«Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе»
консультация

Гусарова Елена Валерьевна

В консультации отображены инновационные технолгии: "Проектный метод", здоровьесберегающие технологогии, социоигровая технология, квест-игра, "Клубный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu_innovatsionnye_tehnologii_v_doo.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Малышок» г. Советский»

Консультация на тему:

«Технологии в воспитательно-образовательном процессе»

                                                                                          Составила: Гусарова Елена Валерьевна,

старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок»

г. Советский

 2016 год

       Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

      Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

     Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.                            

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии используемые в ДОУ:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии проектной деятельности
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Информационно - коммуникационные технологии
  • Личностно - ориентированные технологии
  • Технология портфолио дошкольника
  • Технология портфолио педагога
  • Игровые технологии
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология "ТРИЗ"
  • Технология коллективного способа обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технология проблемного обучения

Наименование технологии, автор

Цель внедрения технологии

Описание технологии

Результат

1. Здоровьесберегающая технология (Смирнов Н.К.)

здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

При планирование и проведение различных видов деятельности учитываем возрастные особенности воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей.

Это технология способствует снижению заболеваемости; снижению усталости и утомляемости; укрепляет здоровье воспитанников; формирует устойчивый интерес к двигательной деятельности.

2. Технологии проектной деятельности (Дьюи в США, Щацкий С - Россия)

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Способствует творческому развитию детей.

Позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных ситуациях

3. Технология исследовательской деятельности (Савенков А.И. "Одаренный ребенок в массовой школе"; Н.Н. Поддьяковым - "Детское экспериментирование")

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

4. Информационно-комуникационные технологии (Беспалько В.П., Захарова И.Г.)

повысить качество обучения, используя информационно - коммуникативные технологии на занятиях.

создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

• приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

• позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

• обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов.

способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения с широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, прислушиваются к советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах.

5. Личностно-ориентированные технологии (Карла Роджерс; В. А. Сухомлинский; Ш. Амонашвили)

Признать в каждом воспитаннике неповторимую личность; формировать социально значимые качества; создать условия для использования полученных знаний.

Личностно-ориентированное обучение воспитанников в ДОУ, это целенаправленное формирование всех качеств его личности, с учетом его особенностей. Это определение уровня обученности и воспитанности с помощью диагностических методик.

Ребенок развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

6.Технология портфолио дошкольника (Е. Егорова; Л. Орлова, И. Руденко.).

собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволят целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Своеобразная  копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим.

7. Технология портфолио педагога (Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин "портфолио" трактуется как "учебный портфель")

оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки)

портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитанника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. Повысить эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности, где дети в полной мере учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри группы.

9. Технология разноуровневого обучения (Песталоций И.Г.; Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдова.)

Развивать чувство ответственности за каждого воспитанника, построить занятия и другие виды деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, уровня его обученности и воспитанности.

Каждому ребёнку предоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя из особенностей, заложенных в нем природой.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

- сетевое планирование;

- разноуровневый дидактический материал.

предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

10. Технология "ТРИЗ" (теория решения изобразительных задач). (Т.С. Альтшуллером)

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Дает возможность: проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения; позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

11. Технология коллективного способа обучения (Дьяченко В.К.)

Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности)

Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)

Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.

позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, развивает речь учеников, обучает навыкам совместной деятельности.

12. Технология интегрированного обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец)

формирование целостной естественно-научной картины мира.

Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, расширяют кругозор; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; эмоционально развивают детей, т.к. основан на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др

13. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи)

усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности воспитанника и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

14. Квест-игра

 Берни Додж и Томом Марч. 

повышения у детей уровня знаний и умений.

Технология может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.

Технология, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила. Дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.

15. Клубный час

Гришаева Н.П.

Развитие саморегуляции, самоопределения, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Учить планировать свои действия

Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Подготовка детей к школе, самостоятельности, саморегуляция своего поведения.

