Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как средство развития коммуникации»
статья

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть занимаемся коммуникативной деятельностью. В процессе общения человек может поделиться важными для него мыслями, чувствами, переживаниями, обретя понимание со стороны другого человека. Коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо помогать детям развивать свой социальный опыт общения. Для этого идеально подойдет театрализованная игра.

Театрализованная игра – это деятельность, насыщенная в эмоциональном отношении, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его. Желание поиграть в сказку велико. Сказка приносит радость и удовольствие. Театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителей и участия профессиональных актеров. Она способствует развитию мимики, жестов, пантомимики

В процессе театрализованной игры у детей формируется эстетическое восприятие, которое дает толчок развитию познавательной деятельности. Художественное произведение знакомит ребенка с новыми явлениями и позволяет выделять существенное в предмете, понимать художественный образ. В ходе театрализованной игры, в процессе принятия на себя роли, появляется возможность почувствовать последствия своих поступков. Поэтому создание условий для усвоения детьми новых способов взаимодействия со сверстниками, является одной из главных задач взрослого при организации театрализованной игры.

Есть множество упражнений по театрализованной игре, которые подходят детям разных возрастов. Вот некоторые из них:

1)«Театр всевозможного» - игры с предметами быта и игрушками.

Выбрать любой предмет или игрушку, рассмотреть его, определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент. Сочинить и рассказать небольшую историю о предмете. Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут предметы.

2) Творческие задания на развитие пантомимики.

- Разговор двух иностранцев, не знающих языка друг друга, с помощью жестов и мимики.

- Ситуация, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому. 

3) Этюды на развитие творческого воображения.

«Перевернутый ящик – телевизор» - дети смотрят «передачу», каждый их них рассказывает то, что видит.

- Игра «Зеркало» - парная игра, в которой один человек – «зеркало», второй – смотрящийся в него. Смотрящемуся необходимо принять любую позу, а «зеркалу»повторить ее с максимальной точностью.

4) Игры на импровизацию диалогов.

Ребенок выбирает карточку с изображением персонажа. Необходимо придумать разговор сказочного персонажа по телефону, сочинить разговор двух персонажей и тд.

5) Театрализация.

- Ребенок выбирает любимое животное, любимого сказочного персонажа, человека определенной профессии, и принимает на себя роль этого персонажа.

Проигрывание сказок, рассказов, стихотворений с помощью игрушек, настольного театратеатра куколтеатра теней.

Сюжетов для театрализованных игр множество. В театрализованные игры можно играть на протяжении всего дня, во время режимных моментов. Например, во время купания, ребенку необходимо проиграть роль уточки, которая плавает с ним в ванной. Для театрализованной игры можно создать свой театр из подручных материалов. Это совсем несложно. А главное, что его можно сделать вместе с ребенком.

С помощью театрализованных игр развиваются навыки и умения, которые необходимы для общения. Играйте с детьми в театрализованные игры, ведь это совсем не сложно!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№ 1

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (мастер- класс)

Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Угадай, кто я

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и норм в общении.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Покажи сценку

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Передача чувств

Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: Погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой, погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй, прижать к себе, потрепать ласково волосы.

Встреча сказочных героев

Цель: описать свои ощущения в новой роли, формировать адекватную самооценку, помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера.

Педагог играет роль волшебника, подбирая каждому ребёнку образ сказочного персонажа, который обладает личностными особенностями, противоположными характеру ребёнка. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает; ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя. Каждому герою волшебник даёт по «пять жизней» (фишки, которых он лишается, если изменит свой поведение). Далее детям предлагается придумать сказку для своих героев и разыграть её.

 

 

 

Телефон

Цель: развивать творческое воображение, формировать коммуникативные навыки.

Приглашаем двух человек, которым даётся по телефону предлагается ситуация и тема для разговора.

  • Поздравить с днём рождения и напросится в гости
  • Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр
  • Вам купили новые игрушки, и вы приглашаете друга поиграть
  • Вас обидели, а друг вас утешает
  • Ваш друг отнял любимую игрушку, а теперь извиняется

Лесное телевидение

Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации; воспитывать коммуникативные качества.

Ребёнок в костюме сороки берёт интервью у лесных обитателей. Дети по желанию выбирают себе роль животного, одевают элементы костюмов, придумывают небольшой рассказ о новостях из их лесной жизни.

«Скульптор»

Цель: Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности. тела, умение действовать с партнером.
Ход игрыДети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
« День рождения»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фламастер и даже «живой» кот.
                                               «Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку. 
Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри! ». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать ( если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть ( если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как средство развития коммуникации»

                                                         Подготовила: воспитатель Абдулова Д.С.

