово в слово.

• Двигательная. Если малыш быстро запоминает движения танца, который он увидел 1 раз, или прекрасно вышивает, то он обладает развитой двигательной памятью.

• Эмоциональная. Дети с этим видом памяти хорошо запоминают информацию, которая вызвала у него определенные эмоции.

Возрастные особенности развития памяти

У детей от рождения о 1 года формирует моторная память, которая выражается первыми условными рефлексами. В этом возрасте кроха запоминает движения, которые он выполняет. Лучше всего запоминаются действия, которые сопровождались определенным результатом и получили эмоциональное подкрепление.

С 1 по 2 года малыш учится узнавать родных. В этот период активно развивается нервная система, лучше усваивается информация. Ходьба и другая физическая активность обогащает опыт ребенка.

Ближе к 2 годам начинает формироваться зрительная память, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду.

С 2 до 4 лет преобладает механическое запоминание. Малыш учится мыслить логически, запоминает сложные слова. При этом у него сохраняются воспоминания из раннего детства. В этом возрасте ребенок усваивает базовые двигательные функции.

Родителям следует учитывать особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

С 4 до 6 лет доминирует непроизвольный характер запоминания.

То есть ребенок запоминает информацию независимо от желания и волевого усилия. Он запоминает материал, выполняя определенное действие. Малыш может запомнить что-то  увлекательное, интересное, на что он обратил внимание в процессе деятельности.

Методы развития памяти у дошкольников

Родители должны запомнить, что чем меньше ребенок, тем тяжелее ему что-нибудь запомнить. Это связано с тем, что его мозг устроен по-другому: он запоминает только ту информацию, которая ему нравится. Поэтому постарайтесь заинтересовать малыша. Начинать тренировать память можно после того, как ребенок произнес свои первые слова:

• Описывать увиденное, делится впечатлениями. Попросите малыша рассказать, что он видел во время прогулки, чем он занимался утром, что ел на завтрак, какими игрушками играл, что ему больше всего понравилось в этом дне. Сначала все эти перечислять будут родители, но со временем кроха подключится к диалогу.

• Пересказывать услышанное. Почаще читайте ребенку книги, а потом просите рассказать, что он запомнил, но не будьте слишком напористы.

• Заучивать стишки. Стих для развития памяти тренирует мышление, внимательность, концентрацию, развивает творческие способности и т. д. Но выбирайте для занятий простые, понятные и веселые стишки, смысл которых ребенок понимает. Чтобы ускорить запоминание, нарисуйте иллюстрации для стишков. Также можно учить веселые песенки.

• Запоминать важную информацию. Ребенок должен выучить имена близких, адрес проживания, дни рождения мамы, папы, бабушки и т. д. Чтобы закрепить знания, периодически спрашивайте у малыша эти данные.

Также можно разгадывать загадки, головоломки, ребусы.

Очень эффективны игры на развитие памяти:

• Найди игрушку (10 месяцев – 1.5 года). На глазах ребенка кладут игрушку под 1 из 2 пеленок. Малыш должен вспомнить под какой пеленкой она находится. Если он угадает, не забудьте его похвалить.

• Прятки (8 – 10 месяцев). Самый простой вариант – набросьте на лицо пленку и спросите: «Где мама?» Потом откройте лицо или дайте крохе самостоятельно стянуть платок.

Для детей старше года можно усложнить задачу – спрячьтесь на несколько секунд за кресло или спинку дивана. Ничего страшного, если кроха не сможет вас сразу найти, зато он поймет, что мама никуда не делась. Со временем он поймет суть игры.

• Чего не стало (2 года). Поставьте на стол несколько предметов. Пусть ребенок посмотрит на них 2 минуты, а потом отвернется. Тогда взрослый прячет 1 предмет, а малыш должен вспомнить, какого из них не стало.

Постепенно задание можно усложнить, убрав 2 и более предмета. Существует другой вариант этой игры – взрослый расставляет игрушки в определенном порядке, а кроха должен его запомнить.

Затем мама или папа нарушают этот порядок, а малыш должен вернуть предмет на место.