Здоровьесберегающие  технологии

      Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

       Здоровьесберегающие технологии в детском саду ориентированы на обогащение, поддержание и сохранение всех участников воспитательно-образовательного процесса: в отношении воспитанников технологии должны гарантировать воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и методах его сохранения, высокий уровень детского здоровья; обеспечивать валеологическую компетентность, которая подразумевает безопасное поведение и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии

Организационно-педагогические

Определяют и координируют ход учебно-воспитательного процесса, предотвращая гиподинамию, переутомление, раздражительность и прочие дезаптационные состояния у воспитанников. В комплекс технологий входит художественное-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие детей, которое должно восприниматься как единое целое. 

Психолого-педагогические

Строятся на непосредственной работе воспитателей с дошкольниками, используя программу, методологию и технологии, которые следуют  психологическому комфорту ребенка

Социального-психологического благополучия

Отвечают за социальное и психическое здоровье воспитанников посредством создания условий для эмоционального комфорта, оказании помощи в формировании положительных взаимоотношений с воспитателями и сверстниками. За реализацию этих технологий отвечает психолог, который проводит индивидуальные и групповые занятия. Воспитатель оказывает посильную помощь. 

Физкультурно-оздоровительные

Стимулируют физическое развитие и оздоровление детей через двигательную активность, приобщение к физкультуре. Технология использует самомассаж и массаж, закаливание, все виды гимнастики, ортопедические мероприятия. Цель их формирование у детей правильной осанки, физической выносливости, приобщать к ежедневной физической активности. Реализуют это направление преподаватели физвоспитания, старшие и младшие воспитатели.

Учебно-воспитательные

Направлены на обучение детей заботе о своем здоровье, прививании им культуры ЗОЖ, на воспитание валеологической культуры в дошколят, осознанного отношения к своей жизни, телу и здоровью. В ходе занятий дети должны получать знания о здоровье, уметь сохранять его. Технологии основываются на принципах личностно-ориентированного воспитания, потому педработникам следует принимать во внимание личные особенности детей, их предпочтения и интересы при выборе метода обучения и воспитания. 

Медико-профилактические

При участии медиков и, согласно медицинским нормам и требованиям, они помогают сохранять здоровье детей. Медработник следит за соблюдением СанПинов и правильной организации здоровьесберегающей среды в детском саду, проводит мониторинги здоровья, дает рекомендации по мерам профилактики, закаливания, контролирует рацион питания и физические нагрузки детей.

Валеологического просвещения

Работа над валеологической просвещенностью родителей воспитанников и потребностью к ведению здорового образа жизни у педагогов. Родители должны знать, как правильно организовать режим дня и питания малыша вне ДОУ. Для этого их знакомят с видами детсадовской работы по физвоспитанию и сбережению здоровья, привлекают членов семей к спортивным праздникам, прогулкам, экскурсиям и другим мероприятиям в ДОУ, готовят информационные стенды, памятки, проводят консультации и дни открытых дверей.

На практике формы реализации пропаганды и внедрения ЗОЖ в детском саду делятся на три большие группы:

Стимулирование и сохранение здоровья

Стретчинг

Малышам с плоскостопием и слабой осанкой показаны дважды в неделю занятия стретчингом длительностью 30 минут в музыкальном или физкультурном зале. Упражнения стретчинга направлены на развитие гибкости, растяжку мышц. Проводить их нужно под музыку минимум через полчаса после еды. 

Ритмопластика

Простые движения, выполняемые под музыку или ритм, позволяющие детям выразить эмоции, характеры, создать образы. Движения могут быть имитационными или танцевальными. Получасовые занятия проводятся в средних и старших группах для развития чувства ритма, гибкости, пластичности и выразительности. Дети учатся творчески осмыслять музыку, выражать свои чувства эмоционально-телесными способами.

Хатха-йога

Упражнения позволяют восстанавливать дыхание, регулировать работу систем организма, успокаивают, расслабляют, снимают усталость и чрезмерную возбудимость.