п.Правохеттинский

2017г.

Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть занимаемся коммуникативной деятельностью. В процессе общения человек может поделиться важными для него мыслями, чувствами, переживаниями, обретя понимание со стороны другого человека. Коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо помогать детям развивать свой социальный опыт общения. Для этого идеально подойдет театрализованная игра.

Театрализованная игра – это деятельность, насыщенная в эмоциональном отношении, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его. Желание поиграть в сказку велико. Сказка приносит радость и удовольствие. Театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителей и участия профессиональных актеров. Она способствует развитию мимики, жестов, пантомимики

В процессе театрализованной игры у детей формируется эстетическое восприятие, которое дает толчок развитию познавательной деятельности. Художественное произведение знакомит ребенка с новыми явлениями и позволяет выделять существенное в предмете, понимать художественный образ. В ходе театрализованной игры, в процессе принятия на себя роли, появляется возможность почувствовать последствия своих поступков. Поэтому создание условий для усвоения детьми новых способов взаимодействия со сверстниками, является одной из главных задач взрослого при организации театрализованной игры.

Есть множество упражнений по театрализованной игре, которые подходят детям разных возрастов. Вот некоторые из них:

1)«Театр всевозможного» - игры с предметами быта и игрушками.

Выбрать любой предмет или игрушку, рассмотреть его, определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент. Сочинить и рассказать небольшую историю о предмете. Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут предметы.

2) Творческие задания на развитие пантомимики.

- Разговор двух иностранцев, не знающих языка друг друга, с помощью жестов и мимики.

- Ситуация, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому.        

3) Этюды на развитие творческого воображения.

«Перевернутый ящик – телевизор» - дети смотрят «передачу», каждый их них рассказывает то, что видит.

- Игра «Зеркало» - парная игра, в которой один человек – «зеркало», второй – смотрящийся в него. Смотрящемуся необходимо принять любую позу, а «зеркалу»повторить ее с максимальной точностью.

4) Игры на импровизацию диалогов.

Ребенок выбирает карточку с изображением персонажа. Необходимо придумать разговор сказочного персонажа по телефону, сочинить разговор двух персонажей и тд.

5) Театрализация.

- Ребенок выбирает любимое животное, любимого сказочного персонажа, человека определенной профессии, и принимает на себя роль этого персонажа.

Проигрывание сказок, рассказов, стихотворений с помощью игрушек, настольного театратеатра куколтеатра теней.

Сюжетов для театрализованных игр множество. В театрализованные игры можно играть на протяжении всего дня, во время режимных моментов. Например, во время купания, ребенку необходимо проиграть роль уточки, которая плавает с ним в ванной. Для театрализованной игры можно создать свой театр из подручных материалов. Это совсем несложно. А главное, что его можно сделать вместе с ребенком.

С помощью театрализованных игр развиваются навыки и умения, которые необходимы для общения. Играйте с детьми в театрализованные игры, ведь это совсем не сложно!

Приложение№ 1

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (мастер- класс)

Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Угадай, кто я

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и норм в общении.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Покажи сценку

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Передача чувств

Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: Погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой, погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй, прижать к себе, потрепать ласково волосы.

Встреча сказочных героев

Цель: описать свои ощущения в новой роли, формировать адекватную самооценку, помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера.

Педагог играет роль волшебника, подбирая каждому ребёнку образ сказочного персонажа, который обладает личностными особенностями, противоположными характеру ребёнка. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает; ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя. Каждому герою волшебник даёт по «пять жизней» (фишки, которых он лишается, если изменит свой поведение). Далее детям предлагается придумать сказку для своих героев и разыграть её.

Телефон

Цель: развивать творческое воображение, формировать коммуникативные навыки.

Приглашаем двух человек, которым даётся по телефону предлагается ситуация и тема для разговора.

  • Поздравить с днём рождения и напросится в гости
  • Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр
  • Вам купили новые игрушки, и вы приглашаете друга поиграть
  • Вас обидели, а друг вас утешает
  • Ваш друг отнял любимую игрушку, а теперь извиняется

Лесное телевидение

Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации; воспитывать коммуникативные качества.

Ребёнок в костюме сороки берёт интервью у лесных обитателей. Дети по желанию выбирают себе роль животного, одевают элементы костюмов, придумывают небольшой рассказ о новостях из их лесной жизни.

«Скульптор»

Цель: Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности. тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
« День рождения»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фламастер и даже «живой» кот.
                                               «Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку. 
Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри! ». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать ( если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть ( если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."

В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизи...

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство всестороннего развития ребенка."

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоц...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи у воспитанников»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребѐнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...