Консультация "Педагогические технологии в развитии детской инициативы"
консультация

Гусарова Елена Валерьевна

Консультация содержит материал по педагогическим технологиям, подходам в развитии детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskaya_initsiativa.docx601.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Малышок» г. Советский»

Консультация на тему:

«Педагогические технологии (подходы)  

в развитии детской инициативы»

                                                                                       Составила: Гусарова Елена Валерьевна,

старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок»

г. Советский

 2019 год

      Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период поддерживать, в противном случае, как считал Эрик Эриксон, если до 5 лет родители, воспитатели перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем человек теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

      Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества.  В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности».

     В современных условиях, обусловленных новыми тенденциями в реформировании и модернизации образования, появлением новых образовательных областей, апробированием инновационных педагогических технологий, в качестве приоритетной выдвигается задача подготовки подрастающего поколения, способного к проявлению познавательной активности и познавательной самостоятельности. Способность самостоятельно приобретать и обновлять знания позволяет ребенку адаптироваться в быстро меняющемся мире.

      В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается значимость развития инициативности уже в дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов».

      Не всегда детскую инициативу мы можем активно развивать во время непрерывной образовательной деятельности, так как у педагога стоят определенные задачи и структура занятия, но во время совместной деятельности взрослого с детьми в режиме дня педагоги должны инициировать проявление детской инициативы.    

     Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

      Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, взрослым важно не запрещать этот процесс.

      Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

       Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

      В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

       Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений

Педагогические технологии (подходы)  в развитии детской инициативы

Образовательная технология «Детский совет»

     «Детский совет» - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

     «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

      Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Задачи «Детского совета»:

  1. Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  3. Развивать эмпатию.
  4. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  5. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  6. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
  7. Разработать план действий.
  8. Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  9. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

      «Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.

      Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

    1. Ритуал. позволяет объединить детей на совместную деятельность.

    2. Беседа на свободную тему. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?

     Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

      3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. Это может быть история одного ребенка «Новогодние игрушки моей семьи» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег».

     4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

      Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. Для этого можно использовать технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»

     5. Совместное составление плана работы над проектом.

      Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.

      Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу?»

      Активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.

     Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.

      «Детский совет» проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Образовательная технология «Групповой сбор»

Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.

К задачам группового сбора относятся:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
  2. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
  3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

     Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.

     Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек, тамбурин, игрушки, картинки.

     Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор.

В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов»

  1. «Что мы знаем?»
  2. «Что мы хотим узнать?»
  3. «Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

       Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.

  1. Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
  2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
  3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.

Образовательная технология «Твигис»

      Технология «Твигис» раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной, магистрант факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственый педагогический университет».

     В самом названии «Твигис» зашифровано три ключевых слова – творчество, игра и исследование. Именно игра - ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности.

Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.

    В основу технологии положены модель деятельности как процесса по А.Н. Леонтьеву и структура инициативности Т.С. Борисовой

Структура инициативности (по Т.С. Борисовой) 

1. Когнитивный компонент (наличие у детей знаний об окружающем мире, себе, своих возможностях).

2. Мотивационный компонент (формирование познавательного мотива и действий).

3. Деятельный компонент (активизация познавательных процессов в деятельности).

4. Интеллектуальный компонент (интеллект, активность, возможность принятия собственных решений, творчества, оригинальных идей, использование нестандартных способов деятельности).

5. Волевой компонент (в психологической литературе инициативность рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль играет побуждение ставить пред собой задачу и осуществить ее).

6. Рефлексивный компонент (поведенческий).

     Составлены 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.

Шесть вопросов, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в деятельности

№ п/п

Вопрос

Характеристика действий

1

Что я знаю?

Мотивация

2

Что я хочу узнать?

Стимулирование к выдвижению идей, высказываний, мнений, предложений

3

Что сделать, чтобы узнать? (у кого? Каким способом? Кто подскажет? У кого спросить?)

Развитие инициативы через планирование действий. Составление плана действий

4

Чему я хочу научиться?

Достижение детей в деятельности

5

С кем я хочу это сделать?

Выбор партнера в деятельности. Осуществляется по желанию детей. Допускается индивидуальная деятельность, самостоятельная без партнера

6

Как у меня получилось?

Рефлексия, демонстрация результата,

достижения

       Помощь в работе по данной технологии оказывает использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых «задает» свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий. Участник учится планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.

      Например, рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед мальчиком: «На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый и Южный. Какой из них самый большой? Рассмотри глобус, карту мира и попробуй найти его.

Ты нашел правильно. Это Тихий океан". Далее начинается работа со смайликами и вопросами.

1."Что я знаю?

-Тихий океан самый большой.

-Можно доплыть на корабле.

2.Что я хочу узнать?

-Сколько времени потребуется, чтобы доплыть до океана?

-Какие животные, рыбы обитают в тихом океане?

- Какая вода в океане? (Соленая, пресная)

3.Что сделать, чтобы узнать?