Активные паузы

Занимаясь, дети нуждаются в коротких 2-5-минутных паузах, которые проводят по мере утомляемости воспитанников. Паузы должны включать элементы дыхательной и гимнастики для глаз, чтобы стать методом профилактики усталости. 

Подвижные игры и спартакиады

Каждый день воспитанники всех возрастных групп должны играть в активные игры различной степени подвижности. Проводят их в групповой комнате, во время прогулки на площадке или занятия физкультурой. Игры должны соответствовать времени и месту проведения, возрасту детей. В больших детских садах рамках нескольких групп возможно проведение спартакиад и спортивных праздников среди детей одной возрастной категории. 

Релаксация

Каждое помещение ДОУ подходит для релаксации, интенсивность которой выбирает воспитатель. Педагог самостоятельно определяет цели релаксационных процедур, использует по своему усмотрению музыку или звуки природы. 

Гимнастика

  • Пальчиковая проводится в группах или подгруппах детей в любое удобное время, выбранное воспитателем. Особенно показана воспитанникам с проблемами речи. 
  • Зрительная — занимает не более 2-5 минут в любое время. Воспитатель показывает, как выполнять упражнения или демонстрирует наглядный материал, а дети — повторяют. Проводится по мере утомляемости дошколят и в зависимости от интенсивности нагрузки на органы зрения. 
  • Дыхательная — проводится после проветривания помещения. Во время упражнений воспитатель напоминает детям правила гигиены полости носа. 
  • После дневного сна короткая 5-10-минутная гимнастика поможет дошкольникам почувствовать себя бодрее.
  • Корригирующая — взаимосвязана с задачами, которые стоят перед воспитателем, и состоянием здоровья детей.
  • Ортопедическая — используется для предотвращения и лечения плоскостопия, заболеваний опорного свода стопы. 

Обучение принципам ЗОЖ

Занятия физкультурой

Дважды-трижды в неделю физкультурой занимаются в хорошо проветренном помещении музыкального или спортивного зала. У самых маленьких занятие занимает 10 минут (в помещении группы), у дошкольников младшего возраста — 15-20 минут, среднего — 20-25 минут и у детей подготовительной группы — 25-30 минут. 

Игротерапия и игровые тренинги

После дневного сна в свободное время незаметно для детей при участии воспитателей проводятся проблемно-игровые занятия. Процесс игры может сопровождаться как активными действиями детей, так и пассивным их участием.  

Коммуникативные игры

Среди детей средней и подготовительной группы один-два раза в неделю проводят коммуникативные игры. Занятия длятся не более получаса и включают различные игры, инсценировку, беседы, лепку или рисование.

Самомассаж

Точечный самомассаж проводят для профилактики эпидемий в осенне-весенний период. Воспитатель показывает демонстрационный материал (картинки, плакаты, короткие видео) и выступает в качестве примера для правильного выполнения. Время для самомассажа педагог выбирает самостоятельно.

Валеологические занятия

У детей средней и подготовительной группы раз в неделю проводятся получасовые валеологические занятия, на которых дети должны узнавать больше о своем здоровье и теле. 

Коррекционные 

Музыкотерапия

Выступает вспомогательным методом коррекции, который дополняет физкультурно-оздоровительную работу и используется несколько раз в месяц. Помогает снять напряжение, усталость, поднять настроение.

Сказкотерапия

Для дошкольников старшего возраста является подспорьем в развивающей и психологической терапевтической работе. Получасовые занятия проводятся не чаще 2-4 раз в месяц. На занятиях сказки может рассказывать воспитатель или один из родителей, либо же группа детей. Важно, чтобы все члены группы принимали в занятии активное участие. 

Цветотерапия

Наряду с музыкой, цветотерапия помогает в повышении эмоционального настроя, снятия чувства усталости и напряжения. Воздействие цветом может использоваться в качестве отдельного занятия несколько раз в месяц (2-4), либо же в роли оформления помещения группы на постоянной основе.

Социоигровая технология

        Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

       Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать:     

- игра-жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;     

- социо-игровую технологию системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.   