• Ящик. Развитие памяти детей 4 – 5 лет можно проводить с помощью этой простой игры. Ящик состоит из маленьких коробочек, которые ставятся попарно, а потом склеиваются. Их количество постепенно увеличивается (для старших дошколят – 12 штук). В одну из на глазах малыша взрослый прячет предмет, а потом ящик закрывают на некоторое время. Ребенок должен найти предмет.

          Эти простые упражнения для развития памяти рекомендуется проводить ежедневно по 10 минут. Так кроха не устанет от процесса и каждый день будет тренировать мозг. Развитие памяти у детей дошкольного возраста обязательно должно происходить в форме игры. Так процесс пройдет легче и не будет вызывать проблем и трудностей.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Родителям старших дошкольников нужно позаботиться о развитии долговременной памяти, чтобы ребенок хорошо учился.

       Для этого применяют следующие упражнения:

 • Сравнение нескольких предметов, нахождение схожих и отличительных особенностей. В качестве учебного материала можно использовать картинки или таблицы.

 • Ассоциации. Это приятный и простой способ развития памяти детей 6-7 лет. Начинайте играть в ассоциации со слов, позже переходите к словосочетаниям и предложениям.

 • Пересказ увиденного, услышанного, прочитанного. Ребенок с энтузиазмом перескажет вам сюжет любимого мультфильма или интересной сказки. Не забывайте расспрашивать кроху, что он делал сегодня в детском саду. Поначалу задавайте побольше наводящих вопросов, а позже кроха сам будет делиться впечатлениями после пережитого дня.

Тренировки разных видов памяти

Для развития зрительной памяти у детей 3 – 6 лет можно использовать игру под названием «Найди сам». Для этого склейте 3 – 4 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башни.

Сначала в 1 из коробков кладут мелкий предмет, например, пуговицу, а кроха должен сказать, в какую башню и какое отделение положили предмет. Потом в разные отделения одной башни прячут 2 предмета. На третьем этапе предметы кладут в разные башни, а малыш вспоминает, что где лежит.

Чтобы развить кратковременную память, ребенок открывает отделения сразу или через несколько минут. Старшие дошкольники могут открыть отделения башен только на следующий день.

Для детей очень важна тактильная память – запоминание ощущения от прикосновения к предметам с различной текстурой. Если у ребенка развит этот вид памяти, то он реже испытывает трудности во время обучения в школе. Для развития тактильной памяти можно использовать игру «Узнай предмет».

Ребенку завязывают глаза, а потом поочередно кладут в его руку разные предметы, а он должен назвать его. После того, как он угадает 3 – 10 предметов, нужно, чтобы он назвал их в той последовательности, в которой они попадали ему в руку.

Таким образом ребенок выполняет 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Затем можно поменяться местами, тогда ребенок сам показывает взрослому определенные действия, а он их воспроизводит.

Игра «Чудесные слова» тренирует слуховую память. Нужно подобрать 20 слов, которые связанные по смыслу, чтобы получились пары. Например, вилка – еда, банан – клубника, кошка – собака. Потом взрослый читает их ребенку, при этом пары нужно выделять интонацией. Через несколько минут родители повторяют только первые слова пар, а вторые должен вспомнить малыш. Так тренируется кратковременная память.

Чтобы совершенствовать долговременную память, ребенок повторяет слова через 30 минут и более.

Так происходит развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста.

Как видите, развитие памяти – это важнейший этап общего развития. Важно начинать занятия уже с раннего детства. Достаточно 10 – 15 минут в день, чтобы ваш малыш полноценно развивался. Если у родителей не хватает времени на регулярные занятия с ребенком, то на помощь придут курсы по развитию памяти для детей. Опытные педагоги подберут упражнения в соответствии с возрастом и психическими особенностями ребенка. После регулярных упражнений ваш ребенок будет демонстрировать хорошие результаты в учебе и взрослой жизни.

Методики развития памяти у детей разного возраста

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.

Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.

Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

- Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.

- Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

- Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.

- Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

- Образная. Запоминание всего, что человек видел.

- Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.

- Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.

- Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст.

Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию.

Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода.

Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее.

Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят.

Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной.

Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия.

Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей.

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Развитие памяти с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

- Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.

- Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.

- Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.

- Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.

- Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.

- Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.

- Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

- Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.

- Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.

- Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.

- Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.

- Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.

- Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.

- Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.

- Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

       Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

        Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий.

        Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....