 -У кого?

- Каким способом?

-Кто подскажет?

-У кого спросить?

Можно посмотреть энциклопедию, обсудить различные виды кораблей, рассмотреть иллюстрации, определить место пребывания. Вспомнить мультфильмы, рассказы, расспросить других ребят в группе.

4.Чему я хочу научиться?

- Хочу научиться конструировать корабль из LEGO-конструктора либо других пособий.

5.С кем я хочу это сделать?

С Ваней.

С ребятами в группе.

6.Как у меня получилось?

– Здорово, покажу другим детям и организую игру

     Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?, «Что сделать, чтобы узнать?». Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах.

Образовательная технология «Ситуация»

       Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.  

     Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и  не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Например:

Взрослая цель

Детская цель

Образовательная ситуация «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку в технике оригами

Помочь маме кошке найти котят

Образовательная ситуация «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

    Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

    Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и оказание помощи сказочному герою.

Этап 2. «Актуализация».

На данном этапе в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Этап 3. «Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.  

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

       С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему нам это удалось?» подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.

    На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

       Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.

Ситуация 1. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку, у них это не получается. Обращаются к воспитателю за помощью. Воспитатель показывает способ действия. Дети повторяют за ним. Рефлексия: кошка говорит спасибо, воспитатель обращает внимание на то, что дети справились с заданием. На следующем занятии или в творческой мастерской дети закрепляют технику, создавая новую поделку.

Ситуация 2. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы продолжить экскурсию, необходимо получить новые знания о новом предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию (энциклопедия, спросить у взрослого, найти информацию в интернете). На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его, получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.

Технологии Креативного мышления

Один из приемов креативного мышления есть в программе «Радуга» «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к рисунку.

Применение приемов ТРИЗ можно отнести к технологии креативного мышления

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения.

Материал: рисунки разных объектов, например: мел, лист бумаги, гитара, чайник, пенал, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.  9 человек

Ход игры:

Каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, мел). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - лист бумаги). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, пенал имеет такую же форму и т.д. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.

Упражнение “Сочини сказку”.

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Материал: распечатанные на бумаге фразы с началом и окончанием сказки.

Инструкция участникам: участники делятся на 3 команды, каждая команда получает бланк с началом и окончанием истории. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.

Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«женщина со злостью толкнула ногой табурет…» и заканчивается фразой: «…поэтому, в детском саду, все дети хорошо поели»

метода Эдварда де Боно «Шляпы мышления», эксперта в области креативности и обучения навыкам мышления;

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

- Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на занятии любой области. Использование данного метода развивает способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

На самом деле метод Шести шляп имеет волшебное значение— это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Описание Метода шести Шляп

БЕЛАЯ ШЛЯПА: Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА:

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы,, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Я в синей шляпе. Я отстаиваю мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знаю, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Мне, синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Ведущий. Предлагаю вам разделиться на 6 групп и «примерить» одну из шляп.

Участники группы работают по сказке «Колобок»

В белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

В красной шляпе – проанализируют текст с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении.

В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

В жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

В синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

«Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый педагог. Этот метод позволяет сделать занятие или игру красочным и увлекательным действием. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Брейнсторминг – мозговой штурм, предложенный А. Осборном. Этот термин встречается в тренингах по бизнесу, но также с успехом применяется в школах, а теперь используется и в дошкольном образовании, в основном направлен на развитие самостоятельности и инициативности.

Многие дети стеснительны, боязливы, неинициативны, у кого-то может быть занижена самооценка, и они не желают высказывать неординарные решения на поставленный вопрос, выдвигать гипотезы, ждут решений от других. Налицо отсутствие самостоятельности и инициативности. Они боятся осуждения друзей, педагога. Брейнсторминг предполагает запрет на насмешку и критику любых идей. Это своего рода корзина для сбора любых предположений, пусть даже и фантастических, – генератор идей.

Применение метода А. Осборна дает возможность проявить свою инициативность, оценить и выбрать лучшие решения. Он удачно сочетается с опытно-экспериментальной, проектной деятельностью; часто используется на занятиях по ТРИЗ при составлении интеллект-карт или, как еще их называют, «карт ума», которые служат своеобразной зарядкой для ума, используется и для развития связной речи. Брейнсторминг учит быть смелым, не бояться ошибиться.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:

 - собрать информацию по теме обсуждения;

- разработать цепочку вопросов к детям;

- подобрать картинки;

-   продумать варианты организации продуктивной деятельности;

- иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;

- быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.    

      А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.001.png

Алгоритм технологии «Мозговой штурм»

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.002.png

- выслушать проблему;

-  подумать над её решением;

- разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»          

- рассказать свою идею;          

- выслушать и обсудить идеи;    

 - выбрать идею

При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

Выбрать идею   Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Рассмотрим этапы технологии:      

  1. Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.    
  2. Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».    
  3.  Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические.

Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют.

Примерные вопросы к детям при обсуждении:

Какая идея наиболее подходит?