Идея социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах (по В.М. Букатову):

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникации, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Процесс образования групп для взаимодействия между партнерами по игре можно проводить, давая определенные задания. Например: распределение на группы (компании) по цвету волос, глаз, одежды или длине волос, чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.

4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Общение детей в рамках данной технологии необходимо организовывать в три этапа:
I этап.  Педагогу необходимо учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
II  этап. Общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
III   этап. Общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.       

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1.  Игры-задания для рабочего настроя.
2.  Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3.  Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4.  Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.   

Игры социо-игровой направленности

Игра для рабочего настроя.

Игра-активатор “Друг к дружке” 

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак – начали: Правая рука к правой руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Бедро к бедру! – Ухо к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу! – Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к кулаку! Молодцы!!!

Ира для деления на группы, компании:

По карточкам

Берутся 4-6 картинок из определенных сказок (сюжетных картинок, состояние природы, игрушки и т.д.) В руках у педагога поднос с картинками. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает одну и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались другие необходимые для составления единой картины (сюжета и т.д.) Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро-группы (игровые команды), само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное.

Игры для социо-игрового приобщения к делу

«Азбука городов»

     Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет

начинать.  Ребенок  произносит,  например,  следующее:  «Я  поеду  в  Астрахань»,  -  и,

повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ

начинался с буквы «А». Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не

водятся,  там  скорее  арбузы  водятся,  но  для  данной  игры  это  неважно,  напротив,

несообразности вносят в неѐ дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он

говорит,  куда  поедет  сам  (названия  городов  могут  идти  по  алфавиту,  а  могут  быть

произвольно  выбранные  названия  городов):  «Я  поеду  в  Братск!»  -  и  тут  же  спрашивает соседа:  «Зачем?»  Тот,  допустим,  отвечает:  «Баранки  покупать...  А  я  поеду  в  Вологду. Зачем?»  …Ну  и  так  далее.  Тот,  кто  ошибся  -  ответил  невпопад,  -  платит  фант  или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру.

Проектная деятельность

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом:

  1. Выбор темы

Один из способов введения в тему проекта связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

  1. Реализация проекта.

      Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

  1. Презентация

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

  1. Рефлексия

     Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

- Формулирует проблему (цель).

- При постановке цели определяется и продукт проекта.
- Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
- Формулирует задачу (не жёстко).

-Вхождение в проблему.
- Вживание в игровую ситуацию.
- Принятие задачи.
- Дополнение задач проекта.

2 этап

- Помогает в решении задачи
- Помогает спланировать деятельность
- Организует деятельность.

- Объединение детей в рабочие группы.
- Распределение амплуа.

3 этап

- Практическая помощь (по необходимости).
- Направляет и контролирует осуществление проекта.

- Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

- Подготовка к презентации.
- Презентация.

- Продукт деятельности готовят к презентации.
- Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Квест-игра

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал.

Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.

Квест - технология имеет ряд особенностей:

- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

- самовыражению ребенка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что дает родителю уверенность в качестве  и правдивости информации);

- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;    

- образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;

- может быть как индивидуальной, так и коллективной.

В квестах можно выделить такие виды:

- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Клубный час

Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Клубный час (для ребенка) – это передвижение по детскому саду с выбором занятий по интересам.

     Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

Во-первых, тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие. Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.

     Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:

«Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

- Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

- Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

 - Говори спокойно.

 - Ходи спокойно.

- Возвращайся в группу по сигналу звонка.

- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

В-четвертых, разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.: Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

В-пятых. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

      C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:

Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К.Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К.Ч.

     Непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К.Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

     После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

- Где ребенок был?

- Что ему запомнилось?

- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

 - Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

     Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

     После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей),

- соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

 - какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Занятие - тренировка как инновационная технология в воспитательно - образовательном процессе

Конспект ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИРОВКИ непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы...

Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"

В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

Доклад "Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе"

В докладе описана работа педагога по использованию инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе (квест-игра, геоборд, развивающие игры Воскобовича и др.)...

«Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»

Поддержка интересов детей  с гибким планированием образовательного процесса, нацеленным на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активно...