Подходит ли эта идея? Почему?

Давайте подумаем вместе?

А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…?

Какие условия отбора?

  1. В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.

На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней.

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти более пяти решений. 
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). 
Решения: 
- Добавить холодную воду, заварку или молоко. 
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. 
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. 
- Добавить много варенья или сахара. 
- Переливать через воронку. 
- Погружать холодные ложки. 
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... 

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми. 
Сначала определим цели: 
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. 
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях". 
- Научить детей фантазировать. 
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. 
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая. 
- Оценить общую активность детей. 

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе. 
1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты". 
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. 
3. Поставить обеим группам задачу. 
4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди. 

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь. 

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей. 

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон. 

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. 

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. 
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных. 

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики". 

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени. 

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..." 

Научите детей задавать себе вопросы: 
- Какие части участвуют в задаче? 
- Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? 

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. 

Темы мозгового штурма для детей. 
Сначала приведем "классические" примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.) 

Примеры. 
1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? 
2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? 
3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? 
4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? 
5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? 
6. Как не ссориться с мамой? 
7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? 
8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? 
9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? 
10. Чем можно рисовать на асфальте? 
11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 
12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) 
13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? 
14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет). 
15. Что будет, если уничтожить всех волков? 
16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? 
17. Придумайте насекомое с необычными свойствами. 
18. Как сделать разноцветную льдинку? 
19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? 
20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? 
21. Как можно поприветствовать человека? 
22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут? 
23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь? 
24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? 
25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек. 
26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? 
27. Как достать сосульку с крыши? 
28. Как украсить класс к Новому году? 
29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? 
30. Куда в комнате можно спрятать куклу? 
31. Куда я спрятал конфету? 
32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы? 
33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь? 
34. Как найти самого умного человека в королевстве? 
35. Чем полезен, а чем вреден комар? 

Задачи. 
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 
2. Как можно определить время, если нет часов? 
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать? 

Ответы на задачи. 
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. 
Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)... 

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком. 

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков... 

Игровое пособие «Часы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

(из опыта работы МАДОУ д/с «Улыбка». пос. Малиновский)

Воспитатель: Соколова Л.А

I:\DCIM\103SSCAM\SS853713.JPG

         В рамках реализации познавательного маршрута «Игры наших мам и пап» в подготовительной группе на основе проведенных игр оформили игровое пособие «Часы». Игровое пособие состоит из 8 секторов: игры с метанием, игры – ловишки, игры с мячом, игры с фантами, игры в прятки, малоподвижные игры, игры с прыжками, игры - развлечения «Неразлучные друзья – дети, родители и игра». Педагогами оформлялись карточки с кратким описанием игры на одной стороне и графическим изображением на другой стороне. Это позволило накопить картотеку игр и самостоятельно организовывать детьми игры, соблюдая инструкцию и правила. Каждый сектор реализуется в течение недели. Игры проводились не только в группе, но и на свежем воздухе. В играх дети использовали игровое оборудование: мячи, скакалки, кегли, палочки, резиночки, ленточки; чертили «классики». Проводимые совместные мероприятия детей и родителей носили произвольный характер, принося радость детям и дружеские отношения участников игры.

Игровое пособие помогает детям проявить инициативу в самостоятельном выборе цикла игр, по схеме вспомнить правила и перейти к самой игре.

Игры с мячом

«Картошка», «Четыре стихии», «Я знаю 5имён», «Съедобное-несъедобное», «Футбол»

Игры-ловишки

«Светофор», «Ловишки (с ленточками), «Чай-чай-выручай», «Третий-лишний», «Салки»

Игры с прыжками

«Резиночки», «Десятки», «Классики», «Удочка», «Лягушки и цапля»

Игры с метанием

«Штандер стоп», «Ловишки с мячом», «Вышибалы», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий»

Игры - прятки

«Холодно-горячо», «Узнай по голосу», «Жмурки», «У кого мяч», «Звонок», Найти мяч»

Игры с фантами

«Почта», «Я садовником родился…», «Вы поедите на бал?», «Чёрный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите», «Узнай по носу»

Игры малой подвижности

«Иголка, нитка и узелок», «Колечко-колечко», «Тише едешь, дальше будешь-стоп», «Цепи», «Путаница»

      

    Три золотых правила заложены в социо - игровой технологии (как сочетание игрового момента и социума). Этих правил нужно придерживаться в работе с детьми, они способствуют неуверенным детям преодолеть нерешимость, развивают самостоятельность, инициативность, желание общаться друг с другом.

1.Двигательная активность воспитанников.

2. Смена мизансцен, ролей в ходе деятельности.

3. Работа в малых группах.

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

     Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различн...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...

Статья "Использование проектной технологии в развитии детской инициативы"

Материал для педагогов ДОУ, раскрывающий тему проектной технологии и развития детской инициативы во время проектной деятельности с детьми....

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...